Как вырастут цены на АЗС к осени
Сокращение демпфера и экспорта повлияют на стоимость топлива разнонаправленно.
(
5 июля 2023 06:05 , ИА "Девон" )
В начале июля цены на бензин АИ-92 и АИ-95 на Санкт-Петербургской бирже (СПбМТСБ) выросли более чем на 50% с начала 2023 года. К тому же на 10,9% снизилось предложение бензина, сообщает
Life.ru. Это связано с летним повышением спроса на моторное топливо и ремонтом ряда нефтеперерабатывающих заводов.
«Возможное сокращение демпферных выплат в июле этого года также спровоцировало рост оптовых цен на бирже, — отмечает специалист маркетплейса «ФИНМИР» Георгий СВИРИН. - Позже правительство перенесло это решение на осень».
Минэнерго РФ сообщило, что ситуация с розничными ценами на бензин находится под контролем. Однако Федеральная антимонопольная служба старается принудить крупные нефтекомпании сократить дефицит бензина на бирже и увеличить поставки на внутренний рынок.
Большинство нефтекомпаний экспортируют бензин за рубеж, поскольку это выгоднее. В конце июня Минэнерго на совещании с нефтяными компаниями подняло вопрос введения квот на экспорт топлива. Также рассматривается возможность регулирования поставок бензина на внутренний рынок. Это должно увеличить предложение и постепенно снизить цены на моторное топливо.
«Идея с квотами на экспорт топлива не нова, — напомнил частный инвестор, основатель Школы практического инвестирования Фёдор СИДОРОВ. - Она всплывала в 2018 году во время топливного кризиса. Однако тогда до этого не дошло — ввели ценовой демпфер».
«Он долгое время работал стабильно, удерживая цены в приемлемых рамках, - продолжает Сидоров. - Поскольку теперь правительство сокращает выплаты по демпферу, механизм этот начинает сбоить. А поскольку экспортные нетбэки растут, то и нефтяные компании ожидаемо стремятся увеличивать экспорт».
По данным Росстата, цена бензина на АЗС в мае выросла на 1% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Выросшие цены на оптовом рынке на бирже больше затронут независимые АЗС. Им придётся повышать цены в рознице, что может привести к оттоку клиентов и убыткам.
Крупные нефтяные компании будут в первую очередь отгружать бензин на свои АЗС. Соответственно, на биржу пойдут остатки. В результате цены на бензин у них будут ниже, чем у малых компаний.
«Учитывая сокращение демпферных выплат, осенью цены на бензин подрастут на два-четыре рубля, - считает Георгий Свирин. - Что же касается лета, то возможен умеренный рост в пределах инфляции». Поэтому в правительстве сейчас и вернулись к идее с квотами. Месяц назад таких планов не было».
Все нефтяные компании должны реализовывать до 12% общего объёма производства бензина на СПбМТСБ. При этом ФАС предложила повысить нормативы продаж на 1%. Сейчас с нефтяников сняли все квоты и призывают продавать бензин даже в ущерб себе. Это нужно для того, чтобы выровнять объёмы поставок автомобильного топлива в РФ.
«Мы ожидаем повышения цен на бензин на 11–15% в ближайшее время, - считает основатель Академии бизнеса и стратегического маркетинга Юлия КОРЧАГИНА-ОЗДЖАН. - Но государство сделает всё, чтобы выше цены не поднимались».
Ключевым фактором в росте цен стало намерение правительства уменьшить выплаты по демпферу нефтяным компаниям на 50%. Такое мнение главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина СИМОНОВА приводит
«Российская газета». Сейчас регулятор услышал пожелания нефтяников и отложил корректировку демпфера.
Из бюджета на выплаты по демпферу в этом году уходит около 100 млрд рублей в месяц. В условиях дефицита бюджета более 3 трлн. рублей это непозволительная роскошь. У правительства для остановки роста цен остается еще вариант ограничить или запретить экспорт топлива из России.
Причем на экономии за счет демпферных выплат бюджет получит больше, чем с экспортной пошлины за нефтепродукты (6-8 млрд рублей в месяц). Правда, это уже может отразиться на объемах переработки нефти. Последнее повлияет на добычу нефти - главную статью доходов казны.
По мнению главы ФНЭБ, увеличение объемов продаж топлива на бирже остановить рост цен не сможет, а запрет или ограничение экспорта будут контрпродуктивны. Дело в том, что в России биржевые цены на топливо не отражают модели из кривых спроса и предложения и равновесной цены на идеальном рынке. У нас нет независимой переработки.
Тем временем в регионах переписывают цены на АЗС. Так,
в Башкирии в ночь на вторник подорожал бензин на
АЗС «Башнефть». Цены на топливо в республике меняются третью неделю подряд, сообщают
местные СМИ.
Так, 92-й и 95-й бензины подорожали на 30 копеек - до 47,55 и 51,55 руб. соответственно. При этом стоимость дизельного топлива на заправках «Башнефти» не изменилась и составила 57,2 рублей. Предыдущее подорожание бензина произошло на прошлой неделе — тоже в ночь на вторник.
А в
Татарстане за последнюю неделю июня существенно подорожал бензин, свидетельствуют данные Татарстанстата. Стоимость АИ-92 превысила 47 рублей, сообщает
«Бизнес Онлайн». Цена АИ-95 вплотную приблизилась к 51 рублю (+80 коп.) Преимум-бензин с октановным числом 98 уже стоит дороже 62 рублей за литр (+89 коп).
Дизельное топливо за неделю прибавило в цене 0,8% и теперь стоит в среднем 55,09 рубля.
О том, как правительство РФ предлагает бороться со скачками цен на заправках – читайте в материале ИА «Девон».
О том, как работает демпферный механизм по сглаживанию цен на моторное топливо, и как сокращение выплат повлияет на НПЗ – читайте в материале Информагентства "Девон".
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татарстан, Башкирия ТЭК, цена бензина, дизтопливо, Минэнерго, ФАС, Биржи