Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Крупнейшие гавани Аравийского моря

Обзор нефтеналивных портов Пакистана и ОАЭ. 

(16 августа 2023 06:05 , ИА "Девон" )
Пакистан договаривается с Россией о покупке новой партии нефти. Об этом на днях сообщил исполнительный директор компании Pakistan Refinery Limited Захид МИР. Он также опроверг информацию о приостановке приема нефти из-за проблем с переработкой. В июне два танкера привезли в Карачи 101 тысячу тонн нефти из РФ. Ее смешивают с нефтью сорта Arabian light.

Интересно, что закупки «черного золота» из РФ наращивают и… Объединенные Арабские Эмираты. С ноября 2022 года Россия доставила в порты ОАЭ около 1,5 млн баррелей сырья. Партии марки Urals поступали на НПЗ Ruwais и в порт Фуджейра. В связи с этим Информагентство «Девон» приводит подборку материалов о крупнейших портах «Большого Ближнего Востока» из публикаций издания «Нефтянка» (автор - Григорий ВОЛЧЕК).

МОРСКИЕ ВОРОТА АЗИИ.

Крупнейшим портом Пакистана является Карачи. Это административный центр провинции Синд, крупнейший город страны и один из крупнейших мегаполисов Земли. В нем живет около 25 млн человек. Местные жители называют Карачи «городом огней» и «городом Каида».

Район Карачи, расположенный на побережье Аравийского моря и в устье крупной реки Инд, известен с древних времен. Здесь располагался лагерь Александра Македонского, возвращавшегося после Индийского похода. В 18 веке в удобном месте в эстуарии (пресной лагуне – прим. ИА «Девон») Инда были построены торговая гавань и укрепленный форт.

В 1839 году форт захватили войска Британской Ост-Индской компании. Вскоре Карачи стал одним из главных морских портов на Аравийском море. В 1858 году, после восстания сипаев управление Индией перешло к британскому правительству. В 1861 году в Карачи появилась железная дорога, в 1864 — телеграфная связь. К концу XIX века город стал «морскими воротами Азии».

ТРЕТЬ ПЕРЕВАЛКИ - НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ.

С созданием в 1947 году Исламской Республики Пакистан Карачи стал столицей молодого государства. Город лишился индуистской общины, представители которой перебрались в Индию. Одновременно с этим сюда приехали миллионы индийских мусульман. Перенос столицы в Равалпинди в 1958 году, а затем в Исламабад в 1969 году не изменил этой тенденции.

Современные очертания гавань Карачи приобрела в 1944 году, когда были построены основные объекты портовой инфраструктуры и крупные судоверфи. Порт Карачи делится на 5 районов. Это сухогрузные West Wharves и East Wharves, насчитывающие 30 причалов, контейнерные KICT и PICT, а также нефтеналивной терминал.

11-километровый подходной канал и большинство причалов позволяют принимать суда осадкой до 12 м и дедвейтом до 75 тыс. тонн. Годовой грузооборот составляет 40 млн тонн, судопоток — 2 тыс. кораблей. Треть перевалки занимают нефть и нефтепродукты. Остальное — это металл, уголь, удобрения, контейнеры, генеральные грузы.

Главная достопримечательность порта — открытый в 2006 году фонтан с одной из самых высоких водных струй в мире (190 м). Фонтан расположен в 1,4 км от берега на большой платформе. Мощные насосы ежесекундно выбрасывают вверх около двух тонн морской воды при скорости 70 м в секунду.

Вопреки тенденции к укрупнению портов в Карачи действует еще один порт, совершенно независимый от «исторической» гавани. Это построенный в 1980 году порт «Мухаммад бин Касим». Он назван в честь арабского полководца VIII века.

Гавань занимает площадь около 50 кв. км, здесь расположены несколько крупных индустриальных зон. Основные грузы — зерно, металлопрокат, химикаты, уголь, нефть и нефтепродукты, СПГ, железная руда, цемент, машины, контейнеры, и др.

В гавани работают 14 терминалов глубиной до 13 м. Три из них переваливают нефть (имеется внутрипортовый нефтепровод), два — сжиженный природный газ. Годовой грузооборот оценивается в 90 млн тонн, судопоток — 4 тыс. кораблей.

ЗВЕНО МОРСКОГО «ШЕЛКОВОГО ПУТИ».

