Ручное управление помогло незначительно снизить оптовые цены на автомобильное топливо
Розничные трейдеры ждут улучшения ситуации и распродают старые запасы по высоким ценам.
(
11 июля 2018 10:08 , ИА "Девон" )
Рост цен на автомобильное топливо останавливается. Несмотря на постепенное снижение биржевых цен на бензин в июне, стоимость топлива на АЗС продолжила расти, поскольку независимым участникам рынка нужно было распродать товар, купленный по высоким ценам в конце мая. Об этом сообщает
«Коммерсант».
В начале июля ряд независимых продавцов топлива уже начали незначительно снижать цены на АЗС. Стабилизация цен в рознице будет зависеть от того, продолжится ли снижение цен на бирже в условиях, когда экспорт бензина по-прежнему прибыльнее продажи внутри страны.
По данным СПбМТСБ, биржевые цены на бензины АИ-92 и АИ-95 к первой декаде июля снизились на 14% и 13% от максимальных майских значений, до 47 тыс. и 48 тыс. руб. за тонну соответственно. Цены на летнее дизельное топливо уменьшились лишь на 6,5%, до 46,8 тыс. руб. за тонну.
Биржевые цены стали снижаться после того, как правительство РФ перешло на
ручное регулирование рынка.
Оно пошло на это после рекордного майского роста розничных цен на топливо, который привел к социальной
напряженности в
ряде регионов РФ.
Также правительство потребовало от крупных нефтяных компаний зафиксировать розничные цены, а также увеличить продажи топлива на бирже на 3% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Одновременно были снижены акцизы на дизельное топливо и бензин, что поначалу послужило стимулом для снижения оптовых цен.
Несмотря на снижение цен на бирже, в рознице бензин продолжает дорожать. По данным Росстата, в июне средние цены на бензин на АЗС замедлили рост до 2,1% против 5,6% в мае. За первое полугодие топливо подорожало на 9,4%. Цены продолжают расти на независимых АЗС, отмечала ФАС, тогда как крупные компании выполняют соглашение о заморозке.
Например, бензин дорожал на заправках независимых сетей «Тиса», «ТрансАЗС», «Вемес» и Shell. При этом уже с июля ряд независимых АЗС снижали цены на топливо в Москве, в том числе за последнюю неделю «ТрансАЗС», Shell и «Астра АЗС».
Независимые АЗС в мае-июне работали в убыток и поэтому не могли замораживать цены, как это сделали заправки нефтяных компаний, поскольку в таком случае они бы разорились. Текущее снижение цен на бирже позволило независимым заправщикам начать зарабатывать.
В последние недели происходило восстановление маржинальности заправок, считает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». Он отмечает, что у ряда сетей АЗС сохраняются запасы топлива, купленного по высоким оптовым ценам конца мая, и поэтому они вынуждены повышать цены в рознице, чтобы не оказаться в убытке.
Перспективы стабилизации цен в рознице зависят от того, удастся ли продолжить тренд на снижение оптовых цен. «Ремонты на НПЗ завершились, запасы бензина выросли, и сейчас необходимо следить за тем, чтобы производимый бензин по-прежнему отгружался на внутренний рынок, а не на экспорт»,— говорит аналитик. Экспорт по-прежнему остается более выгодным для НК, чем продажа внутри России, считает он.
В этой ситуации решающим фактором становится политика регулятора. По мнению ФАС, компании выполнили план по росту продаж бензина на бирже в июне, хотя показатель упал к июню 2017 года на 3,5%, до 648,1 тыс. тонн.
«Надо учитывать разное количество торговых дней в июне 2017 года и в июне 2018 года. Если брать среднесуточные торги прошлого года и этого года, то сейчас этот показатель превышает по параметрам на величину более чем 3%»,— отмечал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. При этом ФАС была недовольна тем, что ВИНКи не снижают мелкооптовые и розничные цены вслед за биржевыми. Так, служба хотела обязать их записать данное требование в торговых политиках.
Кроме того, дальнейшее снижение оптовых цен зависит от динамики цен на нефть, которая в последнее время колеблется в диапазоне $76–78 за баррель. Пока рынок слабо реагирует на решение стран ОПЕК+ увеличить добычу, принятое в июне. Если России и Саудовской Аравии не удастся убедить рынок в достаточности предложения в ближайшие месяцы, к концу сентября цены могут вырасти, поскольку в октябре вступят в силу санкции США в отношении экспорта нефти из Ирана. Этот сценарий может привести к росту цен в опте, поскольку одновременно начнутся осенние ремонты на НПЗ, а производители начнут закладывать в цену влияние повышения налогов с 2019 года — как топливных акцизов, так и НДС.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, бензин автомобильный, дизтопливо, ФАС