Россия пополняет флот «анонимных» нефтетанкеров
А Северная Африка и Индия только получают выгоду от санкций.
(
14 марта 2023 06:05 , ИА "Девон" )
Россия наращивает число танкеров для транспортировки нефти. По информации CNN, ежемесячно в теневой флот поступает от 25 до 35 судов. Всего для перевозки российской нефти используется около 600 танкеров (10% мирового рынка). В конце января издание Economist число используемых танкеров под нефть из РФ оценивало в 360 единиц, пишет
«Коммерсант».
СЕРЫЙ И ТЕМНЫЙ ФЛОТ.
Старший аналитик компании Kpler Мэтью РАЙТ делит суда, перевозящие российскую нефть, на две категории: «серые» и «темные корабли». «Серые корабли» были проданы европейскими владельцами фирмам на Ближнем востоке и в Азии после начала российской военной операции в Украине. «Темные корабли» принадлежат иранским и венесуэльским компаниям.
Как уточнил Мэтью Райт, в большинстве случаев «темные корабли» отключают систему автоматической идентификации, которая позволяет определить суда, их габариты и маршрут. Поэтому отследить их практически невозможно. Несмотря на то, что западные страны запретили большую часть импорта российской нефти, запрета доставлять ее покупателям для иностранных судов нет. По данным Kpler, на суда с европейскими владельцами в январе пришлось 36% объема торговых операций с российской нефтью.
После вступления в действие потолка цен на морские поставки нефти большая часть российского ресурса, на который распространяется эмбарго, перенаправили в Китай и Индию. По оценке Международного энергетического агентства, в декабре 2022 года экспорт нефти и нефтепродуктов РФ в Индию составил 1,6 млн баррелей в сутки. По информации Bloomberg, Индия покупает у России нефть с большим дисконтом, а после переработки отправляет топливо в Европу. По данным The Wall Street Journal, такой же системы придерживаются и страны Северной Африки.
Такой танкерный флот стоит больше $2 млрд. Это около 10% от числа танкеров по всему миру. Неизвестные покупатели начали активно приобретать старые суда еще в прошлом году. Участники рынка связывают их с Россией, которая пытается обойти ограничения на перевозки нефти. На этом фоне цены на транспортировку черного золота выросли по всему миру.
Еще в прошлом году неизвестные покупатели приобрели около 100 судов. Вероятно, остальные были доступны на сером рынке и раньше, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Рынок теневых перевозок, танкеров, которые могут игнорировать какие-либо санкции, и так был довольно большой, - отмечает он. - Туда попадала транспортировка и венесуэльской, и иранской нефти».
ПОЧЕМУ ДОРОЖАЮТ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ.
Часть этих судов могла работать по белой схеме, считает эксперт. Они могли перевозить российское сырье и какое-либо другое. Даже если бы не было санкций в виде потолка цен, то перевозки все равно для всех подорожали бы. Дело в том, что нефть из России начала уходить на азиатские рынки, а время в пути становилось больше. То есть теперь из Новороссийска российские экспортеры везут ее не в Южную Европу, а в Индию.
«То же самое у любых других производителей, - поясняет Юшков. - Раньше Ирак, Саудовская Аравия поставляли нефть в Индию. Сутки-двое — и ты уже на западном берегу Индии. А сейчас выходишь с Ближнего Востока и везешь все это в Европу вместо России. Туда везти дольше, а значит, те же самые объемы, которые ты доставлял раньше, теперь требуют большего количества танкеров. Из-за этого выросла стоимость фрахта. В нашем случае она повысилась еще больше, потому что для нас доступное число судов еще меньше».
Кому принадлежат танкеры из теневого флота, сказать сложно. Как минимум несколько десятков судов зарегистрированы на российские компании, но остальные, вероятно, принадлежат офшорным фирмам. «Оценка в $2,2 млрд достаточно консервативная, если мы говорим о 400-600 танкерах, - высказался замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей КОНДРАТЬЕВ. - Такой флот будет стоить на порядок дороже, даже если это очень старые суда, купленные со скидкой».
«Что касается тех, кто потратил такие деньги, то это структуры, аффилированные с российскими нефтяными компаниями, - заявил экономист. - Не напрямую. Это могут быть и трейдерские структуры, и просто специально созданные для этого организации. В прошлом году российские компании испытали шок от стоимости фрахта. Это сделало выгодным приобретение танкеров и переход на использование собственных судов. Сейчас танкер может полностью окупиться за пять-шесть рейсов».
