Цифровизация, интеграция, ребрендинг заправок и расширение сетей
(
15 апреля 2021 13:26 , ИА "Девон" )
Рынок АЗС Санкт-Петербурга все еще остается одним из самых конкурентных в стране, по ряду показателей опережая Москву. По итогам прошлого года топливный рынок региона несколько просел. Однако участники рынка нарастили объемы продаж. Об этом пишет
«Коммерсант-Санкт-Петербург» (Мария КУЗНЕЦОВА).
ПАНДЕМИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР АЗС
Для топливного рынка прошлый год оказался более волатильным, чем 2019-й, отмечают в пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть». 2020 год принес множество перемен и вызовов — самоизоляцию, ограничения в передвижении и новые правила поведения в общественных местах. Главной проблемой стало снижение спроса из-за падения автомобильного трафика и снижение маржи у операторов и поставщиков. «Потребление топлива сократилось более чем на 6% в объемах при росте средней цены немногим более чем на 2% за год. В денежном выражении рынок упал по отношению к 2019 году на 4%»,— объясняет Валерий ЕМЕЛЬЯНОВ, аналитик ИК «Фридом Финанс».
Увеличение цены в течение 2020, начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий КУМАНОВСКИЙ объясняет снижением производства на НПЗ крупных игроков. «Это создало эффект "тисков" для независимых игроков, зажатых растущими оптовыми ценами и падающим спросом», — добавляет он. В текущем году рост цен на бензин также продолжился. Так, по итогам января цена увеличилась на 0,9%.
Участники рынка замечают, что некоторым игрокам все же удалось компенсировать потери. «В период снижения объемов потребления бензина на розничном рынке Санкт-Петербурга в 2020 году сеть АЗС "Газпромнефть" нарастила объемы продаж бензинов по сравнению с предыдущим годом на 5%. Каждый пятый литр топлива на рынке Санкт-Петербурга в 2020 году приобретался на АЗС "Газпромнефть"»,— говорят в компании.
В компании «Татнефть-АЗС-Северо-Запад» подтверждают, что к концу года ситуация полностью восстановилась. Часть потерь удалось компенсировать возникшей маржой на фоне падения цен на сырье. Директор ООО «Татнефть-АЗС-Северо-Запад» Айдар ХАБИБУЛЛИН замечал, что потери у компании были, особенно на приграничных АЗС, а именно в Ивангороде и на границе с Финляндией. «На этих АЗС потери продаж в литрах доходили до 70%. Тем не менее, мы достигли целей, поставленных перед компанией на 2020 год»,— уточнял Хабибуллин.
По мнению собеседников BG, коронавирус стал катализатором изменений в работе компаний, в том числе усилив процесс диджитализации. «Пандемия стала мощным стимулом для развития цифровых технологий на топливном рынке: мобильные приложения, как и возможность бесконтактной заправки, запустили практически все участники рынка»,— поясняет Денис МИГАЛЬ, основатель сети автосалонов Fresh Auto.
Сейчас автозаправочные станции также продолжают фокусироваться на оптимизации площадей, автоматизации процессов для сведения к минимуму взаимодействия клиента и оператора. Они развивают интерактивные технологии и медиа, превращая АЗС в рекламную площадку. Среди цифровых новшеств эксперты выделяют автоматический мониторинг и контроль процессов на АЗС в режиме онлайн через единый центр мониторинга для поддержания стабильности процессов и снижения рисков.
В АЗС «Газпромнефть» называют цифровые системы компании, позволяющие управлять всей цепочкой создания стоимости, важным фактором, способствовавшим положительным результатам. Среди других причин — открытие АЗС на трассе М11, рестайлинг ряда станций и реновация торговых залов на АЗС в 2019–2020 годах. «Изменилось восприятие сети, что позволило существенно увеличить долю рынка в Санкт-Петербурге»,— объясняют в «Газпромнефти». Сеть АЗС «Газпромнефть» планирует продолжать развитие партнерских моделей.
По мнению экспертов, развитие сетей теперь возможно за счет новых услуг. «Например, магазины, кафе, мойки, заправки для электрического и газового транспорта могут увеличивать посещаемость АЗС и прибыль, так как новые услуги более рентабельны»,— уверен Кумановский.
«Татнефть-АЗС-Северо-Запад», в свою очередь, провела в прошлом году
интеграцию с компанией «Яндекс» в проектах «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Заправки». Компания реализовала возможность приема топливных карт «Татнефть» на 75 АЗС Neste. При этом в планах компании на текущий год — провести ребрендинг и продолжить реконцепцию 15 АЗС, запущенную в 2017 году. Она продолжится в 2022–2023 годах. После этого все АЗС «Татнефти» на северо-западе России станут премиальными (об этом подробнее читайте в
материале ИА «Девон» ).
РЫНОК АЗС ПИТЕРА ЕЩЕ КОНКУРЕНТЕН
С тем, что рынок АЗС в Санкт-Петербурге один из самых насыщенных и конкурентных, даже по сравнению с Москвой, соглашаются многие эксперты. В городе представлены западные компании и практически все отечественные топливные игроки. Большая часть из них принадлежит вертикально интегрированным компаниям, поскольку доля независимых игроков за последние два года серьезно сократилась.
Так, «Роснефть» приобрела Петербургскую топливную компанию (ПТК), а «Татнефть» купила сеть АЗС Neste в Санкт-Петербурге и топливный терминал. 80% на рынке теперь занимают ЛУКОЙЛ, «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», а оставшиеся 20% — независимые игроки: «Шелл нефть» (Shell), «Фаэтон» и «Серкл Кей» (Circle).
«Рынок Санкт-Петербурга более насыщен сетями заправок, чем другие регионы страны, — объясняет Емельянов. - На город с населением 5 млн человек и 1,8 млн автомобилей здесь располагается более 600 АЗС. То есть по одной на каждые 8300 человек и на каждые 3000 авто. Для сравнения, в Москве на 12 млн человек и 3,8 млн авто приходится всего 750 АЗС, то есть обеспеченность заправками примерно вдвое ниже».
Столь высокая относительная плотность АЗС в Петербурге провоцирует более острую конкуренцию за клиента и подталкивает операторов к объединению и укрупнению. «Этот процесс, вероятно, будет продолжаться еще не один год, в основном за счет скупки федеральными сетями малых независимых игроков»,— добавляет эксперт.
Кроме того, в Санкт-Петербурге продолжится развитие газозаправочной сети. Пилотный проект, рассчитанный на 2019–2023 годы, ведут Газпром и правительство Санкт-Петербурга. Газозаправочная сеть Газпрома в Северной столице включает десять объектов: семь автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), многотопливную автомобильную заправочную станцию и две площадки для передвижных автогазозаправщиков. К 2024 году сеть АГНКС увеличится в 2,5 раза — до 25 объектов.
Компания рассматривает возможность создания инфраструктуры для заправки городского и водного транспорта с помощью сжиженного природного газа (СПГ). При этом правительство Санкт-Петербурга продолжит расширять парк муниципальной газомоторной техники. Из бюджетов на это планируется выделить 430 млн рублей.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татнефть АЗС, Газпром нефть, Татнефть в РФ