Архив новостей

Декабрь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Нефтяная история Узбекистана

«Нефтянка»: 140 лет назад в Туркестане открыли первое месторождение нефти.

(5 августа 2025 17:26 , ИА "Девон" ) В июле Узбекистан и азербайджанская госкомпания SOCAR подписали соглашение о разделе продукции (СРП) при разработке недр плато Устюрт. Там может содержаться до 100 млн тонн нефти и 35 млрд кубометров газа. В случае успеха добыча жидких углеводородов вырастет на 5 млн тонн в год.

Это позволит Узбекистану снизить зависимость от импорта нефтепродуктов, в том числе, из РФ. Об этом говорится в статье «Черное золото" Туркестана. Узбекская нефтянка в годы Великой Отечественной войны», опубликованной в издании «Нефтянка» (Григорий ВОЛЧЕК). Информагентство «Девон» публикует её с некоторыми сокращениями.

Сегодня добыча углеводородов в среднеазиатской республике падает из-за истощения старых месторождений, сокращения инвестиций в геологоразведку и устаревания инфраструктуры.
Однако в советское время нефтегазовая отрасль Узбекистана росла быстрыми темпами. 

НА ПЕРВЫХ НПЗ БЕНЗИН СЖИГАЛИ… В ЯМАХ.

В 1885 году на территории Ферганской области (бывшее Кокандское ханство) на месте естественных выходов нефти на поверхность было открыто месторождение Чимион. Потом возникла «организационная пауза», растянувшаяся почти на 20 лет. Промышленная добыча нефти началась здесь только в 1904 году. Месторождение оказалось весьма продуктивным – начальные суточные дебиты скважин превышали 100 тонн.

В 1906 году на ближайшей к Чимиону железнодорожной станции Ванновская (на линии Коканд — Маргилан) был построен нефтеперегонный завод с двухкубовой установкой. Она производила осветительный керосин и отопительный мазут.

Нефть с промысла поступала гужевым транспортом. Готовая продукция вывозилась железнодорожными составами и верблюжьими караванами на экспорт — в Афганистан и Китай. Бензин, считавшийся отходом производства, сжигался в ямах за территорией завода. Так продолжалось почти 10 лет, пока в Средней Азии не появились первые автомобили.

Через год после запуска завода его приобрела знаменитая компания «Товарищество братьев Нобель». «БраНобель» провел поэтапную реконструкцию НПЗ, построил резервуарный парк и четырехдюймовый нефтепровод от Чимионского промысла до завода.

За 130 лет заводской и пристанционный поселок, названный в честь русского генерала Петра Ванновского, несколько раз менял названия. Его называли Нурабад, Хамза Хаким-заде (в честь выдающегося узбекского поэта, драматурга и общественного деятеля), потом просто Хамза (в 1974 году получил статус города). А с 2012 года он называется Тинчлик («мирный»).

Исторический Ванновский завод, переименованный в Алтыарыкский, сейчас является филиалом Ферганского НПЗ и перерабатывает более 3 млн тонн нефти в год.

РОДИТЕЛЬ ТАДЖИКСКОЙ НЕФТЯНКИ.

Успех Чимиона подстегнул разведку и разработку соседних месторождений благодатной Ферганской долины — Сель-Рохо (Ким), Шорсу, Алексеевского и Мельниковского.

Последний, расположенный в Канибадамском районе, после территориального размежевания в 1927 году оказался на территории Таджикистана (в самой северной его части). Он стал «прародителем» не только нефтепромысла и малотоннажного нефтеперерабатывающего завода в Канибадаме, но и всего треста «Таджикнефть». Последний на пике добывал 520 млн кубометров газа (1973 год) и 420 тыс. тонн нефти (1979 год).

В конце 1920-х годов, перед началом индустриализации, в Ферганской долине добывалось столько же нефти, сколько перед Первой Мировой войной – 22 тыс. тонн в год.

Процессом руководило созданное в 1923 году предприятие по развитию нефтяной и угольной промышленности — «Турктоптрест». Впоследствии он был реорганизован в трест «Средазнефть» с выделением угольных шахт и карьеров в специализированное предприятие.

Тренд на индустриализацию вызвал рост геологоразведки, включая структурное и глубокое бурение, и общее укрепление материально технической базы. В Коканде была организована хорошо оснащенная Центральная механическая мастерская, специализировавшаяся на ремонте бурового и промыслового оборудования.

НЕФТЯНОЙ ФОНТАН У КИШЛАКА ХАУДАГ.

К началу второй пятилетки это дало эффект – в Ханабаде ударил мощный газонефтяной фонтан. Это самая восточная часть Узбекистана, граница с Киргизией. Через год, в 1934 году, на нефтяной карте Туркестана появился новый район.

В районе кишлака Хаудаг Сурхандарьинской области с глубины 158 метров из гипсоносных известняков был получен нефтяной фонтан с суточным дебитом 100 тонн. Три новые скважины подтвердили начальный дебит. Четвертая дала уже 650 тонн нефти в сутки, обозначив высокий нефтеносный потенциал территории.

