«Зеленая» энергия на черный день
(
18 декабря 2020 17:33 , ИА "Девон" )
Угроза введения трансграничного углеродного регулирования со стороны Евросоюза вынуждает российские компании загодя готовиться к этому событию. «СИБУР» сообщил о начале применения «зеленой» электроэнергии на своем заводе по производству полимерных пленок «БИАКСПЛЕН» в Новокуйбышевске (Самарская область).
Идея поставлять электричество из энергодефицитной Адыгеи в энергоизбыточное Поволжье может показаться странной, но только на первый взгляд. В данном случае важны не физические объемы энергопоставок, а наличие у производителя «сертификата зелености» выпускаемой продукции. «БИАКСПЛЕН» производит 100 тыс. т пленки на совместном предприятии Manucor в Италии. Такой документ позволит экономить на углеродном налоге. Более того, вскоре без него вообще невозможно будет работать на европейском рынке. Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (
ИРТТЭК) специально для Информагентства «Девон».
ПОКА ЛИШЬ ПРОТЕСТИРОВАТЬ
Соглашение о поставке тестовых объемов энергии с Адыгейской ветроэлектростанции подписано компаниями «Сибурэнергоменеджмент» и «ВетроОГК», сообщила пресс-служба «СИБУРа». «Сибурэнергоменеджмент» обеспечивает энергетическими ресурсами производства СИБУРа, «ВетроОГК» входит в ветроэнергетический дивизион «Росатома». Как говорится в пресс-релизе, на первом этапе главная задача – «протестировать работу с ветроэнергогенерацией, чтобы найти оптимальные форматы сотрудничества и увеличения объёмов поставок».
Объяснения сторон выглядят логично. Директор по энергетике и ресурсообеспечению СИБУРа Владимир ТУПИКИН:
«Снижение углеродного следа выпускаемой продукции, которое может быть достигнуто путем увеличения доли «зеленой» энергии, является глобальным трендом. Мы планируем далее увеличивать объем использования ВИЭ как за счет собственной генерации, так и за счет прямых договоров с поставщиками «зеленой» энергии, что является неотъемлемой целью Стратегии СИБУРа в области устойчивого развития до 2025 года и способствует снижению нашего воздействия на климат».
Генеральный директор «НоваВинд» Александр КОРЧАГИН:
«В настоящее время одним из значимых факторов конкурентоспособности предприятий является сформированная политика по минимизации использования углеродного сырья, включая соблюдение данных требований по всей цепочке подрядчиков и поставщиков».
ЕСТЬ ВОПРОС
Удивляет другое. Когда Адыгейская ВЭС строилась, ее основным предназначением называли ликвидацию острейшего энергодефицита в регионе. «Это очень значимый для нас проект. Сейчас в республике производится всего 10% от потребного количества электроэнергии. Запуск ветропарка сделает более стабильной работу энергосистемы, даст дополнительные мощности для растущих отраслей экономики республики, позволит начать реализацию новых инвестиционных проектов» - говорил премьер-министр Адыгеи Александр НАРОЛИН. Прежде всего станцию стоимостью 20 млрд рублей предполагалось использовать для энергоснабжения столицы республики, Майкопа.
Самарская область также является энергодефицитной: в 2019 году электростанции региона выработали чуть больше 22 млрд кВт ч, при этом потребление составило 23,3 млрд кВт ч. Однако в непосредственной близости от Самары находятся энергоизбыточные регионы, такие как Саратовская и Волгоградская области.
Более того, передача переменного тока на расстояние более 600-800 км считается экономически невыгодной из-за больших энергопотерь, рассчитали во Всероссийском энергетическом институте. От Адыгейской ВЭС до Новокуйбышевска по прямой около 1400 км. Проблему могло бы теоретически решить строительство ЛЭП постоянного тока, однако после распада СССР никто в России этим направлением не занимается, да и строить гигантскую ЛЭП ради таких объемов было бы экономической бессмыслицей.
ПО ПРАВИЛАМ ЕВРОПЫ
Таким образом, напрашивается вывод, что договор между компаниями «Сибурэнергоменеджмент» и «ВетроОГК» не предполагает физических поставок энергии от производителя к потребителю. Энергия для завода будет покупаться на оптовом рынке, «зеленый» же генератор предоставит документ, согласно которому эта энергия произведена с помощью возобновляемых источников, а, следовательно, углеродно-нейтральна.
«СИБУР» таким образом убивает одним выстрелом двух зайцев. Пока неизвестно, когда Еврокомиссия введет трансграничное углеродное регулирование – называют сроки от конце 2021 до 2023 года (о нем мы подробно
писали ранее). Однако то, что налог будет введен, не сомневается уже никто. В России в связи с этим есть два подхода, говорит старший научный сотрудник Института «Восток-Запад» (Брюссель) Данила Бочкарев. Один – полное отрицание самого факта изменения климата. Второй – предложение «сдаться без боя» и принимать те правила игры, которые нам будет диктовать наш крупнейший торговый партнер.
«Самое опасное – если появится расширенная система торговли квотами, определенные виды которых введут для экспортеров, которые будут вынуждены их покупать», - говорит Бочкарев. Для «СИБУРа» это тем более актуально, что часть мощностей «БИАКСПЛЕНа» расположена в Италии, где производится более 35% всей продукции.
Поскольку углеродный след рассчитывается не по отдельным предприятиям, а в целом по компании, «озеленение» российского подразделения положительно скажется и на положении Manucor. На первом этапе это позволит экономить до $15/1 тыс. кВт*ч (при ставке $30 за тонну углеродного эквивалента и средних выбросах около 0,5 кг уэ на 1 кВт*ч). В дальнейшем, возможно, отсутствие такого «зеленого сертификата» станет препятствием для доступа на рынок Европы.
Как Китай развивает «зеленую» энергетику, читайте в
статье ИРТТЭК , опубликованной ИА Девон.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Альтернативная энергия, энерго- ресурсоэффективность, СИБУР, энергетика