«Нефтяные» Башкирия и Татарстан: сравнения некорректны?
(
1 февраля 2022 13:38 , ИА "Девон" )
Руководство Башкортостана в лице пресс-службы Правительства опубликовало
аналитический материал с попыткой ответа на давний вопрос, почему социально-экономическое развитие республики отличается не в лучшую сторону в сравнении с соседним Татарстаном? Эта тема постоянно витает на всех уровнях жизни Башкирии – и политической, и в блогосфере, и на бытовом. Широко известны высказывания экс-президента Рустэма ХАМИТОВА по этому поводу (Информагентство «Девон» приводит их в конце данного материала). Об этом же спрашивают и у нынешнего главы республики Радия ХАБИРОВА.
Вопрос исходит от распространенного мнения, что при сопоставимости двух республик по экономическому, демографическому, географическому параметрам Башкирия всё же заметно отстает в развитии. Это отражается и на миграционном потоке образованных и квалифицированных людей в сторону Казани. Исходным постулатом для сравнения считается тезис о двух «нефтяных республиках».
«Однако уровень экспертного обобщения требует системного анализа, а не формирующих и конъюнктурных выводов, - говорится в публикации пресс-службы. - …Структура промышленного и сельскохозяйственного производства любого субъекта России закладывалась в советский период, с учетом большого числа политических, экономических, демографических характеристик… Поэтому недопустимо говорить о правильной или неправильной модели региональной экономики…»
Далее ИА Девон приводит фрагменты из данного текста, относящиеся к нефтяной теме.
«…Оценка экономики Республики Башкортостан, как целиком и полностью связанной с развитием нефтяной сферы, использование понятия «нефтяная республика» – являются упрощением, а порой и введением в заблуждение. Доли в структуре ВРП соседних республик сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, транспорта, связи и строительства примерно похожи. При этом, действительно, добывающая и нефтеперерабатывающая промышленность сегодня остаются одной из основ экономики Башкортостана и в ближайшее время эта закономерность сохранится, что вопреки поверхностным рассуждениям, соответствует мировым тенденциям, и способствует реализации социальных программ».
«Справка: В 2021 г. объем платежей «Башнефти» вырос на 73% по сравнению с 2020 г. С момента же, когда структура «Башнефти» вошла под контроль НК «Роснефть», среднегодовой объем платежей в республиканский бюджет на 22% превысил аналогичный показатель за период до указанной интеграции. Кроме налоговых платежей бюджет республики получает и значительный объем дивидендов от местной нефтяной компании. При этом важно сказать, что компания в период низких цен на нефть увеличила на 13% уровень инвестиций в 2020 г. – с 31 млрд руб. в 2019 до 35 млрд в 2020-м.
2021 г. объем инвестиций в республику еще вырос. По итогам прошлого года этот показатель составил 44 млрд руб., что на 42% выше по сравнению с доковидным периодом.
В целом по итогам прошлого года фактическая добыча составила около 12 млн тонн, что на 7% больше, чем в 2020 г. Динамика роста стала лучшей среди других предприятий НК «Роснефть».
Во многом благодаря вкладу «Башнефти», входящей в структуру корпорации «Роснефть», республика сегодня может реализовывать существующие социальные программы».
«При этом промышленное производство в Башкортостане только на 11% состоит из добычи полезных ископаемых, 25% в нём – доля обрабатывающих производств и 4% – энергетики.
Вместе с тем, эти показатели существенно ниже, чем, например, в соседнем Татарстане, где доля добычи полезных ископаемых в промышленном производстве составляет 27%.»
«Справка: Переработка сырой нефти, которая в РБ традиционно занимала высокую долю в обрабатывающих производствах (70% в 2013 г.), постепенно снижается (в 2018 г. – 57%).
В Татарстане доля этого вида деятельности с 2010 г. в структуре продукции выросла в четыре раза. Однако этот фактор имеет исторические корни: максимальный объем добычи нефти в Башкортостане был достигнут ещё в 1967 г., когда было добыто 47,8 млн тонн. Татарстан рекордного объёма достиг тремя годами позже. Но этот объём составил 100 млн тонн в год (максимум в 103,7 миллиона был достигнут в 1975-м —
прим. ИА Девон).
В начале семидесятых только пять стран мира (США, Саудовская Аравия, Иран, Венесуэла и Ирак) добывали нефти больше, чем ТАССР. В конечном счете, это сказывалось и на социальной инфраструктуре».
«Что касается социальной сферы Башкортостана, то в конце 1980-х годов по обеспеченности социальной инфраструктурой в расчете на одного жителя, БАССР лидером не была, а занимала 58-е место, как и по объемам оказываемых социальных услуг – 60-е место (среди 73 республик и областей РСФСР). В тот же период времени ТАССР уверенно входила в первые двадцать-тридцать регионов Российской Федерации по социальному развитию».
«Поэтому транслируемый тезис о том, что экономики Башкортостана и Татарстана изначально находились в одинаковых стартовых позициях, не вполне соответствует действительности. При этом за последние двадцать лет мировое потребление энергоносителей выросло в 1,5 раза, а к 2030 г., несмотря на развитие альтернативной энергетики, увеличится еще на треть. То есть, нет оснований говорить о снижении в мире доли нефтегазового комплекса».
Комментарий ИА Девон
Несколько противоречат этому утверждению слова экс- президента Башкортостана Рустэма Хамитова. В 2016 году он заявил, Советская Башкирия была сильнее, а ее экономика на 25% больше, чем у Татарстана. А на сегодняшний день, по его словам, экономика Татарстана опережает экономику Башкортостана.
При этом Хамитов опять же объяснил это отставание историческим аспектом:
«Но Татарстан 100 лет назад был уже вполне сформировавшейся территорией с буржуазным укладом и рыночной экономикой. В Казанской губернии были пароходства, заводы, купцы, обширная торговля. А на нашей территории все-таки не было таких глубоких рыночных традиций. Татарстан после многих лет советской власти все же воспринял рыночную экономику более активно, это у наших соседей, по-видимому, что называется, в крови».
В апреле 2017 года депутат парламента РБ попросил Хамитова прокомментировать стагнацию и падение реальных доходов в Башкирии. На что тот ответил:
«…Темпы развития Башкирии не хуже, чем у других регионов.
…Много людей, которые пытаются сравнить Башкортостан и Татарстан. У них другая экономика. Там собственность принадлежит республике. Что касается нашей экономической системы, она дает столько, сколько может. Мы в этих условиях выглядим достойно и надежно».
Отметим, что нефтегазохимические секторы двух республик в советское время создавались как единый комплекс, где нефтепереработка Башкирии во многом зависела от поставок нефти извне региона, а в Татарстане, наоборот, переработки не было. В период суверенизации велись переговоры по интеграции, но стороны не сошлись в позициях. Сказалась и специфическая приватизация, проведенная Муртазой и Уралом Рахимовыми, тогда как «Татнефть» уже вышла на мировой фондовый рынок. Татарстан стал энергично создавать свою переработку (ТАНЕКО, ТАИФ-НК).
Склонное к убыванию население Башкирии насчитывает 4,03 млн человек, у Татарстана – 3,9 млн, при положительной динамике. Территория РБ более чем вдвое превышает площадь РТ: 143,6 кв. км против 68 кв. км.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татарстан, Башкирия ТЭК, Рустэм Хамитов, история, Кластер