Архив новостей

Январь2023

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

На налоги уйдут 75% всех поступлений нефтянки

Как будут балансировать бюджет РФ до 2025 года в условиях снижения экспорта нефти и газа.

(24 января 2023 09:44 , ИА "Девон" )
Прошлый год стал большим испытанием для российской экономики. Россия столкнулась с неожиданными вызовами - от жестких санкций и ограничений на мировых рынках до необходимости финансирования задач, связанных с новыми территориями. В этих условиях власти вынуждены искать новые средства для пополнения бюджета. О том, какие финансовые источники будут использовать для этого, говорится в материале аналитического агентства «ИнфоТЭК». Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

БЮДЖЕТ ПОПОЛНЯТ ЗА СЧЕТ НЕФТЕГАЗА.

Согласно прогнозам экспертов, налоговые поступления от нефтегазового сектора в 2022 году должны были составить 9,5 трлн. рублей. Однако высокие цены на нефть и газ смогли обеспечить порядка 10,4 трлн. рублей. Это на 15,5% выше показателей предыдущего года.

Повышение налогов в 2023 году обосновывается необходимостью балансировки государственного бюджета. Из-за санкций он стал дефицитным на 2,9 трлн. рублей вместо запланированного профицита в 1,4 трлн. рублей. В поисках дополнительных источников финансирования расходов правительство вновь обратило внимание на нефтегазовый комплекс, угольную промышленность и производство удобрений.

Производители удобрений уже столкнулись с повышением налогов в 2021 году. Тогда "рентный коэффициент", используемый при расчете налога на добычу полезных ископаемых, вырос в 3,5 раза. Угольные предприятия тоже будут в течение января–марта платить повышенный НДПИ. Вместе с тем, налоговая нагрузка на нефтегазовую сферу всегда была одной из самых высоких. Согласно расчетам аналитического центра «ИнфоТЭК», нефтекомпании в 2022 году отдавали в бюджет 73% своей выручки.

Повышение налогов приведет к тому, что в этом году на уплату налогов будет направляться до 75% всех поступлений нефтяных компаний. Для производства минеральных удобрений этот показатель составляет 19%, для банковского сектора – 21%. Для горной и металлургической промышленности он снизился с 26% до 25%.

НДПИ для нефтяных компаний меняется уже девять лет подряд в рамках налогового маневра. К 2024 году он должен привести к отмене таможенных пошлин за счет увеличения налога на добычу. Однако повышение НДПИ, запланированное на 2023–2025 годы, не связано с налоговым маневром и не затрагивает порядок расчета таможенных пошлин. Налоговая нагрузка повышается с целью повышения бюджетных доходов.

Так, с 1 января 2023 года коэффициент Нк_демп, характеризующий демпфер после 2020 года, нужно умножать на коэффициент Кнв в размере 1,3. Данная мера позволит компенсировать через демпферный механизм потери нефтеперерабатывающих компаний от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок по ценам ниже мировых. В итоге поступление НДПИ в бюджет в 2023 году увеличится на 208 млрд рублей. В 2024 году показатель вырастет на 213 млрд рублей, а в 2025 году – на 208 млрд рублей.

Кроме того, на 2023–2025 годы продлена корректировка демпфирующего механизма, введенная в качестве временной меры с сентября по декабрь 2022 года. Это связано с тем, что российская нефть под давлением санкций продавалась по цене ниже рыночной.

Дисконт после начала боевых действий в Украине достигал почти $30, что составляло более 25% от цены Brent. С течением времени его величина сначала сократилась, но к концу 2022 года снова увеличилась. В 2023 году дисконт также будет присутствовать. Это следовало учесть при расчете демпфера на бензин. А достигнутое таким образом сокращение расходов на компенсационные выплаты НПЗ позволит бюджету сэкономить 212 млрд рублей в 2023 году. Экономия составит 221 млрд рублей в следующем году и 229 млрд рублей – в 2025 году.

ПОТОЛОК ЦЕН ДАВИТ НА БЮДЖЕТ.

Правительство, озабоченное ростом дефицита бюджета, стремится компенсировать его за счет наиболее крупных отраслей, в числе которых добыча и переработка нефти. Налоговые отчисления, полученные в результате повышения фискальной нагрузки, смогут увеличить доходы бюджета в наступившем году на 420 млрд рублей. Совокупный эффект такой законодательной инициативы может достичь 1,29 трлн. рублей за три года.

Однако не следует забывать, что основным фактором риска для нефтяников остаются санкции. С 5 декабря вместе с эмбарго на импорт российской нефти по морю стал действовать потолок цен, установленный западными странами на уровне $60 за баррель.

О том, как эксперты предлагают бороться с этими ограничениями – читайте в материале «Информ-Девон».

