В РФ летом может «оттаять» цена бензина
(
25 июня 2019 13:05 , ИА "Девон" )
1 июля истекает срок действия соглашения нефтяных компаний с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о контроле цен на бензин и дизтопливо на розничном и мелкооптовом рынках. Соглашение о «заморозке» стоимости моторного топлива действует с ноября 2018 года, однако соглашение продлеваться не будет. Об этом сообщают
«Ведомости».
Данное решение было принято на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова и Дмитрия Козака с нефтяниками 17 июня. Стороны на словах договорились, что рост цен на мелкооптовом рынке и на АЗС не будет превышать инфляцию.
Документ предусматривает фиксированные максимальные цены на Аи-92, Аи-95 и дизтопливо, их индексацию с января этого года на величину инфляции, а также ежемесячное увеличение поставок топлив на внутренний рынок. Подписание соглашения позволило добиться прекращения резкого роста цен на топливо, происходившего в прошлом году.
Срок действия документа между 10 нефтяными компаниями и ФАС с Минэнерго истек еще в апреле. После этого стороны действовали согласно совместному протоколу с вице-премьером Дмитрием Козаком, который подписали 22 марта.
Если соглашение не продлят, то гарантированно произойдет серьезный рост цен на бензин в июле-августе, пишет rusplt.ru. К концу года найти Аи-95 дешевле 50 рублей за литр будет практически невозможно, прогнозирует издание.
В правительстве РФ утверждают, что девять месяцев цены на автозаправках держались почти на одном уровне за исключением новогодней индексации на 1,7% из-за роста НДС. На самом деле ползучего повышения избежать не удалось. Так, с 3 по 9 июня цены на моторное топливо в среднем выросли на 0,3%, неделей позже на 0,1%.
Но это ничто по сравнению с подорожанием на оптовом рынке, который никакими соглашениями не регулируется. С января по май стоимость партии бензина выросла на 17,5%, при том, что цены на нефть за это время несколько снизились, по данным Росстата. Агентство VYGON Consulting говорит о росте на 20% за апрель-май.
Федеральная антимонопольная служба заявляет, что никакого скачка цен мы не увидим: производство топлива стабильно, запасы есть. С ведомством соглашается и вице-премьер РФ Дмитрий Козак, отвечающий за топливную сферу. Отмечается, что стоимость бензина и дизтоплива бурно росла весь 2018 год до заключения соглашения. За это время опт подорожал еще сильнее, но в рознице цены стабилизровались.
Сейчас ФАС ищет выход из создавшейся ситуации. Независимые НПЗ предлагается обязать продавать нефтепродукты на бирже «равномерно и регулярно». Это нужно для того, чтобы такой поставщик не продал все свои запасы за одну сделку одному избранному покупателю. Однако независимые НПЗ, доля которых на рынке максимум 15%, не сильно влияют на общие цены.
Другой вариант – поднять нормы обязательных продаж на открытой бирже. Остальной объем может продаваться по закрытым двусторонним сделкам или идти на экспорт. Однако в основе формирования цен на бензин лежит рыночный принцип. Единственным способом хоть как-то обеспечивать жителям России лучшие цены на газ и бензин была до сих пор экспортная пошлина, которую в рамках налогового маневра постепенно упраздняют. Гнать сырое топливо за рубеж станет еще выгоднее, чем сейчас, пишет издание.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Кризис, цена бензина, ФАС