Кроме того, в середине февраля Россия нарастила экспорт нефти больше чем на четверть, несмотря на планы сократить добычу. Такое решение может носить не вынужденный характер. Западные аналитики отмечают, что теперь Россия намного меньше зависит от услуг европейских перевозчиков.
«МАРОККАНСКАЯ СМЕСЬ».
Между тем, страны Северной Африки скупают российские нефтепродукты на фоне эмбарго. Например, Марокко за 2021 год приобрело у Москвы 600 тыс. баррелей дизеля. При этом только за первый месяц этого года страна импортировала 2 млн баррелей. Всплески спроса также выявили в Тунисе, Египте, Ливии и Алжире. Вместе с тем стремительно растет и экспорт нефтепродуктов из этих государств. Причем объемы переработки на собственных заводах они не наращивают, отмечают западные аналитики. Они подозревают, что таким образом российские дизель и мазут попадают в Европу в обход санкций.
«Про Марокко писали западные агентства довольно давно, - говорит старший научный сотрудник Финансового университета Станислав МИТРАХОВИЧ. - За последнее время импорт российских нефтепродуктов вырос более чем в 10 раз. Здесь может иметь место и прямой реэкспорт, и внутреннее потребление для того, чтобы в будущем перенаправить какие-то свои продукты уже в Европу».
Кроме того, поставляются смеси нефтепродуктов. Официальная позиция Европейского союза заключается в том, что механизм предельных цен против них не применяется. Что касается импорта смесей, то там указано, что доля нероссийского сырья должна быть значительной — substantial.
«Что такое substantial, как именно его измерять, непонятно, - дает оценку Митрахович. - ЕС сквозь пальцы смотрит на все это регулирование. Если начать запрещать приход экспортированных российских нефтепродуктов или смешанных товаров, то можно получить у себя в стране рост цен».
Северная Африка — благоприятное направление для реэкспорта российских нефтепродуктов. Маршрут из портов Балтийского моря до местных гаваней почти столь же короткий, как прежде до Европы. А значит, доставка топлива в регион стоит дешевле, чем в Азию. Евросоюз ввел эмбарго и потолок цен на российские нефтепродукты три недели назад. Тогда эксперты говорили о риске снижения экспорта дизеля и мазута из России. Но пока худшие прогнозы не сбываются, отмечает Сергей Кондратьев.
«Главная тенденция, которую мы видим, в том, что сильного сокращения экспорта нефтепродуктов из России не произошло, - делает вывод он. – Об этом говорят данные по объему их производств на российских НПЗ. РФ удается находить альтернативные рынки. Мы наблюдаем процесс перестройки экспортных потоков, сравнимый с тем, что проходили на примере сырой нефти».
«Но эта ситуация намного более сложная, потому что у нас несколько видов нефтепродуктов, - считает Кондратьев. - Сейчас можно утверждать, что в целом ситуация для нас развивается лучше, чем можно было бы ожидать, например, в середине или конце декабря».
ИНДИЯ ПОДДЕРЖИТ ПОТОЛОК ЦЕН.
При этом экспортировать сырье становится все сложнее. Так, власти Индии решили не нарушать антироссийские санкции, в том числе потолок цен на российскую нефть на уровне $60 со ссылкой на источники. По информации Bloomberg, чиновники в правительстве Индии попросили банки и трейдеров придерживаться действующих ограничений. Представители Индии подробно обсудили санкции с коллегами из США и других стран G7 в кулуарах министерского заседания G20, которое прошло в Дели в начале марта.
Потолок цен на нефть вступил в силу 5 декабря. А с 5 февраля на нефтепродукты из России установлены потолки на уровне $100 и $45 за баррель (для продукции, которая торгуется с премией и дисконтом к нефти соответственно). Таким образом Вашингтон хочет лишить РФ доходов, необходимых для боевых действий в Украине.
По данным МЭА, в 2022 году Индия вытеснила Европу в качестве главного покупателя российской нефти, поставляемой по морю. С 24 февраля Индия увеличила импорт российской нефти в 16 раз. Почти треть нефтяного импорта этой страны приходится на сырье из России.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Танкер, Цена на нефть, Транспорт, Индия