Порты Омана и Катара – богатое прошлое и перспективное настоящее
(
22 сентября 2023 15:52 , ИА "Девон" )
В связи с поиском Россией новых путей поставок углеводородного сырья на экспорт большой интерес представляют страны Персидского залива. Информагентство «Девон» приводит очередную подборку о профильных портах мира – на этот раз Омана и Катара из публикаций издания
«Нефтянка» (автор - Григорий ВОЛЧЕК).
ОМАН – ОТ БЕДНОСТИ К ПРОЦВЕТАНИЮ.
Главным портом Омана является Маскат. В средние века он стал крупным центром, обслуживавшим корабли, идущие в Персию и Индию. В 1470 году город посетил тверской купец Афанасий Никитин, упомянувший его в «Хождении за три моря» под названием Мошкат. Некоторые ученые считают, что это слово происходит от арабского «мосха» (шкура, кожа). Другие утверждают, что этот термин означает якорную стоянку.
В XVI веке город был захвачен португальцами, построившими здесь укрепления, монастырь и новые причалы. В 1648 году Маскат перешел под власть династии Йарубидов. В 1784 году город стал столицей могущественной Оманской империи.
XIX век стал периодом максимального могущества Омана, сумевшего захватить огромное побережье Индийского океана от Индии до Восточной Африки. Резиденция оманского султана была перенесена в Занзибар. Затем империя разделилась на две части — богатый Занзибар и бедный Маскат и Оман.
На протяжении первой половины XX века Маскат постепенно приходил в упадок. Нового строительства там не велось. Город был разделен стеной, возведенной еще португальцами. Богатые горожане жили внутри, бедные — снаружи.
В 1964 году в Омане была обнаружена нефть. 23 июля 1970 года Кабус бен-Саид, сын правящего султана Саида бен-Таймура, сместил своего отца с престола. Тем самым он покончил с изоляцией и традиционализмом, начав бурную модернизацию и вестернизацию страны. Султан Кабус бессменно правил почти полвека. 10 января 2020 года он скончался в возрасте 79 лет. Страну возглавил его двоюродный брат Хейсам бен-Тарик аль-Саид.
Маскатский порт имени султана Кабуса, построенный в конце 1970-х годов, расположен на берегу Оманского залива. Длина причального фронта — 2,5 км, глубина — до 13,5 м. Причалы оборудованы для приема ролкеров (судов для перевозки колесного транспорта – прим. ИА «Девон») и контейнеровозов, а также для бункеровки морских судов.
Там имеется 14 складов и 10 площадок открытого хранения грузов. Годовой грузооборот оценивается в 10 млн тонн. С 2014 года реализуется программа постепенного превращения Маската в пассажирскую, круизно-туристическую и яхтенную гавань. Грузопотоки и рыбопереработку переносят в порт Сохара.
НЕФТЬ С РОДИНЫ ПРОРОКА.
Сохар — это административный центр провинции Северная Эль-Батина. Город расположен в 250 км к северо-западу от Маската. Традиционно является центром рыболовства. Здесь находится большой рыбный рынок. Некоторые исследователи полагают, что в Сохаре родился легендарный Синдбад-мореход.
Порт Сохара, построенный в 2003 году, находится недалеко от стратегического Ормузского пролива, на берегу Оманского залива. В 2010 году возле него на территории 4,5 тыс. га создана свободная экономическая зона. В состав порта входят терминал генеральных грузов, пищевой (агро-балкерный) и металлический кластеры, а также нефтяной терминал. Он принадлежит Oman Oil Refineries & Petroleum Industries (ORPIC).
Основные грузы — нефть, нефтепродукты, полиэтилен, полипропилен, ароматические углеводороды, металлы и пищевые продукты. Глубоководные причалы позволяют принимать рудовозы и танкеры класса Valemax, включая самые большие в мире суда. Годовой грузооборот составляет 60 млн тонн, судопоток — 3,5 тыс. кораблей.
Следом идет Салала — второй по населению город Омана. Это центр южной провинции Дофар с населением более 250 тыс. человек. Салала - очень древний город. Говорят, что здешний дворец принадлежал еще легендарной царице Савской, правившей в X веке до н.э. Недалеко от города, в горах Эль-Кар, расположена могила пророка Иова. С 1958 года султан Саид бин-Таймур безвыездно жил в Салале. После захвата власти в 1970 году его сын Кабус бен-Саид переехал в Маскат.
Порт Салалы (прежнее название – Райсут) расположен на побережье Аравийского моря. Объект построен в 1998 году. В его состав входят контейнерный и нефтяной терминалы, терминал генеральных грузов, а также мощности по бункеровке судов. В порту работает 21 причал общей длиной более 6 км и глубиной от 10 до 18 м.
