Где взять топливо для «водородной» трассы от Москвы до Казани
(
25 мая 2021 16:11 , ИА "Девон" )
Топливные элементы нового поколения были темой доклада генерального директора ГК «InEnergy» (Москва) Алексея КАШИНА на
заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (Казань), которое прошло 25 мая под председательством президента Татарстана Рустама МИННИХАНОВА.
Среди представленных продуктов – бесшумные и экологически чистые автономные источники энергии на природном газе или пропане. «Астра» - это источники энергии для транспорта и стационарных объектов мощностью от 100 Вт до 100 кBт.
«Построено предприятие в Москве, налаживается производство мембран для накопителей энергетики, - сообщил докладчик. - В феврале 2022 года откроем новое производство на 300 мВт топливных батарей. Вскоре планируется подписание соглашения с Роснано».
«Мы готовы помогать развиваться, Татарстан имеет все шансы вырваться в лидеры в том числе в сфере водорода на транспорте, в энергетике, нефтегазохимии и зеленой химии», - заявил Кашин.
Благодаря использованию водорода, например, на предприятиях ТАИФа можно сократить затраты на 20%, считает он. Имеющийся водород уже можно использовать для производства энергии.
«Голубой водород» (для его производства используют энергию АЭС или метод извлечения водорода из природного газа без доступа кислорода и без выбросов углекислого газа – прим. Информ-Девон) развиваем с Москвой и хотим предложить Татарстану, - добавил Кашин. - Мы знаем, что КАМАЗ работает над этим».
Докладчик остановился также на необходимости развития сквозной сети водородных заправок и заявил о намерении участвовать в развитии «водородного шоссе» от Москвы до Казани – первое в России. Для начала компания хочет организовать соревнования детских команд на водородных моделях авто.
«Где мы возьмем водород на трассе М-12? – поинтересовался Минниханов. - В Нижнекамске на заводах есть (ТАНЕКО и ТАИФ-НК), на «Казаньоргсинтезе» есть, а в других местах? Какова стоимость водорода? Будет ли проект рентабельным по сравнению с газомотором и дизелем?»
Водород можно транспортировать с Московского НПЗ и других предприятий, ответил докладчик. Его стоимость порядка 900 рублей. Если из природного газа на месте производить без улавливания СО2, - 100-120 рублей за килограмм. На дизельные и газовые автобусы без учета углеродного налога – стоимость дешевле. Но водородные автобусы и электробусы конкурентоспособнее в перспективе. Водород можно использовать и в морозы, при этом вырабатывается тепло.
Спикер напомнил, что к 2024 году согласно стратегии Минэнерго РФ страна должна обеспечить более 2,2 млн кубометров водорода на экспорт. «Татарстан мог бы активнее работать в этом направлении», - цитирует его Информагентство «Девон».
«Мы пытались брать топливные элементы в Японии и Германии - не получилось, - вставил реплику генеральный директор «Татнефти» Наиль МАГАНОВ. - Взяли в России размером с холодильник и низкой мощностью».
Московская группа «ИнЭнерджи» основана в 2015 году. За это время ею произведено свыше 5000 батарей топливных элементов. Это крупнейший разработчик и изготовитель ТЭ в России. Имеет 10 совместных лабораторий, 5 из них с институтами Российской академии наук (РАН).
Под названием «Топаз» созданы автономные источники энергии мощностью от 50 до 1000 Bт на природном газе или пропан-бутане. Электрохимические генераторы могут длительное время обеспечивать автономность работы электронных устройств в полевых условиях, не разряжаясь в режиме ожидания. Топливные элементы обладают высокой удельной энергоёмкостью в сочетании с высоким электрическим КПД. При этом они легче и компактнее двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Водородные элементы «Астра» - бесшумные экологически чистые источники энергии мощностью от 100 Вт до 100кВт. Электрический КПД у этих устройств достигает 60%, а единственным продуктом реакции является дистиллированная вода. Их можно применять для обеспечения электричеством небольших объектов, а также в качестве двигателей для разных видов транспорта – от погрузчиков до кораблей.
«ИнЭнерджи» разработаны также гибридные системы накопления энергии на основе проточных и литий-ионных батарей РЕОКС.
Росатом предлагает создавать в России сеть водородных автозаправочных станций и ядерно-водородных комплексов для генерации водородного топлива,
сообщал ИА Девон.
«Зеленые» авто не сохраняют природу, но становятся элитарными,
считают некоторые эксперты. Водород и сверхпроводники не конкуренты нефти и газу.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Водород, Альтернативная энергия, Татнефтехиминвест-холдинг, Рустам Минниханов, энергетика, Транспорт