Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Нефтяники РФ могут обойтись без «Дружбы» Белоруссии

Однако «Транснефть» такую перспективу исключает.

(24 января 2020 17:20 , ИА "Девон" )
Остановка «Дружбы», прекращение поставок нефти на НПЗ Белоруссии и прокачки в европейские страны, возможны, но не принесут выгоды ни России, ни особенно Белоруссии. Такой вывод сделан в полученном ИА Девон докладе  Института развития технологий ТЭК «Белоруссия без российской нефти: варианты возможны, но не желательны».

ПУТИ ОБХОДА

Российские экспортеры могут обойтись без проходящих по Белоруссии труб «Дружбы». Как заявил глава «Транснефти» Николай Токарев, Россия обладает возможностями перераспределить транзитные потоки  нефти, идущие в Европу через Белоруссию, но «перспективу такую исключаем».

Поставки нефти по "Дружбе" в страны ближнего и дальнего зарубежья в среднем за 2019 год составили около 61,3 млн тонн в год, включая нефть для внутренних нужд Белоруссии (собственного потребления и переработанного экспорта). Резерв пропускных мощностей «Транснефти» через порты по планам на 2020 год в западном направлении около 42 млн тонн в год. 
Германия и Польша могут восполнить отсутствие поставок российской нефти по белорусской части «Дружбы», это сегодня около 30 млн тонн, через свои порты.
Поставки нефти в Чехию, Словакию и Венгрию не превышают около 13 млн тонн, что также восполняется отчасти по железной дороге, отчасти через нефтепроводы от хорватского Омишаля и через трубопровод IKL из германского Ингольштадта.

У РОССИИ ПРОБЛЕМЫ БУДУТ, НО ОНИ РЕШАЕМЫ

В случае остановки «Дружбы» у России возникнут проблемы, но они решаемы сразу же или в недолгой перспективе. Портовые мощности компании полностью компенсируют выпадающие объемы, делают вывод авторы доклада.
Кроме того, есть предложение от Украины прокачать в обход Белоруссии на южную ветку «Дружбы» 15 млн тонн через приднестровские трубопроводы (эти трубы сейчас законсервированы и заполнены инертным газом).

Около 10 млн тонн – внутренний резерв для дополнительно переработки на российских НПЗ, продукты которой могут быть экспортированы через порты или по железной дороге.

Таким образом, катастрофического снижения экспорта нефти и нефтепродуктов из России не случится, даже если Белоруссия полностью остановит транзит по своему участку «Дружбы».

ЦЕНОВОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ ДО 2024 ГОДА

Анализируя экономическую ситуацию с покупкой российской нефти, эксперты ИРТТЭК отмечают, что ценовой альтернативы сегодня у Белоруссии нет – до 2024 года, времени окончания налогового маневра, стоимость российской нефти для республики будет ниже любого другого сырья, поставленного с рынка.

Цены закупки российской нефти для белорусских НПЗ рассчитывались как: цена Urals на Роттердамском рынке − минус таможенная пошлина − плюс $10 с каждой тонны (премия российских компаний) − плюс тариф на прокачку. Премия в $10 для российских компаний действует с 2011 года, ее учредили в качестве стимула для российских ВИНК к увеличению поставок нефти в Беларусь. 

В декабре 2019 года средняя цена сорта Urals составила $64,47 за баррель или примерно $469,3 за тонну (при коэффициенте пересчета 7,28 барреля на тонну). Размер экспортной пошлины, рассчитанный с коэффициентом 0,833 и на основе мониторинга цен на целевых рынках, в декабре равнялся $90,5 доллара за тонну. Таким образом, стоимость нефти без учета таможенной пошлины составила $378,8 долларов за тонну, или 80,7% от средней стоимости Urals на европейских рынках. Добавка к цене $10 долларов за тонну увеличивает цен нефти для белорусских НПЗ до 82,9% от мировой.

С 1 января 2020 года коэффициент, применяемый при расчете пошлин на нефть, снижен до 0,667. Благодаря этому размер пошлины уменьшился на $13,3, до 77,2 доллара за тонну. Цена Urals на 14 января составляла $60,02 за баррель, то есть около $436,95 за тонну. Значит, Минску она обошлась бы 359,75 долларов за тонну, или 83,3% от европейской цены Urals. А надбавка в $10 долларов поднимает белорусскую цену до 84,6% от мировой.
До 2014 года эта разница сохраняется, что делает поставки нефти из Москвы для Минска практически безальтернативными, пишет ИРТТЭК.

ПОТЕРЯЮТ ОБЕ СТОРОНЫ

В попытке подготовиться к неизбежному Александр Лукашенко потребовал от чиновников проработать вариант, в котором 30-40% нефти Беларусь будет покупать в РФ, 30% завозить из Балтики и еще 30% через Украину. Основная проблема при этом − рентабельность экспорта нефтепродуктов с белорусских НПЗ, изготовленных из закупленной вне России нефти. Минск признает, что белорусские НПЗ уже столкнулись с проблемой финансирования текущей деятельности.

На днях Минск закупил 80 тыс. тонн норвежской нефти, поставленной через литовскую Клайпеду, чтобы проверить рентабельность процесса. Только на закупке и поставке НПЗ потеряли, по данным авторов доклада ИРТТЭК, минимум $97,2 на тонну нефти по сравнению с поставками из России.

Переговоры между РФ и РБ по поставкам нефти для Белоруссии и транзита по ее территории не могут не завершиться каким-либо компромиссом. В противном случае стороны потеряют такие суммы, которые не компенсируют ни размер самых крупных уступок, ни, тем более, политические и личные амбиции.

Россия по-прежнему остается надежным поставщиком энергоресурсов. Ситуацию с полным перекрытием белорусского участка «Дружбы» российская сторона даже не рассматривает. Не считая геополитических издержек, такое развитие событий потребует значительных усилий, о чем попросил «не фантазировать» и министр энергетики Александр Новак.

Над Исследованием работали: Воробьев С.Ю., руководитель ИРТТЭК
Сафонова Т.Ю., исполнительный директор ООО «НААНС-МЕДИА», доцент кафедры международной коммерции РАНХ и ГС при Президенте РФ
Алихашкин С.А., аналитик ИРТТЭК.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Белоруссия, Транснефть

 

к следующей новости раздела

4 февраля 2020

Рынок нефти перестал реагировать на военные действия, теракты и коронавирус

к предыдущей новости раздела

8 января 2020

Моторное топливо подорожает в 2020 году в пределах инфляции

к следующей новости главной ленты

27 января 2020

«Нефть - это разноцветное золото» - директор ИНХС РАН

к предыдущей новости главной ленты

24 января 2020

Пермский НПЗ планирует полностью обеспечить Прикамье бензином