Нужно ли России браться за “тяжелую штангу” производства химии?
Промышленность пока живет по инерции, но с 10 июля ее ждет новая жизнь.
(
23 июня 2022 06:05 , ИА "Девон" )
Западные санкции сильно ударили по импорту малотоннажной химии в Россию. При этом эффект санкций только начинает проявляться. Об этом рассказал директор по стратегии и развитию ГК «ЕТС» Сергей АНДРЕЕВ
на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» в Казани. Его провел 22 июня в Казани президент Татарстана Рустам МИННИХАНОВ.
«ПРИМИТИВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ».
Санкт-Петербургская группа компаний «ЕТС» является одним из крупнейших поставщиков химпродукции в Россию и страны СНГ. Компания создана в 1994 году. ЕТС занимается логистикой, таможенной очисткой, транспортировкой и хранением товаров на собственных складах в Санкт-Петербурге и Москве. Подразделения UTS работают в Швеции, Китае, Индии, Белоруссии, Украине, Казахстане и Узбекистане.
Докладчик напомнил, что против России введено 6 пакетов санкций. Например, Евросоюз запретил поставку химического сырья в РФ после 10 июля 2022 года. Ограничения затрагивают примерно 30% номенклатуры ЕТС. Это дисперсии и смолы, добавки, пигменты, спецполимеры, добавки в пластики, амины, масла, растворители, сырье для сухих смесей, поверхностно-активные вещества (ПАВ), пероксиды, катализаторы и т.д.
В случае эскалации под санкции могут попасть пищевые ингредиенты, лекарства, средства защиты растений… Контрмерами могут стать «непрямые» каналы закупки и поиск альтернатив в дружественных странах.
Европейские компании условно делятся на «отказников», «колеблющихся» и «лояльных», пояснял Сергей Андреев. Часть из них, опасаясь вторичных санкций, прекратила поставки даже несанкционных продуктов. Впрочем, в будущем возможен и крен в сторону коммерческого прагматизма, считает директор.
«Малым и средним предприятиям придется трудно, - прогнозирует Андреев. - Они сталкиваются с ростом цен на сырье и сильным рублем. Нужно об этом думать, чтобы поставщики не остались без покупателей. Сейчас появляется новый термин – примитивизация экономики. Кто жил в Советском союзе, тот помнит, каким был выбор товаров в магазинах».
“Европейская химия для нас сегодня по факту недоступна. Питать иллюзии не нужно, мы находимся в начальной стадии кризиса, - добавил он. - Пока есть складские запасы. Даже в течение мая и июня химпродукцию из западных стран еще завозили. Но с 10 июля у нас начинается новая жизнь. Деньги теперь не главное, нужно решать эти вопросы. Необходим поиск аналогов западных продуктов. Прежде чем браться за “тяжелую штангу” производства, нужно искать аналоги в Китае и Индии”.
«ПЕРЕСЫХАЮЩИЕ» ПОРТЫ.
Вместе с тем, освобождаются новые ниши, например, за счет ухода таких поставщиков добавок, как немецкая BASF. “Ряду продуктов мы нашли замену в Индии и Китае, - сообщил представитель ЕТС. Найти замену аминам и катализаторам сложнее, так как даже в этих странах нефтеперерабатывающие заводы работают на западных катализаторах”.
Но и в «дружественных странах» российские потребители сталкиваются с серьезными проблемами из-за нарушенной логистики.
«Сейчас даже из Индии напрямую грузы перевезти в Россию невозможно. – констатировал Сергей Андреев. - Только через Стамбул или Шанхай, а далее – с помощью местных перевозчиков. К счастью, из Китая грузы идут нормально. С нами продолжает работать контейнерная компания Fesco. Нужно их поддержать со стороны государства. Многие грузоперевозчики думают: вот я приду на рынок. Но это не так просто».
Запрет на обработку российских грузов в портах ЕЭС и отказ крупнейших линий от работы с РФ уже привел к «пересыханию» порта Санкт-Петербурга. Дело в том, что там были в основном каботажные перевозки из стран Прибалтики. Сейчас поставки по этому направлению прервались. Из выступления директора по стратегии следовало, что можно ожидать улучшения ситуации с логистикой, так как потенциал эскалации уже исчерпан. Необходимо осваивать альтернативные маршруты, например, через Турцию.
“МЫ ЖИВЕМ ПОКА ПО ИНЕРЦИИ”.
Финансовые ограничения против ряда российских банков и их отключение от системы платежей SWIFT также мешает работе.
«Сильно затруднена оплата в долларах и евро. Каждый раз лотерея – пройдет или не пройдет, – цитирует ИА «Девон» Андреева. - Нужно переходить на юань и рупию при оплате, но это очень дорого и сложно. При этом самую большую отсрочку при оплате пока дают европейские поставщики химии».
Вдобавок ко всему Россию могут подвести под выборочный дефолт. Это может повлечь отказ китайских и иных страховых компаний в страховом покрытии товарного кредита поставщиков. С этой проблемой нужно бороться с помощью оптимизации оборотных средств и программ господдержки, узнало Информагентство «Девон» из материалов ЕТС.
Все эти ограничения приведут к падению производства из-за нехватки сырья, комплектующих и снижения экспорта. Снижение потребительского спроса и сдвиг к «базовой» модели потребления повлечет консолидацию рынка в пользу крупных «игроков». По разным оценкам, санкции будут отнимать 1,5% роста ВВП РФ каждый год как минимум до 2030 года
В связи с этим, ЕТС готов помочь татарстанским предприятиям замещать импорт химической продукции, локализовать их и искать им замену на «востоке», заверил спикер.
Андреев напомнил, что сотрудничал с татарстанскими компаниями, возглавляя представительство BASF в России. Среди успешных проектов – развитие завода
“Эластокам” (совместное предприятие с «Нижнекамскнефтехимом»). На НКНХ было также создано производство добавок для бетона.
“Иллюзий питать не надо. Мы живем пока по инерции, - прокомментировал
президент РТ. – Бывшие коллеги тоже не спят... У нас есть реальный шанс создать инженерную школу с участием СИБУРа. Необходимо сотрудничать с Китаем, Индией. Но всё, что можно, надо производить в стране. Это быстро сделать не получится. Конечно, мы будем с вами сотрудничать”.
На прошлом заседании “Татнефтехиминвест-холдинга” Рустам Минниханов
уже заявлял следующее: «Нам нужно научиться делать все. Тогда будет меньше эффект санкций. Они (западные страны – прим. Информ-Девон) вводят санкции только там, где есть пробелы”.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татнефтехиминвест-холдинг, Кризис, Транспорт, Рустам Минниханов, BASF