Вторым по величине портом Пакистана является Гвадар. Это небольшой по пакистанским меркам город с населением в 150 тыс. человек. Он расположен необычно — на побережье Оманского залива Аравийского моря, на 12-километровом узком песчаном перешейке молотообразного полуострова. Его берега образуют две полукруглые бухты — глубоководную Пади-Зирр на западе и мелководную Деми-Зирр на востоке.

До 1958 года Гвадар входил в состав султаната Маскат (ныне Оман). Затем он был выкуплен Пакистаном по цене дорогой яхты — за 3 миллиона долларов. В настоящее время входит в состав провинции Белуджистан.

Порт Гвадара, возведенный китайскими компаниями в середине нулевых годов, начал свою работу в 2008 году. В 2015 году Гвадар сдан в аренду Китаю на 43 года, до 2059 года. В 2016 году в порту была открыта зона свободной торговли площадью 150 га.

Гвадар имеет очень выгодное географическое положение. Он находится в 500 км от Карачи, в 400 км от Маската, столицы Омана, и в 170 км от иранского порта Чабахар. Через Гвадар идет афганский транзит. Порт занимает видное место в плане Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC). Он является связующим звеном проектов «Один пояс, один путь» и «Морской шелковый путь».

В настоящее время завершается строительство автотрассы в Иран и стратегической магистрали из Гвадара через Синьцзян-Уйгурский автономный район в крупные порты южного Китая Гуанчжоу и Фанчэнган.

Глубина подходного канала и основных причалов Гвадара - 14,5 м. Есть два нефтяных терминала, способных принимать супертанкеры дедвейтом до 200 тыс. тонн. Плавучий СПГ-терминал обладает мощностью 500 млн куб. футов газа в сутки.

Гвадар принимает также зерно, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот составляет 10 млн тонн. К 2045 году он должен достигнуть гигантского показателя — 400 млн тонн в год. Это планируется сделать за счет углубления гавани до 20 м и строительства около 100 новых причалов.

ОАЭ: ОТ ЖЕМЧУГА К НЕФТЕДОБЫЧЕ.

На другой стороне Персидского залива расположены Объединенные Арабские Эмираты. Территория, на которой находмтся крупнейший центр страны, Дубай, с VI века до н.э. принадлежала Ахеменидам, а в III-VI веках н.э. — Сасанидам. В VII веке сюда пришел ислам. Эта территория стала частью Арабского халифата, пользовавшейся фактической независимостью. К концу IX века дубайцы попали под власть Аббасидов.

До XVIII века за территорию, входившую в состав эмирата Абу-Даби, боролись Португалия, Турция, Оман, Сефевиды и ваххабиты. Местные моряки, занимавшиеся каботажной торговлей, конфликтовали с Ост-Индской компанией. В связи с этим англичане прозвали этот район «Пиратским берегом».

В 1820 году Ост-Индская компания добилась подписания генерального договора. В результате Оман был разделен на три части, а затем попал под британский протекторат. В 1853 году Дубай официально вошел в состав Договорного Омана под властью эмиров из династии Аль-Мактум.

Первые письменные упоминания о Дубае относятся к 1799 году. Благодаря близости к Персии порт Дубая привлекал внимание иностранных торговцев. В связи с этим к началу XX века он стал одним из важнейших портов Персидского залива. Кроме торговли, здесь процветали добыча и экспорт жемчуга. В 1971 году эмират Дубай вошел в состав ОАЭ.

В 1966 году в Дубае были найдены залежи нефти. Быстроразвивающаяся нефтяная промышленность потребовала притока рабочей силы, в основном, из Индии, Пакистана и Бангладеш. В результате за десятилетие население Дубая выросло в 5 раз. При этом экономика Дубая сразу была диверсифицирована. Акцент делается на развитие туризма, транспорта, рынка недвижимости и финансовых услуг.

КРУПНЕЙШИЕ ИЗ ИСКУССТВЕННЫХ.

В 40 км от центра Дубая расположен Джебель-Али. Это крупнейшая в мире искусственная глубоководная гавань. Самый большой порт в регионе Персидского залива построен в 1979 году. Он имеет 77 причалов глубиной от 14 до 17 метров.

Порт может обслуживать суда длиной до 400 м и дедвейтом до 545 тыс. тонн. Объект состоит из четырех районов — контейнерного терминала Megamax, Внешней, Северной и Южной гаваней. Годовой грузооборот оценивается в 200 млн тонн, судопоток — 15 тыс. кораблей. 

