Ученые помогут российским НПЗ экономить на производстве топлива
Разрабатываемая система бенчмаркинга определит лучших и поможет неэффективным нефтепереработчикам.
(
26 июля 2017 11:15 , ИА "Девон" )
Для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) разработают систему бенчмаркинга, которая поможет экономить при производстве бензина и другой продукции. Этим занимается государственный Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ВНИИ НП), пишут
«Известия». Однако эксперты сомневаются, что эти меры снизят цены отпускаемого этими предприятиями топлива.
Исследователи определят ряд эталонных заводов средней и большой мощности (выше 1 млн т), а для проблемных НПЗ сформируют дорожную карту по снижению себестоимости.
Появление таких рейтингов, по мнению ВНИИ, должно кардинально повлиять на экономику НПЗ. Они помогут определить направления по снижению издержек, уменьшению себестоимости вырабатываемой продукции и отпускных цен на продукцию заводов. Оценивать заводы для создания бенчмарков планируется по нескольким категориям — в их число войдут производительность, условия эксплуатации, местонахождение, выход светлых нефтепродуктов (бензина и дизеля) и глубина переработки. Перед запуском система пройдет обязательную процедуру согласования с Минэнерго.
Бенчмаркинг поможет частным, не интегрированным в ВИНКи заводам, считают в институте. Такие НПЗ работают с чужой нефтью по контрактам и вынуждены очень осторожно относиться к любым тратам.
В современных условиях при переработке, например, 100 млн т давальческой нефти и при снижении затрат на ее переработку на 1% может быть получена экономия порядка 1,6 млрд рублей, отмечают ученые.
До сих пор в российской нефтепереработке повышению эффективности уделялось недостаточно внимания, считают разработчики системы. НПЗ размещены по территории страны крайне неравномерно. Наиболее крупные НПЗ были построены и введены в эксплуатацию с 1951 по 1983 годы — задолго до проведения экономических реформ в России. С начала 1990-х годов не было построено ни одного современного НПЗ, а мощность действующих предприятий используется в настоящее время всего на 90%, говорят в ВНИИ (отметим, что «Татнефть» в 2011 году построила современный НПЗ ТАНЕКО первоначальной проектной мощностью по сырью в 7 млн тонн, который сейчас перерабатывает 8,6 млн тонн – ИА Девон).
В ЛУКОЙЛе сообщили, что их участие в разработке программы и аудите бизнес-модели своих НПЗ будут зависеть от условий участия.
В компании New Stream (оператор Антипинского и Марийского НПЗ) инициативу одобрили. «Группа компаний «Новый поток» стремится к максимальной эффективности на своих нефтеперерабатывающих предприятиях, и мы с интересом относимся к любым здравым идеям в этом направлении», — сообщили «Известиям».
Идея создать бенчмарк для НПЗ родилась, вероятно, на фоне снижения заработков нефтепереработчиков в 2015–2016 годах, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Даже если бенчмаркинг и снизит затраты заводов, это вряд ли повлияет на стоимость бензина и дизеля на заправке, считает эксперт. «Коммерческие компании всегда будут стремиться максимизировать прибыль, а не уменьшить стоимость товара на рынке. Заработанная на экономии маржа уйдет акционерам, — отметил Юшков.
В мире бенчмаркингом, как правило, занимаются частные структуры, а не государство, говорит аналитик Moody’s Analytics Крис Лафакис. «Чаще всего компании сами заказывают подобные исследования, чтобы понять, что творится у конкурентов. Такие отчеты довольно популярны на американском рынке, но бенчмаркинг редко приводит к снижению отпускных цен, — сказал Лафакис.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: модернизация НПЗ, наука, рейтинги, New Stream, энерго- ресурсоэффективность