Сурхандарьинская область весьма специфична. С географической точки зрения она представляет собой весьма обширный пустынный клин, ограниченный с запада и востока очень высокими (до 4,5 км) горами – отрогами Гиссара и Бабатага. На юге она омывается Амударьей, за которой находится уже Афганистан (провинция Балх).

Административный центр области, Термез, долгое время был самым южным городом СССР, пока городской статус не получили туркменские Кушка (ныне – Серхетабад), Серахс и Тагтабазар.

В 1935 году недалеко от Хаудага было открыто самое высокодебитное месторождение республики — Учкызыл. Одна из его скважин дала сверхвысокий суточный дебит – более 1 тыс. тонн.

Такие показатели обусловили выделение сурхадарьинских поисковых и промысловых подразделений в отдельный трест «Термезнефть». Перед ним была поставлена задача развивать разведку и разработку нефти не только на юге, но и на западе Узбекистана – в Бухаро-Хивинском регионе.

ПОД КРЫЛОМ НКВД.

В 1937 году нефтяные тресты республики получили идеологизированные названия – «Ворошиловнефть» (юг и запад) и «Калининефть» (восток). Перед самой войной тресты были переданы из системы Наркомнефтепрома в ведение НКВД.

В предвоенные годы открытия месторождений, промыслов и важных инфраструктурных объектов в Узбекистане шли как на конвейере. В Ферганской долине появился крупный промысел Андижан близ одноименного города, областного центра.

В свою очередь, на базе Кокандского механического техникума был организован нефтяной техникум. В сопредельных районах Таджикистана и Киргизии были открыты месторождения Нефтеабад и Чангыр-Таш. Вся ферганская нефть и большая часть привозной, сурхандарьинской. Около 180 тыс. тонн сырья в год перерабатывалось на Ванновском (Алтыарыкском) НПЗ.

Продолжились открытия и на юге. На берегу реки Сурхандарья недалеко от райцентра Джаркурган было открыто месторождение Кокайты, вскоре запущенное в промышленную эксплуатацию.

Интересно, что углубленное геологическое изучение Сурхандарьинского региона дало и важный «сопутствующий» эффект. В 1939 году в пещере Тешик-Таш («дырявый камень») в горе Байсунтау археологи раскопали захоронение неандертальской девочки. Это стало научной сенсацией и одной из важнейших археологических находок советского времени.

Большой террор, как и везде, существенно дезорганизовал работу узбекских нефтетрестов. Но щедрые недра солнечной республики, правильная геологическая стратегия и наличие достаточного количества местной рабочей силы позволяли выполнять плановые показатели.

В ГОДЫ ВОЙНЫ.

Начавшаяся война не снизила результативность узбекских геологов, усиленных мощным отрядом в 750 буровиков из Азербайджана из трестов «Сталиннефть» (промыслы Биби-Эйбат и Бухта Ильича) и «Артекмнефть» (остров Артема, морская платформа). Так, в 1942 году были открыты месторождения Ляльмикар (Сурхандарья) и Караиз (Бухарская область), а в 1944 году — Южный Аламышик и Палванташ. Оба находятся в Андижанской области.

Тогда же был реконструирован и существенно расширен Ванновский (Алтыарыкский) НПЗ. В то время дали старт строительству первых в республике газопроводов длиной около 20 км каждый – «Промысел Андижан — город Андижан» и Палванташ – Ленинск (ныне — Асака). Началась газификация этого региона, являвшегося самым густонаселенным в стране.

В годы Великой Отечественной войны в Узбекистане завершилось создание целостного нефтегазового комплекса. В него вошли геологоразведочные и добычные предприятия, НПЗ, трубопроводы и нефтебазы, а также сервисные организации.

Они включали строительные тресты, дорожно-транспортные конторы, ремонтно-механические мастерские, энергетическое и водное хозяйство, заводы нефтяного машиностроения и социальные объекты.
Как следствие, резко выросла добыча нефти – с 200 тыс. тонн в год до 500 тыс. тонн. Половину этого объема давал высокопродуктивный Хаудаг…

ИА «Девон»: «ГУЛ ИСПОЛИНСКОГО ФОНТАНА БЫЛ СЛЫШЕН ЗА 30 КМ ОТ БУРОВОЙ».
Как геологи пробудили газовых «монстров» Средней Азии и Западной Сибири.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Узбекистан, история, Добыча

 

к следующей новости раздела

11 августа 2025

В США хотят взломать сланцевый код

к предыдущей новости раздела

1 августа 2025

Геофизики услышали эхо камчатского землетрясения в Оренбуржье

к следующей новости главной ленты

5 августа 2025

Ремонт насосно-компрессорных труб роботизируют

к предыдущей новости главной ленты

5 августа 2025

Акции Татнефти остаются привлекательными на перспективу