Топливный рынок подхватил коронавирус
Российские НПЗ снижают нагрузку, а трейдеры расхватывают супертанкеры.
(
23 марта 2020 16:10 , ИА "Девон" )
Вспышка коронавируса привела к существенному снижению потребления энергоресурсов. Распад сделки ОПЕК+ обострил конкуренцию производителей сырья за рынки сбыта, что способствовало росту предложения. Это вызвало обвал цен на товарно-сырьевых рынках. Об этом говорится в отчете
Argus Media «Двойной удар: Коронавирус и распад ОПЕК+». ИА Девон приводит этот материал с сокращениями.
ЧЕРЕДА ОБВАЛОВ НЕФТЯНЫХ КОТИРОВОК
Правительства большинства стран мира ввели серьезные ограничения для населения и организаций. Потребление нефти и нефтепродуктов с начала года продолжает сокращаться в условиях резкого снижения грузовых и транспортных перевозок и снижения экономической активности.
По оценке Argus Consulting, потребление нефти в мире во II квартале составит 98,40 млн баррелей по сравнению со 100,77 млн барр./сутки в прошлом году. Во втором полугодии спрос может повыситься. Показатель 2020 г. скорее не превысит 100,53 млн барр./сутки.
Угля в огонь подбросил распад сделки ОПЕК+, которая продлевалась с 2017 г. Отсутствие с 1 апреля ограничений по добыче нефти обострило конкуренцию за рынки сбыта. Саудовская госкомпания Saudi Aramco заявила о готовности повысить производство нефти во II квартале с 9,7 до 12 млн барр./сут. До заключения сделки ОПЕК+ Saudi Aramco добывала около 10,6 млн барр./сут. С 2016 года доля Саудовской Аравии на мировом рынке нефти снизилась с 10,8% до 9,7% в 2019 г.
Saudi Aramco анонсировала рост поставок сырья в рамках апрельской программы до 12,3 млн барр./сут., предоставив значительные скидки для покупателей. Так, арабская легкая нефть для потребителей в Северо-Западной Европе подешевела на $8/барр. Она продается со скидкой $10,25/барр. к котировкам Brent на бирже Ice. Для экспорта компания намерена использовать накопленную нефть из хранилищ.
О повышении производства нефти сообщали компании из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Кувейта, Ирака, России и других стран. По оценке Argus Consulting, во II квартале поставки увеличатся на 3,9 млн барр./сут. - почти до 104,3 млн барр./сут.
Нефтяные котировки в I квартале неоднократно обновляли многолетние минимумы. Стоимость фьючерсов на Брент на бирже Ice 18 марта снизилась до $24,88/барр.
Майские фьючерсы на американский эталон WTI на торгах Нью-Йоркской товарной биржи (Nymex) подешевели до $20,37/барр. Это самые низкие уровни с марта 2003 г. и февраля 2002 г. соответственно.
Стоимость партий российской нефти Urals с начала марта снизилась более чем на 60%, обновив минимальную стоимость за последние 18 лет. Тем не менее, экспортеры испытывают сложности с реализацией российского сорта. Участники рынка ожидают усиления спроса на емкости для хранения продукта в условиях контанго на рынке.
Ситуация контанго – это ситуация, при которой биржевая цена фьючерса в будущем выше чем его текущая цена (при немедленном выкупе). Цена фьючерса в отдалённом будущем может быть выше чем в ближайшем будущем. – прим. ИА Девон.
Нехватка свободных емкостей вынуждает торговые компании использовать танкеры в качестве плавучих хранилищ. Это поддерживает ставки фрахта на высоком уровне и подрывает и без того низкую доходность экспорта нефти.
Юралс стал дешеветь еще с середины февраля вследствие снижения спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Скидка на партии Urals в Северо-Западной Европе 19 марта снизилась на $1,20/барр. до $4,18/барр. к Североморскому сорту. В абсолютном выражении Юралс подешевел на $28,80/барр., до $19,73 за «бочку». Днем ранее котировка опустилась до минимального уровня с февраля 2002 г. — $18,64/барр.
Стоимость партий Юралс объемом по 80 тыс. т в Средиземноморье сократилась за этот период на $26,15/барр., до $22,91/барр. Между тем скидка в регионе, напротив, уменьшилась до $1/барр. Этому способствовала быстрая распродажа мартовских партий данного сорта, причем большая часть объемов осталась в пределах Черного моря.
Премия на партии Смеси ВСТО с начала марта выросла на $0,18/барр., до $2,38/барр. к майским своповым контрактам на сорт Дубай. Но в абсолютном выражении стоимость смеси также упала к 19 марта — на $20,28/барр., до $32,68/баррель. Это стало минимальной ценой с января 2016 г.
Премия на Смесь ВСТО начала снижаться в начале года вследствие ослабления спроса в Китае. В марте стоимость этого сорта относительно эталона стала расти на фоне сокращения арбитражных поставок в регион альтернативных сортов. Это произошло из-за резкого удорожания фрахта судов класса VLCC с водоизмещением от 200 до 320 тыс тонн и осадкой до 21 метра.
ДЕШЕВОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ ЕВРОПЫ
Все это привело к тому, что нефтепродукты в Северо-Западной Европе подешевели с начала марта. Если мировые котировки продолжат снижаться, российские компании будут заметно сокращать загрузку своих НПЗ, выпуск нефтепродуктов и их экспорт.
Котировки бензина Euroboboxy в период 1—19 марта упали на $185,40 за тонну относительно среднего значения февраля, до $327,50/т. Стоимость бензина 19 марта составляла $180,50/т, тогда как в первый день месяца — $456/т. Потребление бензина в Европе уменьшилось после введения в ряде стран ограничений на передвижение из-за эпидемии. С 13 по 17 марта бензин в Европе стоил даже дешевле, чем нафта.
Средняя стоимость нафты в Северо-Западной Европе 1—19 марта уменьшилась на $162,81/т относительно среднего значения в феврале, до $302,88/т. Спрос на продукт слабый, но поддерживается за счет небольшого интереса со стороны нефтехимиков.
Это приводит к тому, что российские компании рассматривают возможность сокращения выпуска бензина в апреле. В марте экспортеры продолжают поставлять продукт в рамках ранее заключенных контрактов.
Так, «Роснефть» намерена в апреле провести внеплановые ремонты на Рязанском НПЗ. Она сократит выпуск моторного бензина в пользу производства нафты и ее экспорта. В январе — феврале компания отгружала с этого завода 31 тыс. тонн продукта в месяц. В апреле поставки могут увеличиться в два раза.
Авиационный керосин в Европе в середине марта стал стоить дешевле дизельного и печного топлива в связи с закрытием воздушного пространства и сухопутных границ европейскими странами. Так, стоимость авиационного керосина с начала месяца и по 19 марта упала с $473,50 до $241,75 за тонну.
Из-за образования больших запасов керосина на внутреннем рынке России компании могут приступить к смешиванию его с другими средними дистиллятами для экспорта.
Котировки дизельного топлива с содержанием серы 10 ppm 1—19 марта снизились в среднем на $124,89/т относительно февраля, до $375,875/т. А газойль с содержанием серы 0,1% за этот период подешевел меньше всех средних дистиллятов — на $123,89/т, до $369,21/т (cif СЗЕ). Таким образом, цены на авиакеросин и печное топливо в регионе почти сравнялись. При этом в январе керосин стоил на $42,59/т дороже, чем газойль.
Поддержку стоимости дизельного топлива в СЗЕ оказывает укрепление спроса на продукт, прежде всего в Германии. Так, увеличилось потребление продукта со стороны служб доставки. Кроме того, сельхозкомпании решили использовать ситуацию с удешевлением топлива и наращивают его закупку перед посевной кампанией.
Котировки мазута с содержанием серы 3,5% для поставки в СЗЕ уменьшились в среднем на $90,14/т относительно февраля, до $177,95/т.
СИТУАЦИЯ В РОССИИ
В сложившихся условиях некоторые российские нефтяные компании планируют снизить загрузку своих заводов.
Так, Роснефть в апреле может сократить трубопроводные поставки сырья на свои предприятия на 690 тыс. т до 6,19 млн т.
«Газпром нефть» планирует уменьшить загрузку своих заводов в апреле на 167 тыс. т, до 2,3 млн т.
ЛУКОЙЛ намеревался поставить в феврале на свои НПЗ 3,25 млн тонн сырья. Это на 448 тыс. т меньше, чем в марте. В то же время нефтяные компании могут пересмотреть свои планы исходя из изменений рынка.
Кроме того, в связи с контанго трейдеры стремятся арендовать наземные хранилища и танкеры для накопления нефтепродуктов в ожидании более благоприятной рыночной конъюнктуры. На текущей неделе наблюдался интерес к мощностям терминалов в Балтии для танкерных поставок нефтепродуктов в емкости хранения.
Компании, отгружающие топливо через южные порты, отмечают сложности при поиске свободных мощностей в данном регионе.
Цены на топочный мазут на рынке России в марте резко снизились вслед за обвалом мировых котировок нефти и нефтепродуктов, хотя поддержку стоимости продукта оказал повышенный спрос перед введением в стране акциза на мазут с 1 апреля.
Тем не менее резкое удешевление сернистого мазута в Северо-Западной Европе привело к тому, что котировки топлива на НПЗ в Центральной России с начала месяца опустились в среднем на 3 558 руб./т, до 5 700—7 122 руб./т.
При этом стоимость нефтехимической продукции снизилась не столь значительно, как цены на нефть или нефтепродукты. В наибольшей степени подешевел бензол, говорится в отчете компании «Аргус».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Кризис, цена бензина, Цена на нефть, Транспорт, Мазут, Авиатопливо, Биржи, ЛУКОЙЛ НПЗ, Газпром нефть, Роснефть НПЗ, вода, Сера, Судовое маловязкое топливо, нафта, ОПЕК, Саудовская Аравия, Argus