Архив новостей

Ноябрь2022

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Что сдерживает взрывной рост композитной отрасли РФ

(1 августа 2022 18:47 , ИА "Девон" )
Рынок композитных материалов России имеет большой потенциал роста. Благодаря системной работе государства и бизнеса, с 2013 года объём внутреннего производства вырос на 315% - до 73,5 млрд рублей. Это один из самых высоких показателей в мире. Об этом говорится в спецвыпуске журнала «Нефть и жизнь», посвященном композитам. Информагентство «Девон» дает его краткий обзор.

ШИРОКИЙ СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ.

В 2021 году в России производство полимерных композитов достигло около 80 млрд рублей. Рост составил 11% по отношению к 2020 году.
Композиты — это многокомпонентные материалы, состоящие из полимерной, металлической, органической, керамической или другой основы (матрицы), армированной наполнителями из волокон, нитевидных кристаллов, тонкодиспeрсных частиц, нановолокон и др. Композиты наиболее востребованы в строительстве, автомобилестроении, а также в топливно-энергетическом комплексе и ЖКХ. Один из самых очевидных примеров — оконные и дверные профили из стеклопластика.

Современные технологии позволяют разрабатывать широкий спектр композитов с заданными свойствами. Например, стеклопластики сопоставимы со сталью по прочности, при том, что их вес меньше в несколько раз. У них низкая теплопроводность и высокий уровень электроизоляции. Кроме того, технологии их производства являются недорогими, поэтому стеклопластики получили широкое распространение. Углепластики ещё более лёгкие и при этом сохраняют прочность, хорошо проводят электричество. Углеграфитовые материалы способны выдерживать самые высокие температуры и используются, например, в ракетной технике.

На транспортное машиностроение приходится около 15 тысяч тонн композитов. Главным образом - при производстве автомобилей «КамАЗ», LADA, модернизированной техники «Кировец» серии К-744Р, «Урал Next», а также подвижных локомотивов, вагонов метро. В сфере железнодорожного транспорта растёт потребление композитных водоотводных лотков, шпал, изолирующих накладок (суммарно около 4 тысяч тонн).

В строительном секторе увеличивается производство композитной арматуры (13,7 тысячи тонн в 2018 году), светопрозрачных конструкций, стеклопластиковых труб. Значительный объём композитных материалов используется в оборонно-промышленном комплексе (ОПК).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Одним из лидеров в изготовлении композитных изделий для ТЭК в России является компания «Татнефть-Пресскомпозит». Предприятие начало работать в 2013 году. Перечень продукции включает в себя «полуфабрикаты» SMC и BMC, а также готовые изделия - стеклопластиковые профили, трубы, композитные кабеленесущие системы и др. SMC – это полиэфирный прессматериал в виде листа, покрытого с двух сторон специальной барьерной плёнкой. BMC выглядит как рыхлая бесформенная масса. Она используется при изготовлении изделий сложной конфигурации.

Ключевой инновационной продукцией «Татнефть-Пресскомпозита» являются стеклопластиковые трубы высокого давления для нефтегазохимической промышленности. Они обладают коррозионной стойкостью, прочностью, экологичностью, долговечностью и экономичностью за счёт быстрого монтажа, лёгкого обслуживания и длительного срока эксплуатации. Это направление является одним из самых перспективных для композитной отрасли.

«Татнефть-Пресскомпозит» в феврале 2022 года объявил о планах расширения производство стеклопластиковых труб тремя новыми производственными линиями. Две из них будут построены на территории нового завода в Бавлах. На предприятии в Елабужском районе расположена линия по производству стеклопластиковых труб мощностью 450 км в год. Суммарная мощность производства после введения новых линий составит 1800 км труб в год. Запуск бавлинских линий запланирован на конец ноября 2022 года (об этом ИА «Девон» писало здесь).

ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ КРАТНОГО РОСТА.

В 1980-х годах СССР занимал третье место в мире по применению композитов, однако в 1990-е годы развитие отрасли остановилось. С начала 2000-х Россия постепенно возвращается в число важнейших игроков рынка новых материалов, повышается уровень технических показателей. РФ обладает большим потенциалом по наращиванию производства и использованию композитных материалов. Потребление композитов в стране оценивается менее чем в килограмм на душу населения, в то время как в развитых странах показатель доходит до 7–10 килограммов.