Максимальная длина принимаемых судов – до 400 м (класс Capesize). Основные грузы – цемент, известняк, гипс, металлопрокат, зерно, растительное масло, пластмассы, резина, химикаты и т.д. Отгружаются также метанол, каустическая сода, нефть, бензин, дизтопливо, керосин, этиленгликоль. Порт также принимает пассажирские и круизные лайнеры. Годовой грузооборот - 30 млн тонн, судопоток – более 2 тыс. кораблей.
«ГАЗОВАЯ» БУХТА КАТАРА.
В другой части Персидского залива находится «газовый» конкурент Омана. Название столицы Катара, вероятно, происходит от арабского слова «ад-доуха» (большое дерево). По альтернативной версии, Доха — производное от слова «дохат» (бухта, залив). Доха основана в 1850 году под названием Аль-Бида. В 1916 году она стала столицей британского протектората Катар, а в 1971 — столицей независимого государства. В ноябре-декабре 2022 года в Катаре прошел чемпионат мира по футболу.
Порт Дохи, построенный в 1971 году, расположен на побережье Кувейтского залива. Глубина основных причалов – 8 м. Грузовые районы Доха, Рувайс и Хамад переваливают контейнеры, генеральные грузы, сельхозпродукцию и автомобили, а также обеспечивают бункеровку судов. Годовой грузооборот – 10 млн тонн, судопоток – 1,5 тыс. кораблей.
Второй морской узел, Рас-Лаффан, находится в 80 км к северо-востоку от столицы, у мыса Лаффан. Он построен как береговая база для освоения Северного газонефтяного месторождения - одного из крупнейших в мире. Месторождение с запасами 13,8 трлн. кубометров природного газа и 4,3 млрд тонн нефти открыто в 1971 году. Его разработка началась через 20 лет.
Сегодня здесь добывают около 200 млрд кубометров природного газа в год. Это выводит крошечный Катар на пятое место в мире по газодобыче (после США, России, Ирана и Китая).
В Рас-Лаффане работают совместные предприятия с участием мировых мэйджоров и местных компаний QatarGas и RasGas. Они заняты производством сжиженного природного газа, жидкого газомоторного топлива, газового конденсата, широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) и серы. Производство СПГ составляет 110 млн тонн в год с перспективой увеличения до 126 млн тонн. Это крупнейший в мире СПГ-комплекс.
Завод по сжижению природного газа и отгрузочный терминал были построены в 1997 году. С тех пор мощности непрерывно росли и развивались. В настоящее время порт насчитывает 14 основных причалов. Шесть из них предназначены для СПГ, один для жидких газопродуктов. Еще один - для серы и 6 – для сухогрузов.
Возведено также 13 причалов для вспомогательных судов, причал для морских буровых платформ и два точечных выносных причальных устройства для погрузки нефти и нефтепродуктов. К терминалам примыкает крупная судоверфь Erhama Bin Jaber Al Jalahma.
НЕФТЯНЫЕ ГАВАНИ QATAR ENERGY.
На востоке полуострова Катар расположен Месайид (Умм-Саид) — нефтеэкспортный порт. Его открыли в 50 км к югу от Дохи, на побережье бухты Дохат-Умм-Саид. Управляет транспортным хабом госкомпания Qatar Energy (ранее - Qatar Petroleum). Гавань связана 117-километровым трубопроводом с Духаном, крупнейшим и старейшим в Катаре месторождением нефти. Нефтеналивной терминал начал работу в 1949 году. С тех пор он существенно расширен.
Кроме того, в индустриальной зоне Месайида сконцентрированы НПЗ, нефтехимические комбинаты, производства СПГ, удобрений, сталепроката и цемента, а также водоопреснительные установки. В порту Месайида работают 30 универсальных причалов, а также контейнерный терминал. Годовой грузооборот гавани — 60 млн тонн, судопоток — 3 тыс. кораблей.
В 80 км к северо-востоку от Дохи действует нефтеналивной терминал на острове Халул. Нефтегавань построена в 1966 году. С тех пор она неоднократно расширялась. Оттуда Qatar Energy отгружает нефть с морских месторождений Идд Эль-Шарки, Майдан-Мазам и Бул-Ханин. Береговой парк хранения состоит из 11 резервуаров с плавающей крышей.
Нефть подается на два точечных выносных причальных устройства, расположенных на глубине моря от 25 до 29 м. Это позволяет принимать мега-танкеры дедвейтом до 550 тыс. тонн. На танкеры нефть поступает по гибким шлангам диаметром от 16 до 24 дюймов и производительностью до 75 тыс. баррелей в час. Ежегодно на терминале загружается до 150 танкеров.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транспорт, Танкер, СПГ, Газодобыча, история