Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

На 20 крупнейших нефтетрейдеров приходится 85% экспорта нефти из РФ

Первую строчку в рейтинге Forbes занимает швейцарская дочка ЛУКОЙЛа Litasco.

(16 мая 2017 10:37 , ИА "Девон" ) Forbes опубликовал рейтинг 20 крупнейших покупателей российской нефти по итогам 2016 года. На них приходится почти 85% экспорта нефти из РФ, составившего в прошлом году достиг 254,8 млн т. Компании расположены по стоимости предоставленного им сырья.
Первую строчку в рейтинге вновь занял швейцарский нефтетрейдер Litasco, владельцем которого является «Лукойл».

1. Litasco (Женева, Швейцария). Гендиректор Тим Баллок. Владелец «Лукойл». Сумма контрактов: $9,3  млрд. Объем закупок: 32,9 млн т. Стоимость одного барреля: $38. Партнеры в России: «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз».
Нефтетрейдинговая «дочка» «Лукойла» не только экспортирует продукцию головной российской компании, но и работает по всему миру как самостоятельный игрок. Компания торгует в Европе, СНГ, Средиземноморье, Северной и Западной Африке. После отмены международных санкций против Тегерана Litasco одной из первых приобрела партии иранской нефти и нефтепродуктов.

2. China National United Oil Corporation (Пекин, Китай). Гендиректор: Вонг Лихуа. Владелец: CNPC. Сумма контрактов: $8,3  млрд. Объем закупок: 27,6 млн т. Стоимость одного барреля: $40,6. Партнеры в России: «Роснефть», «Транснефть».
Интересы подразделения китайской госкомпании China National Petroleum Corporation (CNPC) не ограничиваются Россией, где оно выступает контрагентом по долгосрочному контракту с «Роснефтью». China National United Oil Corporation также продает и покупает нефть и нефтепродукты на западных и ближневосточных рынках. Объем торговли по итогам 2014 года составил 129 млн т.

3. Trafigura (Амстердам, Нидерланды). Гендиректор: Джереми Вейр. Владельцы: менеджмент компании. Сумма контрактов: $6,8  млрд. Объем закупок: 23,1 млн т. Стоимость одного барреля: $39,7. Партнеры в России: «Роснефть», «Сургутнефтегаз».
Trafigura — одна из крупнейших трейдинговых компаний мира, торгующая не только нефтью, но также металлами и минеральными удобрениями. Позиции Trafigura в экспорте российской нефти усилились в 2013 году, когда компания договорилась с «Роснефтью» о предоплате на $1,5 млрд, а ее евразийское подразделение (Trafigura Eurasia) возглавил бывший вице-президент ТНК-BP Джонатан Коллек. В 2016 году Trafigura, «Роснефть» и UCP Ильи Щербовича купили Essar Oil — оператора одного из крупнейших в Индии НПЗ.

4. Total Oil Trading. (Женева, Швейцария). Гендиректор: Томас Ваймель. Владелец: Total. Сумма контрактов: $5,7  млрд. Объем закупок: 20,3 млн т. Стоимость одного барреля: $37,9. Партнеры в России: «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть».
Французский Total покупает российскую нефть не только через трейдерскую «дочку», но и самостоятельно, хотя и не в таких крупных объемах. В 2015 году на Total Oil Trading пришлось 14,5 млн т сырой нефти из России, а на Total — чуть больше 1 млн т. В 2015 году Total Oil Trading подписала новый контракт с «Роснефтью» на поставку 4,8 млн т нефти в год в Германию. В 2016 году закупки Total в России значительно выросли. На TOTSA пришлось 19,2 млн т сырой нефти из России ($5,4 млрд), на Total E&P Russie — чуть менее 1 млн т.

5. Glencore (Бар, Швейцария). Гендиректор: Айван Глазенберг. Владельцы: Qatar Holdings, Айван Глазенберг, Даниэль Франсиско Матэ Баденес, Аристотелис Мистакидис, Тор Петерсон, Алекс Берд. Сумма контрактов: $4,1  млрд. Объем закупок: 14,8 млн т. Стоимость одного барреля: $37,4. Партнеры в России: «Нефтиса», «Зарубежнефть», «Роснефть».
В 2016 году Glencore и ее акционер Катарский суверенный фонд стали крупными акционерами «Роснефти». За 19,5% российской компании они заплатили €10,2 млрд. Ранее «Роснефть» получила предэкспортное финансирование от Glencore и Vitol на сумму до $10 млрд под залог поставок нефти (в частности, до 46,9 млн т в адрес Ros-GIP) в течение 5 лет. По условиям приватизационной сделки в дополнение к существующим Glencore получает еще один пятилетний контракт на 220 000 баррелей нефти в сутки — это соответствует 10,9 млн т в год.

