Татарстану представили отечественные катализаторы для предприятий ТЭК и металлургии
Технологию можно адаптировать для очистки выхлопных газов автомобилей.
(
27 мая 2022 16:39 , ИА "Девон" )
В России разработаны импортозамещающие катализаторы очистки газовых выбросов от оксидов азота. Об этом рассказал заведующий лабораторией катализа нанесенными металлами и их оксидами Института органической химии им. Н.Д. Зеленского Александр СТАХЕЕВ.
Катализаторы позволят снизить выбросы на предприятиях топливно-энергетического комплекса и металлургии, узнало Информагентство «Девон» в ходе заседания совета директоров
«Татнефтехиминвест-холдинга». Его 27 мая в Казани провел президент Татарстана Рустам МИННИХАНОВ.
Оксиды азота образуются в ходе сжигания топлива на металлургических, нефтеперерабатывающих и других заводах. Их выбросы приводят к загрязнению атмосферы, кислотным дождям, заболеваниям людей, рассказал ученый.
Мировой рынок катализаторов DeNOx (оксида азота) составляет порядка $1,8 млрд. К 2028 г. он может вырасти до $2,4 млрд. Основными производителями являются BASF (Германия и США), американские Cormetech, CRI (Shell), Johnson Matthey (Великобритания), Hitachi Zosen (Япония) и Ceram-Ibiden (Австрия). В настоящий момент сотрудничать с ними нельзя из-за санкций.
Высокий риск прекращения сотрудничества, как узнало Информагентство «Девон» из материалов презентации, есть и с китайскими фирмами Datang Environmental Industry Group, Shanghai Eagle New Technology Engineering и Gu'an Denox Environment &Technology Holdings.
Вместе с тем отечественные производители не проявляют активности на данном направлении. Среди них - ЗАО "Промышленные катализаторы" (АО "Промкатализ"), ООО "НИАП-катализатор", СКТБ "Катализатор", ООО "Экоальянс" (Ростех), Редкинский катализаторный завод.
Вместе с тем, в Институте органической химии РАН накоплен обширный опыт разработки каталитических систем для удаления оксидов азота из отходящих газов предприятий и выхлопных газов автотранспорта. До 2022 гг. работа в этом направлении проводились совместно с датской компанией Haldor Topsøe (Хальдор Топсе).
Представлена технология селективного каталитического восстановления оксида азота аммиаком при температуре от 300 до 400°С. На выходе получаются цеолитные катализаторы с содержанием меди и железа. Их потребителями являются производители азотной кислоты и азотных удобрений.
Таким же методом можно получать оксидные катализаторы с содержанием ванадия и высокой сероустойчивостью. Потенциальные потребители - предприятия энергетики, нефтепереработки, металлургии и т.д. Кроме того, ИОХ РАН активно развивает инновационные технологии катализа с использованием озона при температуре от 100 до 500°С, селективного каталитического восстановления и адсорбционно – восстановительного удаления NOx при высоких температурах.
Отечественные катализаторы, в отличие от западных, содержат много ванадия, который вызывает коррозию. Поэтому среди основных задач - переход на катализаторы российского производства и достижение устойчивости его работы. «Важно также снижать содержание ванадия и разработать носитель катализатора, - добавил Александр Стахеев. - Это сложный, но решаемый вопрос».
Состав катализатора будет оптимизирован с учетом конкретных условий эксплуатации (состава отходящих газов, температуры, объемной скорости).
Президент РТ поинтересовался у докладчика, можно ли внедрить эти технологии в автомобилях, особенно, дизельных. Он напомнил, что российские автопроизводители закупают каталитические системы за рубежом.
Завлабораторией Института органической химии пояснил, что учеными создан сотовый катализатор наподобие автомобильного. Соты пропитывают стекловолокнистым материалом В итоге получается прочная псевдокерамика для электростанций. А для производства дизельных авто, например, КАМАЗов, нужен низкованадиевый катализатор. По словам Стахеева, «эти технологии переплетаются».
«Нам нужно научиться делать все. Тогда будет меньше эффект санкций. Они (западные страны – прим. Информ-Девон) вводят санкции только там, где есть пробелы, - заявил Минниханов. – Потому что, скорее всего, доступ к этим катализаторам будет сложным. Необходимо развивать данное направление с предприятиями РТ. Например, «Татнефть» имеет предприятия энергетики и нефтепереработки. Нам нужно бороться с выбросами».
Год назад ИА «Девон»
сообщал, что татарстанским энергетикам представили уникальные ленты-фильтры. Уникальные наносистемы позволяют снизить выбросы с ТЭЦ.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татнефтехиминвест-холдинг, катализатор, Атмосфера, импортозамещение, Транспорт, Рустам Минниханов