«Если говорить о нефтедобывающей отрасли, то уход иностранных компаний не окажет существенного влияния на объём потребления изделий из композитной продукции, - говорит замминистра промышленности и торговли РФ Виктор ЕВТУХОВ. - Основная его часть приходится на нефтепромысловые трубопроводы, обсадные и насосно-компрессорные трубы, насосные штанги, рабочие колёса электроцентробежных насосов, запорную арматуру и так далее. Россия обладает необходимыми компетенциями по данным направлениям».

В 2021 году объём рынка композитной продукции, в том числе трубопроводов, используемой в российской нефтегазовой отрасли, составил 1,5 млрд рублей. К 2027 году этот показатель может вырасти лишь до 4 млрд руб. Это, принимая во внимание объёмы нефтедобычи, недопустимо мало, считает заместитель министра.

«Вместе с тем, учитывая опыт североамериканских нефтедобывающих компаний, активно применяющих композитные изделия с конца 1980-х годов, я вижу перспективы кратного роста рынка композитной продукции для российского нефтегазового сектора экономики», - отмечает Евтухов.

«Применение композитов в России пока отстаёт от зарубежных стран, как по отраслям экономики, так и по уровню технологий, объёмам производства и развитости внутреннего рынка, - подчеркивает гендиректор исследовательской компании NeoAnalytics MSc in Social Management Ольга ЛУЦЕВА-ЭР. - Потребление композитных материалов в России на душу населения составляет всего 0,5–1 кг. Это в 15 раз меньше, чем в развитых странах».

«Отрасль является импортозависимой, - добавляет она. - Импортируются как оборудование, так и сырьё для производства композитов. Доля России в мировом производстве композитов составляет всего около 1%. Российские производители уступают как по ассортименту продукции, так и по технологичности. В сложившейся ситуации — это шанс для российских производителей заняться развитием отрасли».

БУДУЩЕЕ ЗА УГЛЕПЛАСТИКОМ И СТЕКЛОВОЛОКНОМ.

«Если мы говорим о перспективных композитных материалах для массового применения, то речь в первую очередь пойдёт о композитах на основе полимерных матриц, - отмечает Виктор Евтухов. - Так, рынок полимерных композитных материалов в 2021 году в России вырос на 11% и достиг 81,9 млрд рублей. Это 88,9% объема российского рынка композитных материалов».

На керамические (7,6 млрд руб.), углерод-углеродные (2,1 млрд) и металлические (0,5 млрд) композиты приходятся остальные 11,1% российского композитного рынка. Это обусловлено относительно невысокой стоимостью, технологичностью, а также присущими полимерным композитным материалам свойствами и характеристиками.

Вместе с тем, и в сегменте полимерных композитов существует традиционное деление на типы в зависимости от используемого армирующего материала. Лидером здесь были и остаются полимерные композиты, армированные стеклянным волокном или стеклотканью. Стеклопластики — это самый массовый и востребованный тип композитного материала в мире.

Наиболее быстрорастущим типом полимерных композитов благодаря их высоким физико-механическим свойствам являются углепластики, армированные углеродным волокном или углеродной тканью. Наиболее широкое применение углепластики сегодня находят в авиакосмической отрасли и автомобилестроении.

Показательным примером такого применения является проект по разработке среднемагистрального узкофюзеляжного самолёта МС‑21–300. В нем панели крыла и конструкции центроплана впервые в мире были изготовлены по технологии автоматической выкладки сухих углеродных лент с последующей пропиткой специальными смолами для формования ответственных изделий.

В 2018 году были введены санкции в отношении АО «Аэрокомпозит», которое производит композитные консоли крыла, панели центроплана и элементы механизации для самолёта МС‑21. После этого учёными МГУ на основе отечественного углеродного волокна, разработанного АО «Юматекс» (Росатом), был успешно замещен импорт иностранных композитных материалов.
Использование отечественных композитных материалов позволило в итоге создать крыло большого удлинения, увеличив экономическую эффективность эксплуатации самолёта МС‑21 на 10–15% по сравнению с иностранными конкурентами.