6. Orlen (Плоцк, Польша). Гендиректор: Войцех Ясинский. Владельцы: государственное казначейство Польши, фонды Nationale-Nederlanden и Aviva. Сумма контрактов: $3,5  млрд. Объем закупок: 12,5 млн т. Стоимость одного барреля: $38,2. Партнеры в России: «Роснефть».
Польский нефтяной концерн Orlen работает с российскими компаниями давно. По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, это партнерство «проверено годами». После прихода в декабре 2015 года на пост гендиректора бывшего министра финансов Польши Войцеха Ясинского Orlen решил увеличить поставки из России. А в июне 2016 года «Роснефть» и Orlen продлили на три года контракт на поставку нефти в Чехию, где польский концерн — лидер нефтепереработки. Документ предусматривает возможность увеличения поставок в адрес Orlen до 15,8 млн т нефти.

7. Vitol (Женева, Швейцария). Гендиректор: Иэн Тейлор. Владельцы: менеджмент компании. Сумма контрактов: $3,2  млрд. Объем закупок:11,2 млн т. Стоимость одного барреля: $38,6. Партнеры в России: «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», ННК.
Один из крупнейших мировых трейдеров Vitol покупает российскую нефть в меньших объемах, чем его основные конкуренты — Glencore и Trafigura. Возможно, причина в политике. В 2014 году «Роснефть» и Vitol планировали подписать соглашение о поставках с предоплатой $2 млрд, однако, после того как США ввели санкции на долгосрочные заимствования против российской компании, Vitol отказался от сделки.

8. Tatneft Europe (Цуг, Швейцария). Гендиректор: Василий Соколов. Владелец: ПАО «Татнефть». Сумма контрактов: $2,9  млрд. Объем закупок: 10,3 млн т. Стоимость одного барреля: $37,6. Партнеры в России: «Татнефть».
Трейдинговая «дочка» «Татнефти» в 2015 году проявляла особую заинтересованность в покупателях своей продукции из Польши. После того как стало известно, что концерн Orlen намерен увеличить закупки нефти из Саудовской Аравии, «Татнефть» предложила Минэнерго выработать меры по защите российских компаний на европейском нефтяном рынке.

9. Shell International Trading (Лондон, Великобритания). Гендиректор: Майк Конвей. Владелец: Royal Dutch Shell. Сумма контрактов: $2,6  млрд. Объем закупок: 9 млн т. Стоимость одного барреля: $39,5. Партнеры в России: «Роснефть», «Сургутнефтегаз».
В России нефть закупают несколько структур Shell: Shell International Trading and Shipping Company, Shell International Eastern Trading Company, Shell Trading International Ltd. Для работы с российскими партнерами в Москве была открыта «дочка» «Шелл Трейдинг Раша Б.В.». А головная компания Royal Dutch Shell уже много лет добывает в России газ и нефть совместно с «Газпромом» и «Газпром нефтью». Кроме того,  другая «дочка», Shell International Trading Middle East, стала одним из покупателей проекта «Новатэка» «Ямал СПГ», законтрактовав 0,9 млн т сжиженного газа.

10. Concept Oil Services (Гонконг). Владельцы: Михаил Зелигман. Сумма контрактов: $2  млрд. Объем закупок: 6,6 млн т. Стоимость одного барреля: $40,6. Партнеры в России: НК «Дулисьма», Иркутская нефтяная компания, «Башнефть», ННК.
Concept Oil — одна из темных лошадок среди покупателей российской нефти. Из материалов судебных разбирательств Concept Oil в 2012–2013 годах с одним из партнеров следует, что основным акционером компании является Михаил Зелигман. Он создал Concept Oil для поставок нефти и нефтепродуктов в Европе, России и странах СНГ, включая Казахстан, где построил сеть хороших бизнес-контактов, в том числе с российской нефтекомпанией «Лукойл», говорится в материалах. При этом Concept Oil работает в основном с небольшими компаниями.  

11. Unipec Asia Company (Пекин, Китай). Гендиректор: Даи Цзяомин. Владелец: Sinopec. Сумма контрактов: $1,9  млрд. Объем закупок: 6,2 млн т. Стоимость одного барреля: $41,9. Партнеры в России: «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз».
По результатам 2016 года Китай нарастил импорт нефти на 13,6%, до 381 млн т, по сравнению с итогами 2015 года, следует из данных Главного таможенного управления Китая. Россия сохранила статус первого по размеру поставщика нефти в Китай. Большая часть объемов приходится на контракты с China National United Oil Corporation, остальное — на поставки для Unipec, дочернего подразделения крупнейшей нефтехимической компании Sinopec. Также Sinopec в 2016 году начала закупать нефть в США после снятия запрета на экспорт.

