Власти Казахстана заявляют, что дефицита топлива нет
Но на некоторых АЗС были перебои со сжиженным газом из-за аграриев.
(
7 октября 2024 20:27 , ИА "Девон" )
У Казахстана сейчас нет потребности в бензине из России. Об этом сообщил министр энергетики РК Алмасадам САТКАЛИЕВ.
"Ежегодно мы резервируем на осень 50-70 тысяч тонн бензина в России, - заявил он. – Мы даём возможность операторам импортировать при необходимости данные объёмы в случае отсутствия в смысле наличия дефицита. То есть сейчас этой потребности нет".
«В настоящее время никаких проблем нет, - приводит
ТАСС слова Саткалиева. - У нас более 27 дней составляет запас по дизельному топливу и бензинам, 45 дней - по авиакеросину. Мы уверены, что никаких проблем не будет".
В некоторых регионах на заправках возникали проблемы, связанные с дефицитом сжиженного газа, отметил он. Это произошло в связи с уборочной компанией и дождями. В этих условиях сельхозкомпании запросили дополнительные партии дизельного топлива и сжиженного нефтяного газа для сушки зерна и зернобобовых.
«В этой связи нам пришлось изыскать дополнительные объемы, - пояснил министр. - Отгрузка ведется в соответствии с установленными графиками. В стране нет дефицита ни по одному виду нефтепродуктов".
Другие казахстанские НПЗ работают в штатном режиме и отгружают продукцию в соответствии с планом.
Ранее местное издание
Sk.news сообщало о планах казахстанской госкомпании «Казмунайгаз» закупить в октябре около 50 тысячи тонн 92-го автобензина из России. Это должно было позволить сохранить баланс на топливном рынке во время ремонта на Атырауском НПЗ.
Один из трех крупных НПЗ в Казахстане, Атырауский, до 25 октября проводит плановый ремонт. В связи с этим нефтеперерабатывающий завод значительно сократит выпуск моторного топлива.
В этом месяце, согласно графику Минэнерго, поставки бензина Аи-92 на рынок Казахстана снизятся с 404500 тонн до 302524 тонн в плане сентября. По оценке трейдеров, имеющиеся запасы бензина могут иссякнуть уже во второй половине месяца. Поэтому Казахстану может потребоваться импорт для покрытия дефицита, предполагали эксперты.
Однако в Казахстане цены на бензин регулируются государством. Поэтому они невысоки по сравнению с соседними странами. В связи с этим КМГ намеревался взять на себя убытки от разницы в закупочной цене импортного и местного АИ-92.
Между Россией и Казахстаном согласованы беспошлинные поставки в размере 285000 тонн автобензинов в 2024 году в рамках индикативного баланса. Всего железнодорожным транспортом за восемь месяцев поставили около 2500 тонн моторного топлива.
Оптовые партии автобензина Аи-92 на НПЗ Казахстана реализуются по $446-478 долларов за тонну (с НДС и акцизом). Российский Аи-92 оценивается трейдерами в $805-880 за тонну с учетом налогов.
«Казахстан не импортирует крупные партии российского бензина с 2020 года, - приводит
orda.kz. слова эксперта Олега ЧЕРВИНСКОГО. - Хотя индикативный баланс, регулирующий беспошлинные поставки нефтепродуктов внутри ЕАЭС, разрешает поставки 240 тыс. тонн российского бензина в Казахстан без взимания пошлин».
Атаки украинских дронов на российские НПЗ привели к снижению производства топлива, отметил он. Это, в свою очередь, вынудило правительство РФ запретить экспорт бензина за пределы РФ до ноября.
Несмотря на то, что в Казахстане одни из наиболее низких цен на бензин, в стране периодически возникают перебои с поставками топлива. Например, в конце июля на заправках в Абайской области из-за туристов образовались огромные очереди за бензином. И ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Минэнерго ожидает, что к 2030 году в Казахстане сложится дефицит бензина на уровне 1,7 млн тонн.
Комментарий Информагентства «Девон»:
Сейчас в нефтедобывающем Казахстане сложилась так называемая «дефицитная традиция», когда периодически то или иное топливо пропадает с заправок.
По мнению специалистов, нужно было увеличивать мощности действующих производств, но момент был упущен. Они отмечают, что переработка нефтепродуктов за последние годы в Казахстане выросла. Но и автопарк в стране вырос.
Решить проблему можно с помощью увеличения мощности Шымкентского НПЗ, считает экс-советник министра энергетики РК Олжас БАЙДИЛЬДИНОВ. Но этого следует ожидать не ранее, чем к 2030 году. До этого Казахстан будет зависеть от поставок топлива из России.
Эксперты уверены, что все дело в несвоевременном ремонте. Зачастую работы на нефтеперерабатывающих заводах переносят из-за посевной или уборочной кампании, а иногда и из-за дефицита топлива. От этого и страдает производство. Это накладывается и на проблемы в электроэнергетике.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Казахстан, бензин автомобильный, дизтопливо, цена бензина