На фоне подорожания в 2021 году традиционных конструкционных материалов значительно возрос интерес к использованию композитов в строительстве. Зона их применения широка: трубопроводный транспорт, ограждающие конструкции, системы армирования, арматура, системы крепления строительных конструкций, электрические и световые опоры... Кроме того, значительный рост потребления композитов будет наблюдаться в авиакосмической отрасли и радиоэлектронике, прогнозирует Евтухов.

«В России наиболее применимыми являются композитные материалы на основе стекловолокна, - считает Ольга Луцева-Эр. - Их доля в структуре рынка составляет более 90%. В структуре объёма рынка стекловолокна доля импорта — 66%, доля отечественного производства — 34%. Около 70% отечественной продукции отправляется на экспорт».

Помимо стекловолокна, Россия преуспела в производстве органических композитов из арамидных волокон и редкого базальтового волокна. Наименее развито производство эпоксидных смол. Доля отечественных производителей не превышает 10%. В сегменте химволокон – химических нитей, нетканых материалов и продуктов на их основе доля отечественного производства составляет около 40%.

СНЯТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ.

«Перед предприятиями открываются широкие возможности импортозамещения по всей композитной продуктовой линейке, - добавляет заместитель генерального директора ПАО «Татнефть» Дамир МУХАМЕТШИН. - Для нефтяных компаний сейчас как никогда важна активная диверсификация. В композитах нет неперспективных материалов и направлений, так как они являются инновацией для любой отрасли промышленности. К новым передовым материалам также можно отнести умные материалы и металлопорошки для аддитивного производства».

«В строительстве композиты только начинают свой путь, особенно в России, - отмечает он. - У проектных организаций нет компетенций для коммерчески эффективных расчётов и разрешений на применение композитов. Мы ведём активную работу в области нормативной документации, моделирования и расчётов, чтобы увеличивать возможные области их применения».

В «Татнефти», по его словам, активно наращивают стратегическое партнёрство с автопроизводителями по целому ряду направлений. Помимо композитных автокомпонентов, это и масла, и другие направления. Благодаря меньшему весу и углеродному следу композиты вошли в число решений зелёных трендов в транспорте.

«Лучшие меры господдержки — это тотальное снятие ограничений применения новых материалов и технологий во всех отраслях промышленности, а также субсидирование капзатрат (CAPEX). – заявляет замгендиректора «Татнефти». - Любые контролирующие органы, проверки и ограничения на применение новых материалов затягивают развитие технологий на годы и десятилетия, а также в разы увеличивают CAPEX.

«Посмотрите на развитие Китая, – обращает внимание Мухаметшин. - Они могут в любой ангар поставить оборудование и сразу начать на нём работать, копировать и масштабировать любую технологию, не обращая внимания на патенты, ноу-хау, лицензии и прочие авторские ограничения. Отсюда и взрывной рост. У нас, чтобы купить и запустить производственную линию стоимостью 200 млн рублей, вы потратите на проектирование и строительство в соответствии с нормами 500–700 млн рублей. И это не считая затрат на лицензии и ноу-хау».

Виктор Евтухов отмечает необходимость исключения из нормативных правовых актов и стандартов положений, препятствующих применению неметаллических труб (полимерных, стеклопластиковых, полимерно-армированных) в нефтегазовой отрасли. Для этого в 2021 году Минпромторгом России совместно с Минэнерго России была утверждена специальная программа.

На 2022-2023 годы, в частности, планируется внести изменения в своды правил, касающиеся проектирования, монтажа и эксплуатации неметаллических труб, а также в области методов их испытания и контроля. Это позволит обеспечить возможность более активного применения композитных трубопроводов в нефтегазовой отрасли.

Поиск по теме: композиты, Стекловолокно, Татнефть-Пресскомпозит, импортозамещение

 

к следующей новости раздела

2 августа 2022

«Газпром нефтехим Салават» переходит на отечественные катализаторы газофазного алкилирования

к предыдущей новости раздела

29 июля 2022

«Томскнефтехим» получит уникальные дефектоскопы для мониторинга трубопроводов высокого давления

к следующей новости главной ленты

2 августа 2022

Модернизация НПЗ в условиях санкций, импортозамещение в даунстриме, работа с «дружественными» партнерами…

к предыдущей новости главной ленты

1 августа 2022

Нефтесервисники на Ямале недоедали и спали чуть ли не в снегу