12. Sakhalin Energy (Южно-Сахалинск). Гендиректор: Роман Дашков. Владельцы: ПАО «Газпром», Royal Dutch Shell, Mitsui, Mitsubishi. Сумма контрактов: $1,9  млрд. Объем закупок: 5,5 млн т. Стоимость одного барреля: $45,8. Партнеры в России: Sakhalin Energy Investment Company.
Нефтегазовая компания Sakhalin Energy, управляемая «Газпромом» и консорциумом зарубежных инвесторов, ведет разработку, добычу и продажу нефти и газа на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Sakhalin Energy (у «Газпрома» — 50% плюс 1 акция, у Shell — 27,5% минус 1 акция, 2,5% у Mitsui, 10% у Mitsubishi) ведет разработку, добычу и продажу нефти и газа северо-восточного шельфа Сахалина. Партнеры управляют проектом по соглашению о разделе продукции. По данным компании, с момента вступления его в силу выплаты России превысили $5 млрд. Sakhalin Energy Investment Company планирует построить третью очередь СПГ-проекта «Сахалин-2». «Ведомости» писали, что Shell будет добиваться специальных налоговых условий для проекта.

13. Rosneft Trading (Женева, Швейцария). Гендиректор: Маркус Купер. Владельцы: «Роснефть». Сумма контрактов: $1,7  млрд. Объем закупок: 5,8 млн т. Стоимость одного барреля: $38,8. Партнеры в России: «Роснефть».
Rosneft Trading торгует не только нефтью материнской компании. В 2016-м трейдинговое подразделение «Роснефти» начало поставки бензина индонезийской государственной компании Pertamina. Кроме того, в 2016 году «Роснефть» подписала контракт с правительством Иракского Курдистана на покупку нефти в период с 2017 по 2019 год по предоплате. Покупателем будет трейдинговое подразделение «Роснефти». Контракт позволит обеспечить сырьем расширяющуюся международную сеть НПЗ «Роснефти», говорил СЕО компании Игорь Сечин.

14. Мозырский НПЗ (Мозырь, Белоруссия). Гендиректор: Виталий Павлов. Владельцы: госкомитет по имуществу Республики Беларусь, «Славнефть». Сумма контрактов: $1,6  млрд. Объем закупок: 7,6 млн т. Стоимость одного барреля: $28,8. Партнеры в России: «Юкола-Нефть», «Импекстрейд».
Мозырский НПЗ — один из двух крупнейших белорусских заводов. Производит бензины, реактивное, дизельное и котельное топливо, нефтяные битумы. Около 65% продукции экспортируется в страны СНГ и Европы. Россия — главный поставщик нефти в Белоруссию, но из-за конфликта, обострившегося в 2016 году, объемы беспошлинных поставок российского сырья сократились. Поэтому президент Белоруссии Александр Лукашенко решил закупать нефть у Ирана. В марте 2017 года на Мозырский НПЗ прибыла первая партия иранской нефти.

15. Gunvor (Женева, Швейцария). Гендиректор: Торбьерн Торнквист. Владелец: Торбьерн Торнквист, менеджмент. Сумма контрактов: $1,3  млрд. Объем закупок: 4,3 млн т. Стоимость одного барреля: $39,3. Партнеры в России: «Роснефть», «Газпром нефть».
Gunvor — один из крупнейших мировых трейдеров, в его создании участвовал миллиардер Геннадий Тимченко. В первые годы компания торговала преимущественно российскими энергоресурсами, а в дальнейшем — электричеством, металлами, углем. В марте 2014 года, опасаясь санкций, Тимченко продал 44% Gunvor своему партнеру Торнквисту. По итогам 2015 года трейдер не попал в двадцатку крупнейших покупателей российской нефти — его объемы составили 2,7 млн т на $1 млрд (из $64 млрд выручки). Но в 2016 году закупки Gunvor выросли.

