Факторы «Татнефти»
В отчете elitetrader.ru обновлен инвестиционный сценарий и целевые цены для бумаг ОАО «Татнефть»
Преимущества компании названы стабильная добыча, рост рентабельности переработки, отсутствие долга, собственный нефтесервис. Стабильный уровень нефтедобычи, наблюдаемый последние 10 лет, таковым, скорее всего, и останется как минимум на ближайшие 10 лет. Ввод в эксплуатацию установки гидрокрекинга поддержал рентабельность переработки. Татнефть является одной из двух крупнейших нефтяных компаний в России, которые имеют отрицательный чистый долг. Наконец, компания обладает собственным нефтесервисным подразделением, что защищает ее от риска роста цен и возможных санкций.
Что касается внешних факторов, девальвация рубля для Татнефти более благоприятна, чем повышение цен на нефть, считают аналитики. Это объясняется тремя особенностями Татнефти: большой долей выручки от экспорта сырой нефти, значительным дисконтом по ставке НДПИ и наличием собственных нефтесервисных компаний, а значит и подконтрольных расходов.
С другой стороны, у компании имеется ограниченный потенциал роста и высокая оценка по мультипликаторам, отмечается в отчете. Значимых приобретений «Татнефть» не осуществляет, проект по добыче битумной нефти нерентабелен при текущих ценах на нефть, в связи с чем, как полагают авторы отчета, он может быть отсрочен.
В отчете для обыкновенных акций оставлен рейтинг «ПО РЫНКУ» с целевой ценой 321 руб. за бумагу (32,1 долл. за АДР), потенциал роста — 18%.
Вместе с тем авторы отчета видят возможность сокращения дисконта к привилегированным акциям, в связи с чем повышается рекомендация по ним до уровня «ЛУЧШЕ РЫНКА» и устанавливается целевая цена в 217 руб. за бумагу (потенциал роста – 39%).
Более детально авторы отчета проанализировали следующие факторы.
ТАНЕКО
После запуска установки гидрокрекинга в 2014 г. (на НПЗ «ТАНЕКО», Нижнекамск) сегмент переработки стал вносить активный вклад в увеличение рентабельности компании: в 2014 на его долю пришлось 26% прибыли Татнефти до налогообложения.
Сегмент переработки стал еще одним источником роста свободного денежного потока (СДП) Татнефти после ввода в строй завода «ТАНЕКО».
В 2014 году наряду с ростом объема производства глубина переработки ТАНЕКО также демонстрирует признаки улучшения. Доли высококачественного дизельного топлива и нафты увеличились в 2014 году до 11% и 19% соответственно. При этом доля относительно дешевого вакуумного газойля, напротив, снизилась на 19 п.п. до 6%. Татнефть. Средняя цена корзины нефтепродуктов выросла на 8% до порядка 23 400 руб. за тонну. Цена нафты показала наиболее сильный рост (+13% г/г), а цена дизельного топлива прибавила меньше всего (+5% г/г). Цена на вакуумный газойль составила 26 700 руб./т. (+10% г/г) сократив, таким образом, разрыв с ценой на мазут, которая составила 18 600 руб./т. (+7% г/г).
Дальнейшее изменение уровня переработки заставляет ждать большего. Завершение строительства установок гидроочистки нафты и замедленного коксования придаст рентабельности переработки дополнительный позитивный импульс за счет улучшения сортамента продукции.
Согласно оценкам, в продуктовой линейке компании значительно увеличится доля авиатоплива (с 0,1% за 9М14 до 11% в 2016П) и дизельного топлива (с 11% до 43%). При этом сильно сократится доля средних дистиллятов (с 32% до 0%) и мазута (с 23% до 6%). Новая структура продуктовой линейки в 2016 г. ведет к дальнейшему росту выручки и средней цены продуктовой корзины на 17%.
Повышение коэффициента дивидендных выплат было бы логичным шагом компании, не имеющей долга и четкой M&A-стратегии. Однако, предположительно, подобное произойдет не ранее 2017 г., поскольку Татнефть, скорее всего, предпочтет направить средства на финансирование строительства второй очереди ТАНЕКО без привлечения заемных средств, нежели на увеличение дивидендных выплат. Ожидается, что Татнефть начнет очередной масштабный цикл инвестиций в нефтепереработку (строительство второй очереди ТАНЕКО с целью доведения производственной мощности комплекса до 14 млн тонн в год).
