Архив новостей

Декабрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как удержать рост цен на бензин

Нефтяникам предписали увеличить продажи моторного топлива на бирже.

(17 мая 2023 19:18 , ИА "Девон" )
Биржевые цены на бензин марки АИ-95 обновили исторический максимум, поднявшись выше 61 тыс. рублей за тонну для европейской части России. Котировки марки АИ-92 также растут с начала апреля, но они пока ниже пиков 2021 года. В рознице цены бензин почти не менялись с весны прошлого года. Однако в конце апреля на заправках также началось подорожание, пишет «Российская газета».

Причиной роста оптовых цен многие называют увеличение отечественными компаниями экспорта топлива. Но, по мнению эксперта Аналитического центра ИнфоТЭК Валерия АНДРИАНОВА, доля бензина в экспорте нефтепродуктов по-прежнему мала. Она едва ли может воздействовать на внутренние цены. Главным фактором для роста оптовых цен стало начало "высокого сезона" потребления топлива вместе со стартом ремонта на ряде нефтеперерабатывающих заводов.

Косвенно влияет на оптовые цены и ожидаемая корректировка демпферного механизма. По нему нефтяники получают компенсации из бюджета при поставках топлива на внутренний рынок, а не на экспорт. Минфин планирует снизить выплаты в 2 раза с начала июля 2023 года по июль 2024 года. Это позволит бюджету экономить порядка 30 млрд рублей в месяц.

Это негативно скажется на финансовых показателях вертикально-интегрированных нефтяных компаний. По данным аналитического центра ИнфоТЭК, в апреле 2022 года выплаты по демпферу нефтяным компаниям составляли 450,3 млрд рублей. В апреле 2023 года они уже сократились до 107,2 млрд руб. Очередная корректировка демпфера снизит их еще больше.

Уменьшение выплат по демпферу автоматически делают экспорт топлива более привлекательным. Это опять же разгоняет внутренние оптовые цены. Но нефтяные компании вряд ли пойдут на существенное увеличение оптовых цен, отмечает Андрианов. Это чревато негативной реакцией со стороны госорганов, вплоть до увеличения нормативов биржевых продаж топлива. Кроме того, может сократиться потребление моторного топлива на внутреннем рынке.

О том, как работает демпферный механизм по сглаживанию цен на моторное топливо – читайте в материале «Информ-Девон».

Основными факторами, влияющими на оптовые цены топлива, останутся рост спроса, наличие достаточного предложения на рынке, объёмы добычи нефти и курсы валют. При сильном росте цен у государства остается еще крайняя мера - ограничение экспорта топлива. Экономия на выплатах по демпферу более чем втрое превышает доходы казны от экспортной пошлины на нефтепродукты.

Производители нефтепродуктов могут "придерживать" топливо, чтобы добиться роста цен. За счет этого они могли бы отыграть предстоящие потери, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл РОДИОНОВ.

По словам Андрианова, цены в опте и рознице мало связаны между собой. Цены на АЗС находятся в режиме ручного управления со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Их повышение, в отличие от роста оптовых цен, может вызывать быструю и жесткую реакцию государственных органов. ВИНКи будут стараться не доводить дело до этого, поясняет эксперт.

Если оптовые цены продолжат повышаться, а маржа независимых автозаправок сократится до неприемлемых уровней, то давление на цены в рознице возникнет. Такое мнение приводит главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей КОКИН. А если независимые АЗС не смогут повышать цены из-за ограничений ФАС, то их станут поглощать ВИНК. Однако последние тоже имеют определенные лоббистские возможности. Так что бесконечно откладывать рост цен в рознице вряд ли удастся, уточняет он.

Между тем, в некоторых регионах начали расти цены на заправках. Так, на АЗС «Башнефть» бензин АИ-95 ATUM стал дороже на 20 копеек, сообщает портал города Бирск. Литр теперь продается по 49,95 рубля. Остальные марки бензина стоят по-прежнему: АИ-92 – 46,35 рубля, АИ-92 ATUM – 46,95 рубля. За литр дизтоплива по состоянию на 16 мая просили 57,2 рубля. В прошлый раз «Башнефть» повышала цены на бензин в последний день 2021 года. В 2022 году топливо не дорожало.

Бензин марки АИ-92 на бирже дорожает еще быстрее, сообщает РБК. С 16 по 17 мая цена выросла на 1,3% - до 52 990 руб. за тонну. На 1,7% подорожали сжиженные углеводородные газы (СУГ) — до 29355 руб. Мазут прибавил в цене 3,2%, до 14128 руб. за тонну. Подешевел по итогам торгов только авиакеросин — на 0,8% или до 65 444 руб.

В Минэнерго РФ заявили, что рост биржевых цен на 95-й бензин существенно не повлияет на стоимость бензина в рознице. Запасы топлива составляют 1,9 млн т, и этого достаточно. Вместе с тем министерство рекомендовало нефтяным компаниям увеличить объем предложения бензина на бирже.

В мае среднесуточный объем биржевых продаж АИ-95 вырос на 13,8%, а АИ-92 — на 16,7% относительно последней недели апреля. В начале мая на внутренний рынок отгружалось на 6,5% больше автомобильного бензина, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитали в ведомстве.

О том, чем автозаправочный бизнес России отличается от западного – читайте в статье Информагентства «Девон».

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: цена бензина, Биржи, Башнефть АЗС, Минфин, моторное топливо

 

к следующей новости раздела

18 мая 2023

ТАИФ-НК требует топливные присадки у немецкой BASF

к предыдущей новости раздела

25 апреля 2023

Пермь обеспечит Россию комплектующими для зарядников электромобилей

к следующей новости главной ленты

18 мая 2023

В Самарской области разыграют пять нефтегазовых участков

к предыдущей новости главной ленты

17 мая 2023

В Перми увеличат производство комплектующих к нефтяным насосам