«Эффект бабочки» на мировом рынке нефти
Почему прогнозы МЭА – ненадежная база для долгосрочного планирования.
(
13 октября 2020 16:28 , ИА "Девон" )
Цены на нефть достигнут $70 за баррель только в 2025 году, а за следующие пять лет сырье подорожает только до $75. Также в течение следующего десятилетия будет пройден пик спроса, однако существенного снижения потребления можно ожидать только в случае целенаправленных действий правительств в этом направлении.
Такой прогноз дает Международное энергетическое агентство в своем очередном World Energy Outlook. Принципиальное отличие документа от предшественников – концентрация на воздействии, которое на сырьевые рынки оказала эпидемия COVID-19, и мерах по переходу к «чистой» энергии.
ЧЕТЫРЕ СЦЕНАРИЯ
«Эпоха роста мирового спроса на нефть завершится в следующем десятилетии», - заявил на презентации доклада исполнительный директор МЭА Фатих БИРОЛЬ. В то же время, по его словам, без больших изменений в государственной политике быстрого спада ожидать также не приходится. Наоборот, если все будет идти, как идет, восстановление глобальной экономики вскоре вернет спрос на нефть на докризисный уровень.
World Energy Outlook – 2020 рисует четыре возможных сценария.
Первый, Stated Policies Scenario (STEPS) – это сценарий, при котором страны следуют уже заявленным политикам в области энергетики. Он предполагает, что справиться с коронавирусом и вернуться к докризисному объему экономики удастся уже в следующем году. В этом случае в период до 2030 года ожидается рост спроса на все основные энергоносители. Потребление нефти относительно 2019 года вырастет на 249 млн тонн условного топлива (тут), газа – на 475 млн тут. Спрос на продукцию ядерной энергетики вырастет на 76 млн тут, а ВИЭ-энергетика – на 864 млн тут. Единственное исключение – уголь, которого к 2030 году потребуется на 271 млн тут меньше, чем в 2019 году.
Впервые в отчете МЭА появляется сценарий замедленного развития (Delayed Recovery Scenario). В области госполитики он повторяет STEPS, но предполагает длительную пандемию, которая наносит серьезный удар по мировой экономике. К прежним объемам она возвращается только в 2023 году, а предстоящее десятилетие становится периодом самого медленного роста спроса на энергию с 1930-х годов. Потребление угля упадет на 589 млн тут, газа – вырастет на 277 млн тут. Совсем чуть-чуть увеличится спрос на нефть (57 млн тут) и энергию АЭС (49 млн тут). В лидерах снова ВИЭ-энергетика, где спрос вырастет на 813 млн тут.
Остальные два сценария – Устойчивого развития (Sustainable Development Scenario) и Нетто-нулевых выбросов к 2050 году (Net Zero Emissions by 2050 case), - базируются на ожиданиях существенного ужесточения политики в области борьбы с климатическими изменениями.
НАДЕЖДА НА ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ
Оба последних варианта предусматривают снижение спроса на все виды энергии, кроме ВИЭ и ядерной и общее снижение энергоемкости мировой экономики (на 1 млрд и 2,5 млрд тонн условного топлива соответственно).
В обоих случаях главная роль отводится государственному регулированию.
«Несмотря на рекордное падение глобальных выбросов в этом году, делается далеко не достаточно для их радикального сокращения. Низкий экономический рост – не стратегия снижения выбросов, а стратегия дальнейшего обнищания наиболее уязвимых групп населения мира», - говорит Фатих Бироль. – Только ускоренные структурные изменения в области производства и потребления могут навсегда переломить тенденцию выбросов. Правительства имеют возможности и ответственность принимать решительные меры для ускорения перехода к чистой энергии, чтобы поставить мир на путь достижения наших целей в области климата, включая чистые нулевые выбросы».
Особо отмечается, что благодаря пандемии создались уникальные условия, когда правительства могут значительно сильнее, чем прежде, вмешиваться в вопросы экономики и повседневной жизни людей.
«КЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ»
К прогнозам таких авторитетных международных организаций, как ОПЕК и МЭА, принято относиться с уважением, но и с осторожностью. Не только потому, что сырьевые рынки волатильны и плохо поддаются прогнозированию. И не только потому, что они зачастую попадают пальцем в небо.
Например, в прошлогоднем WEO-2019 цена на нефть в 2030 году прогнозировалась на уровне $88, а в 2040 – $103 за баррель. В 2006 году, незадолго до «сланцевой революции», агентство предрекало превращение США в крупного импортера СПГ. Отчасти под эти прогнозы были созданы избыточные мощности по производству сжиженного газа, сыгравшие ключевую роль в обвале газового рынка Европы в 2020 году.
Но главное – эти организации, при всем своем авторитете, все же являются «клубами по интересам». Только если ОПЕК представляет производителей, то МЭА – потребителей энергии. А главная забота любого потребителя – чрезмерная зависимость от внешних поставок.
Переход к энергетике ВИЭ – способ снизить не только парниковые выбросы, но и эту зависимость. В том числе и поэтому правительства европейских стран охотно выделяют миллиарды евро на проекты «чистой» энергетики, а Джо Байден в случае победы обещает потратить на «озеленение» экономики $2 трлн за четыре года. Раньше такие траты вызвали бы гнев налогоплательщиков, но напуганное ковидом общество с готовностью на них соглашается.
Обзор от МЭА – не только попытка заглянуть в будущее, но и сформировать его. В том числе и прямой угрозой производителям – будете требовать слишком многого, лишитесь и того, что имеете. «Основные производители традиционной нефти будут действовать так, чтобы не допустить роста цен до уровней, которые спровоцируют либо бурный рост добычи сланцевой добычи в США, либо более быстрый уход потребителей в сторону других источников энергии», - пишут аналитики агентства.
То ли это прогноз, то ли руководство к действию.
Ничего хорошего аналитики ОПЕК больше не ждут и от ближайшего будущего, говорилось в
статье ИРТТЭК , опубликованной ранее ИА Девон. Согласно новому прогнозу, в 2021 году спрос на нефть вырастет лишь на 6,6 ммбд от значений 2020 года, то есть докризисный уровень не будет не только превзойден, но и достигнут.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: ОПЕК, МЭА, Цена на нефть, Альтернативная энергия