СЕРНИСТАЯ НЕФТЬ
Авторы отчета отмечают новый виток обсуждения повышения качества нефти сорта Urals. Первоначально концепция "банка качества" состояла не в сепарации потоков сырой нефти, а в назначении премии или дисконта каждой компании- производителю сырой нефти в соответствии с качеством нефти, поступающей в транспортную систему Транснефти. Данная идея не была реализована в силу значительного количества препятствий технического и административного плана.
Теперь речь идет об отделении восточно-сибирской нефти от высокосернистой волго-уральской, которая поступает в основном от Татнефти и Башнефти. Для этой цели может быть построен новый трубопровод.
На самом деле такой нефтепровод проложен, он ведет к крупнейшему в России Киришскому НПЗ Сургутнефтегаза. Более того, Транснефть уже реализует проект строительства нового нефтепровода «Север», который будет пролегать почти по тому же маршруту, что и предлагаемый нефтепровод для транспортировки сырой нефти — от Кстово до Приморска. Кроме того, идет обсуждение частичного использования существующей инфраструктуры Транснефти: мощности нефтепроводов «Дружба» и «БТС-2» можно частично переориентировать под транспортировку высокосернистой нефти.
Себестоимость строительства может оказаться высокой, считают аналитики elitetrader. Если весь объем сырой нефти Татнефти и Башнефти будет направляться на экспорт через новый нефтепровод, в таком случае его потенциальная мощность составит около 17 млн т/год — это приблизительный объем экспорта сырой нефти Татнефти и Башнефти за 2014 г. (за исключением нефти, добытой на месторождениях Башнефти им. Требса и Титова).
В то же время Транснефть говорит о выделении в отдельный транспортный поток 23 млн т нефти, включающей в себя сырую нефть не только Татнефти и Башнефти, но и других производителей.
Минимальная стоимость строительства нефтепровода может составить 2 млрд долл. ...и по-прежнему неясно, кто понесет расходы, кто будет инвестором строительства нефтепровода. С одной стороны, бенефициарами сепарации различных сортов нефти являются такие нефтяные компании, как Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпром нефть и Сургутнефтегаз, и именно они должны понести расходы на строительство. С другой стороны, нелогично возлагать на данные компании расходы на постройку нефтепровода, которым они никогда не будут пользоваться, считают аналитики.
Расходы можно было бы возложить на Татнефть и Башнефть — потенциальных пользователей нефтепровода, однако это тоже нелогично, поскольку они, вероятно, не будут стремиться оплачивать строительство активов, которые понизят стоимость их нефти. Затраты на строительство могут быть возложены на Транснефть, однако для данного нефтепровода необходимо полностью изменить всю систему транспортировки нефти на экспорт, то есть поменять маршрут транспортировки около 17 млн тонн сырой нефти. При текущей конъюнктуре рынка идея не кажется хорошей.
Кроме того, и это, пожалуй, самая главная причина — строительство данного нефтепровода невыгодно правительству РФ, поскольку потенциальная премия от нового сорта Urals и вероятного увеличения налогов будет компенсироваться снижением цен и налогов на волго-уральскую нефть. Более того, при цене нефти на уровне 60 долл./барр. строительство нового нефтепровода является экономически нецелесообразным, поскольку достаточной окупаемости не предвидится при любом размере премии.
В конце концов, риторика российских властей не предполагает немедленной реализации данной идеи: так, например, замминистра энергетики К. Молодцов заявил, что считает возможным отложить до 2020 г. обсуждение вопроса о выделении высокосернистой нефти в отдельный экспортный поток.
«Мы не видим, что у правительства РФ есть какое-либо экономическое обоснование этого проекта, и считаем этот риск весьма отдаленным, – говорится в отчете elitetrader. - Вместе с тем подчеркнем, что выделение высокосернистой нефти в отдельный экспортный поток является одним из специфических рисков Татнефти.»
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Татнефть, Транснефть, ТАНЕКО, Сера