16. Нафтан (Новополоцк, Белоруссия). Гендиректор: Александр Демидов. Владелец: Республика Беларусь. Сумма контрактов: $1,2  млрд. Объем закупок: 5,8 млн т. Стоимость одного барреля: $28,2. Партнеры в России: «Роснефть», «Сургутнефтегаз».
«Нафтан» (Новополоцкий НПЗ) получает нефть из России по северной ветке нефтепровода «Дружба». Это один из крупнейших в Белоруссии и Европе нефтеперерабатывающих заводов. Производит масла, бензины, дизтопливо, всего в ассортименте более 70 позиций. Большую часть продуктов экспортирует в страны СНГ, Ближнего Востока, ЕС и США. Из-за российско-белорусского конфликта с III квартала 2016 года поставки российской нефти на «Нафтан» сократились, компания заявила об убытках, а ее руководитель Владимир Третьяков отправлен в отставку.

17. Trumpet (Дублин, Ирландия). Гендиректор: Анатолий Курятников. Владелец: «Роснефть». Сумма контрактов: $1  млрд. Объем закупок: 3,4 млн т. Стоимость одного барреля: $41,9. Партнеры в России: «Роснефть».
Trumpet Limited — еще один собственный трейдер «Роснефти». По данным «Новой газеты», в 2008–2009 годах Trumpet экспортировала нефть, добываемую в Чечне, через морской порт Каспийского трубопроводного консорциума. В 2012 году, еще до покупки «Роснефтью», клиентом Trumpet стала ТНК-ВР. Сейчас в России Trumpet получает только нефть, произведенную самой «Роснефтью» и ее дочерними компаниями — «Оренбургнефтью» и «Роснефть-Дагнефтью», и поставляет ее в Италию, Испанию, Францию, Нидерланды и Турцию.

18. EXTAP (Сингапур). Гендиректор: Мэтью Агилар. Владелец: Exxon Mobil. Сумма контрактов: $0,9  млрд. Объем закупок: 2,8 млн т. Стоимость одного барреля: $44,7. Партнеры в России: Exxon Neftegas.
EXTAP — подразделение компании Exxon Mobil Asia Pacific, в России закупает нефть на Дальнем Востоке. Exxon Mobil принадлежит 30% акций СРП-проекта «Сахалин-1», а ее дочерняя компания Exxon Neftegas управляет этим проектом.
Другие участники консорциума по его разработке — «Роснефть» (20%), ONGC (20%) и SODECO (30%). Объем извлекаемых запасов «Сахалин-1» оценивается в 2,3 млрд баррелей нефти (307 млн т) и 485 млрд кубометров природного газа. Нефть, добываемую там, EXTAP поставляет в Корею, Японию и Таиланд.

19. British Petroleum (Лондон, Великобритания). Гендиректор: Роберт Уоррен Дадли. Владельцы: 95% акций в свободном обращении. Сумма контрактов: $0,8  млрд. Объем закупок: 2,6 млн т. Стоимость одного барреля: $43,4. Партнеры в России: «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть».
British Petroleum — один из крупнейших акционеров «Роснефти», но два его подразделения — BP Singapore и BP Oil International — закупают в России нефть у «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» и поставляют ее в Китай и Корею (BP Singapore) и в Италию, Нидерланды и Финляндию (BP Oil International). В 2015 году эти две компании закупили в России 1,7 млн т нефти на $650 млн, в 2016-м поставки из России в их адрес выросли. BP надеется покупать у «Роснефти» газ и поставлять его в Европу, но пока монополия на экспорт российского газа закреплена за «Газпромом».

20. Grupa Lotos (Гданьск, Польша). Гендиректор: Марцин Ястржебский. Владелец: Правительство Польши. Сумма контрактов: $0,8  млрд. Объем закупок: 2,9 млн т. Стоимость одного барреля: $38,2. Партнеры в России: «Роснефть».
 Польша получает основной объем нефти из России по нефтепроводу «Дружба». Государственная компания Grupa Lotos — давний покупатель российской нефти. В начале 2016 года «Роснефть» и Lotos договорились о продлении договора на поставку нефти в Польшу до 31 декабря 2017 года. Документ подразумевает увеличение поставок на 300 000 т нефти, до 2,7 млн т в год. Но, как и белорусские предприятия, Grupa Lotos начала пробные закупки иранской нефти. Первые партии прибыли из Ирана в Гданьск летом 2016 года.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: рейтинги, Цена на нефть

 

к следующей новости раздела

19 июня 2017

Башнефть объявила аукцион на бурение 340 наклонно-направленных и горизонтальных скважин

к предыдущей новости раздела

3 мая 2017

Казаньоргсинтез купил контрафактные заглушки на 2,7 млн рублей

к следующей новости главной ленты

16 мая 2017

Волгограднефтемаш отправит на ТАНЕКО очередную вакуумную колонну

к предыдущей новости главной ленты

16 мая 2017

Prosperity Capital имеет вопросы по сделкам между Башнефтью и АФК Система