С 5 февраля вступит в силу эмбарго на покупку нефтепродуктов. Вдобавок планируется введение двух новых потолков цен для темных и светлых нефтепродуктов. Ценовые ограничения будут пересматриваться один раз в два месяца с учетом рыночной ситуации. А предельные цены будут определяться на уровне не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены.

Согласно указу президента, Россия не будет поставлять нефть странам, установившим потолок цен. По прогнозам Минэкономразвития РФ, в 2023 году нефтедобыча в стране может снизиться до 490 млн т. Это на 4,85% меньше показателя 2022 года (об этом подробнее – в материале ИА «Девон»). При этом экспорт должен составить 250 млн тонн.

Влияние антироссийских санкций не следует недооценивать. Экспорт нефти по итогам 2023 года может просесть почти на четверть. Это приведет к заполнению нефтехранилищ и вынудит российские нефтедобывающие компании сократить добычу. Другим фактором риска является возможное снижение цен на нефть на мировом рынке.

Согласно прогнозам Минэкономразвития РФ, средняя цена Urals в 2023 году должна составить $70,1 за баррель. Однако здесь не учитывается отложенное воздействие энергетического кризиса в Европе и возможное снижение деловой активности в Китае. Поэтому не исключен сценарий, по которому цены на нефть могут вернуться к отметке $50. Это сократит рентабельность нефтедобычи, а вместе с повышением налоговой нагрузки способно привести к кризису в отрасли.

РЕКОРДНЫЕ НАЛОГИ ГАЗПРОМА.

Сложная ситуация и в газодобывающей отрасли. Ст. 342 Налогового кодекса РФ устанавливает базовую ставку НДПИ при добыче природного газа в размере 35 рублей за 1 тыс. кубометров. Изменения, внесенные в НК, предусматривают, что с 1 января 2023 года повышается ставка НДПИ. Для расчета налога вводится поправочный коэффициент Ккг. С 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года коэффициент составит 134; с 1 июля 2024 года по 30 июня 2025 года – 285; а после этого срока – 305.

Эти поправки должны увеличить сумму налоговых поступлений в бюджет на 2 трлн. рублей за три года. Особые условия предусмотрены для Газпрома, как крупнейшего производителя природного газа. По итогам 2022 года компания выплатит рекордные налоги – более 5 трлн. рублей. Для сравнения, в 2021 году компания перечислила 3,8 трлн. налогов и таможенных пошлин.

С 1 сентября по 30 ноября 2022 года Газпром уплачивал дополнительно по 416 млрд рублей в месяц через механизм НДПИ. Ранее правительство РФ изъяло у газового гиганта 1,248 трлн рублей. Это сумма, сопоставимая с полугодовыми дивидендами Газпрома за 2022 год. После этого было принято решение продлить ежемесячное изъятие на следующие три года, увеличив его на 50 млрд рублей (п. 14.2 ст. 343 НК РФ).

С нынешнего года также увеличилась ставка экспортной пошлины на природный газ. Она составит 30% при цене на газ ниже уровня $300 за тысячу кубометров и 50% – при цене выше $300. Это должно привлечь в бюджет еще 462 млрд рублей.

Повышая налоги для одних компаний нефтегазовой сферы, правительство не забывает о льготах для других. Так, в декабре 2022 года в Госдуму на обсуждение был внесен законопроект. В нем предлагается освободить от НДПИ проекты по добыче газа на Ямале и Гыдане, нацеленные на производство водорода и аммиака, которые будут запущены после 2024 года. Принятие закона приведет к тому, что с 2025 года российский бюджет будет недополучать около 2 млрд рублей ежегодно. Однако эта мера позволит монетизировать запасы газа труднодоступных регионах и будет способствовать развитию отечественной газохимии.

РОССИЯ ТЕРЯЕТ ГАЗОВЫЕ СВЯЗИ С ЕС

В 2022 году высокая рентабельность производства газа обеспечивалась беспрецедентными мировыми ценами. Стоимость газа на европейских хабах превышала $3 тыс. за тысячу кубометров. Согласно текущим оценкам, среднеконтрактная цена экспорта газа в 2022 году оказалась на уровне $691,2. Это в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. Однако в нынешнем году ситуация может измениться.

Из-за аварии на "Северных потоках" Газпром потерял возможность прокачки в Европу 167 млн кубометров газа в сутки. Транспортировка по газопроводу через Украину в 2022 году была сокращена до 42 млн кубометра в сутки, а в начале этого года упала до 24,4 млн в сутки. Поставки по "Турецкому потоку" составляют всего 29–30 млн кубометр в сутки. С конца 2021 года остановилась работа газопровода Ямал–Европа (мощность – 32,9 млрд кубометра в год).