Внешняя гавань служит для отгрузки нефти, нефтепродуктов и СПГ. Южная нужна для поставок генеральных грузов и Ro-Ro (термин означает перевозку накатом – прим. «Информ-Девон»).

На территории порта действует зона свободной торговли, где размещены заводы по производству алюминия, стройматериалов и сжиженного газа. Рядом находится новый аэропорт — Dubai World Central International Airport. 

С центром Дубая порт Джебель-Али связан «красной линией» метрополитена. Другие важные объекты - искусственный остров Jebel-Ali Palm и крупнейшая в мире установка по опреснению морской воды.

Следующий порт, Рашид, расположен ближе к центру города, недалеко от районов Дейра и Бур Дубай. Построен в 1972 году в искусственно созданной гавани. Назван в честь экс-правителя Дубая, шейха Рашида бин-Саида аль-Мактума.

В 2010 году там открыт пассажирский терминал, позволяющий одновременно обслуживать 4 крупных круизных лайнера. Кроме того, отсюда идут регулярные паромные перевозки в страны Персидского залива. В гавани действуют 20 причалов глубиной от 5 до 12,5 м. Общая длина причального фронта — 4 км. Годовой грузооборот — 30 млн тонн. В порту работает крупная судоверфь Dubai Dry Docks, способная ремонтировать суда любых размеров, включая супертанкеры.

Порт Хамрия, расположенный в районе Дейра, имеет статус свободной экономической зоны. Порт делится на два грузовых района — Главную гавань и Внутреннюю гавань. Специализация Хамрии — отгрузка нефти, нефтепродуктов, газоконденсата и СПГ.

Другие грузы – зерно, цемент, лесоматериалы, машины и оборудование, генеральные грузы. Глубина акватории составляет от 7 до 16 м, максимальная длина обслуживаемых судов — до 230 м. Дедвейт — до 250 тыс. тонн, грузооборот — 10 млн тонн в год, судопоток — 3 тыс. кораблей.

СТОЛИЦА ГАЗЕЛЕЙ И ШЕЙХОВ.

Столицей Объединенных Арабских Эмиратов считается Абу-Даби. Его население — более 1,5 млн человек. Название города переводится с арабского как «отец газели». В этом районе обитает много газелей. Столица находится на острове в юго-восточной части Персидского залива недалеко от материка.

Абу-Даби основан в 1760 года в виде военного форта, окруженного рыбацкими хижинами. Основными занятиями жителей вплоть до середины XX века были рыболовство и добыча жемчуга. В 1793 году поселение стало резиденцией шейхов.

Важнейшей вехой в истории города стал 1958 год. Тогда близ Абу-Даби были обнаружены крупные нефтяные залежи, и город стал важным центром нефтедобычи. В районе Умм энн-Нар действует мощный нефтехимический комплекс, в Эль-Муссафахе — крупная судоверфь.

Строительство порта Зайед было завершено в 1968 году, официальное открытие состоялось в 1972 году. Порт назван в честь президента страны, шейха Зайеда бин-Султана аль-Нахайяна. Порт площадью более 500 га состоит из 21 причала. Общая площадь складов — около 150 тыс. кв. м. Порт очень популярен у туристов: здесь расположены большие рынки — рыбный и ковровый.

Портовый район Dhow Harbour определен для обслуживания морских буровых платформ, сейнеров, рефрижераторов, буксиров, яхт и традиционных арабских лодок «доу». Основные грузы — нефть, нефтепродукты, продукты питания, Ro-Ro, контейнеры, генеральные грузы. Глубина причалов — 12,5 м, максимальная длина обслуживаемых судов — 270 м. Годовой грузооборот — 10 млн тонн.

О крупнейших портах и нефтегазовых терминалах Таиланда, Малайзии и Индонезии можно прочитать в обзорах ИА «Девон».

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Транспорт, история, СПГ

 

к следующей новости раздела

16 августа 2023

Добыча нефти в Казахстане упадет на 2 млн тонн из-за блэкаутов

к предыдущей новости раздела

14 августа 2023

ЛУКОЙЛ судится с финским бизнесом из-за бойкота АЗС

к следующей новости главной ленты

16 августа 2023

В «Татнефти» - новые начальники двух управлений

к предыдущей новости главной ленты

15 августа 2023

Владелец взорвавшейся заправки оказался злостным нарушителем