В 2023 году следует ожидать сокращения экспорта российского газа в Европу до 65 млрд кубометра. В прошлом году было поставлено 85 млрд, а годом ранее - 175 млрд кубометров. Выпадающие объемы возможно лишь частично перенаправить в Китай. Поставки по газопроводу "Сила Сибири" в следующем году могут увеличиться на 50%.

Увеличение налоговой нагрузки на газовые компании не дает возможности адаптироваться к изменяющимся условиям. Введение Евросоюзом биржевого потолка цен на газ на уровне около $2 тыс. не позволит увидеть новых ценовых максимумов. Цены на уровне выше $1 тыс. все равно будут сохраняться недолго. Энергетический кризис в Европе постепенно будет преодолен.

Цены на газ вернутся к экономически обоснованным уровням, в то время как полноценно восстановить трубопроводный экспорт газа в Европу уже не получится. К 2030 году ЕС намерен полностью отказаться от российского газа.
Повышение налоговой нагрузки в таких условиях не позволит Газпрому выстраивать новые трубопроводные маршруты для экспорта газа. Это сократит его присутствие на рынке и приведет к утрате Россией позиций ведущего экспортера газа.

НА СПГ НАДЕЖДЫ МАЛО.

Стоит отметить, что поправки предусматривают повышенную ставку налога на прибыль для производителей сжиженного природного газа, которые на основании исключительной лицензии в 2022 году отправили его на экспорт хотя бы раз. Ставка налога на прибыль для них в 2023–2025 годах будет составлять 34%.

Ранее обсуждался вопрос о введении экспортной пошлины на СПГ, которая могла бы дать бюджету около 200 млрд рублей в год. Однако проекты "Ямал СПГ" НОВАТЭКа и "Сахалин-2" Газпрома освобождены от уплаты НДПИ и экспортной пошлины. Но затем начали рассматривать вариант повышения ставки налога на прибыль до 32%, что могло бы обеспечить те же 200 млрд рублей дополнительных доходов бюджета. В итоге было решено установить новую ставку на уровне 34%. Из них 17% будет направлено в федеральный бюджет, а еще 17% – в бюджет субъектов РФ.

Необходимо отметить, что производство СПГ в России только начинает набирать обороты. В прошлом году российские компании произвели всего 30 млн т СПГ, в то время как Австралия производит 78,5 млн т, Катар – 77 млн т, США – 67 млн т.

В прошлом году, несмотря на санкции, производство сжиженного газа в России выросло почти на 8,5%. К 2035 году планируется выпускать 140 млн тонн СПГ. Сегодня строятся заводы, которые смогут дополнительно к существующим объемам поставлять на рынок еще 52 млн кубометра СПГ ежегодно. Но ввод новых мощностей возможен не ранее 2025 года, и то при условии создания соответствующих отечественных технологий. А существенный рост налоговой нагрузки может отодвинуть планы по запуску новых производств на неопределенный срок.

Налоговые доходы бюджета в 2023 году на 8,9 трлн. рублей или 34,2% будут сформированы за счет отчислений нефтегазовых компаний. Из этой суммы за счет повышения налоговой нагрузки будет получен почти 1 триллион рублей.

Однако формируя бюджет на текущий год, правительство вряд ли рассчитывало на сверхдоходы нефтегазовых компаний, получение которых в условиях санкций весьма сомнительно. Основным фактором, который позволит получить планируемую сумму, будет девальвация рубля. Федеральный бюджет на три года предусматривает постепенное снижение курса от 68,3 рубля за доллар в 2023 до 72,2 рубля за доллар в 2025 году. Но если цены на нефть сильно упадут, то курс может вернуться к отметке выше ста рублей за доллар.

Таким образом, пополнение бюджета нефтедолларами в тяжелых для развития отрасли условиях создает риски очередного скачка инфляции. В итоге вырастут цены и расходы. А эффект от очередной девальвации может стать коротким и не позволит сформировать условия для развития нефтегазовой отрасли, как это было в предыдущие годы.

Поиск по теме: НДПИ, Цена на нефть, Кризис, Газпром, деньги, Налоговый маневр, СПГ, Газодобыча, трубопроводы

 

к следующей новости раздела

26 января 2023

Юристы оспорили «обратную силу» НДПИ

к предыдущей новости раздела

19 января 2023

Из Московского кольцевого трубопровода авиакеросин крали по 1.5-километровому отводу

к следующей новости главной ленты

24 января 2023

В Нижнекамске назвали стратегические проекты в нефтепереработке и нефтехимии

к предыдущей новости главной ленты

24 января 2023

С cамарской экологической фирмы требуют 41 млрд рублей за испорченные земли в Оренбуржье