Военная перестройка нефтегазовой отрасли
(
22 августа 2022 06:08 , ИА "Девон" )
Сегодня в это трудно поверить, но Великая Отечественная война стала временем невероятных достижений и инноваций для советской нефтегазовой отрасли. Об этом пишет «Нефтянка» в своих статьях. Информагентство «Девон» приводит подборку из этих материалов с некоторыми сокращениями.
ВОЙНА «СТИМУЛИРОВАЛА» ИННОВАЦИИ В ДОБЫЧЕ
К июню 1941 года Советский Союз существенно превосходил Третий рейх по объему добычи нефти. Наша страна производила 31 млн тонн нефти в год, в то время как Германия (с учетом румынских нефтепромыслов) — всего 7 млн тонн. Как и полвека назад, в советской нефтянке доминировали бакинские промыслы, дававшие более 70% общесоюзной добычи. В 1941 году нефтяники Азербайджана дали стране 23,5 млн тонн нефти, что стало рекордом для нефтяной промышленности республики в советский период.
С началом войны нефтяная отрасль СССР быстро
перестроилась на военный лад. Конечно же, трудностей было очень много: резко ухудшилось материально-техническое снабжение. Ввиду массовой мобилизации на фронт количество работающих сократилось почти вдвое.
При этом непрерывно шла масштабная эвакуация предприятий с Украины и Северного Кавказа. На базе вывезенного оттуда оборудования были построены и укомплектованы НПЗ в Уфе, Ишимбае, Сызрани, Саратове и Краснокамске. Дефицит кадров восполняли женщины и подростки, а также так называемые «двухсотники» — работники, за смену выполнявшие не менее 200% нормы.
Несмотря на все сложности, нефтяники вели геологоразведку, внедряли новые технологии. Они поддерживали необходимый уровень добычи и обеспечивали производство необходимых для фронта ГСМ, включая новые образцы горючего и смазок. В частности, был освоен выпуск незамерзающих смазок для артиллерии, «арктического» бензина, работающего при сверхнизких температурах до -55 градусов, а также высококачественного дизельного топлива для танков.
Трудные задачи, поставленные войной, стали драйвером научно-технического прогресса в нефтяной отрасли. В конце 1942 года в Краснокамске Пермской области впервые в мире было начато промышленное применение кустового бурения наклонно-направленных скважин. Можно сказать, произошла настоящая революция в эксплуатационном бурении. На эмбинских промыслах в Казахстане была внедрена технология заводнения истощенных пластов для повышения нефтеотдачи. А в башкирском Ишимбае впервые применили обработку забоев скважин соляной кислотой.
Что особенно важно — ни на один день не останавливалась геологоразведка. Акцент в геологических изысканиях был сделан на Волгу и Урал. В Татарию, Башкирию, Куйбышевскую, Пермскую и Оренбургскую области были переброшены крупные геофизические и буровые партии. Кстати, и Наркомат нефтяной промышленности был эвакуирован в Уфу.
За четыре военных года общий объем поисково-разведочного бурения в СССР достиг 427 тыс. метров, что в полтора раза больше показателя последней предвоенной пятилетки. Эта геологическая активность дала блестящий результат. Летом-осенью 1943 года были открыты два крупных месторождения — Кинзебулатовское в Башкирии и Шугуровское в Татарии. Успешным для геологов был и полевой сезон 1944 года. В Яблоневом Овраге (Куйбышевская область) и башкирских Туймазах зафонтанировали мощные девонские скважины.
Соответственно, к концу войны Урал и Поволжье давали около 3 млн тонн нефти в год — в полтора раза больше, чем перед войной. Кроме того, резко увеличилась добыча в Коми АССР, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и на Сахалине.
ЗАРОЖДЕНИЕ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Именно в военное время возникли самые крупные в стране газовые промыслы. В самый канун войны недалеко от Саратова было открыто Елшанское газовое месторождение. Вскоре, несмотря на огромные трудности начального периода войны, в рекордные сроки — всего за месяц — был проложен 20-километровый газопровод от Елшанки до Саратовской ГРЭС.
В следующем, 1943, году такими же ударными темпами построили газопровод Бугуруслан-Куйбышев, подавший природный газ в поселок Безымянка. Там сосредоточились эвакуированные с запада страны крупные авиационные заводы. Вскоре в Саратовской области было открыто довольно крупное Курдюмское газовое месторождение. Активная газификация приволжских промышленных районов позволила существенно увеличить там выпуск военной продукции. Были заложены основы для развития газовой промышленности как самостоятельной отрасли советской экономики.
Еще один газовый кластер, включавший Верхне-Ижемское, Войвожское и Нибельское месторождения, был открыт в Коми АССР. Во время войны в СССР было открыто 34 месторождения, в основном, в восточных районах страны. Таким образом, возникли контуры новой крупнейшей нефтегазоносной провинции — Волго-Уральской.
При этом нефтяникам приходилось решать и специфические задачи — например, разрушать нефтепромыслы на оставляемой территории. На Украине этого сделать не удалось, а вот на Северном Кавказе нефть врагу не досталась. За полгода оккупации этой территории немцы не смогли восстановить промысловое оборудование и наладить добычу нефти.
Были на счету нефтяники и другие трудовые подвиги. Например, в предельно короткие сроки, в самые напряженные дни Сталинградской битвы, был проложен нефтепровод Астрахань-Саратов. Для этого использовались трубы и насосные станции демонтированной магистрали Баку-Батуми. В военное время был сооружен еще более технически сложный трубопроводный объект — нефтепровод с Сахалина на материк через Татарский пролив (об этом ИА «Девон»
писал здесь).
ЛЕНД-ЛИЗ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ
Большую роль в победе сыграл не только героизм советского народа, но и помощь союзников (ленд-лиз). Особую значимость нефтяные поставки имели для обеспечения действий боевой истребительной и штурмовой авиации. Советские НПЗ производили много авиационного бензина (883 тыс. тонн в год по состоянию на 1940 год). Увы, это топливо было низкооктановым — от 70 до 74. При этом именно высокое октановое число авиагорючего обеспечивает нужные боевые характеристики самолетов по скорости и маневренности, особенно, в воздушных боях на больших высотах.
Новые советские самолеты – Яки, Илы и МиГи – летали уже на бензине Б-78 и выше. Драматическое несоответствие в октановых числах исправлялось щедрыми добавками в советский бензин американского горючего как в заводских условиях, так и непосредственно на военных складах и в строевых частях ВВС. Еще одним рабочим вариантом доводки топлива до нужных кондиций было добавление в низкооктановый советский бензин октаноповышающего компонента — тетраэтилсвинца.
Всего по системе ленд-лиза в СССР из США было поставлено 2 млн 160 тыс. тонн нефтепродуктов. Более половины этого количества (1,2 млн) пришлось на долю высокооктанового авиационного бензина, включая 560 тыс. тонн бензина с октановым числом 100. Технологию производства «сотки» разработал выдающийся русский химик, основоположник современной полимерной индустрии Владимир Ипатьев, эмигрировавший в США в 1930 году. Значительный объем составили поставки тетраэтилсвинцовой присадки — 834 тыс. тонны. Из них 102 тыс. тонн обеспечили англичане со своего абаданского НПЗ в Иране.
Номенклатура ленд-лизовских нефтяных поставок была широкой: судовой и топочный мазут – 287 тыс. тонн, автомобильный бензин – 267 тыс. тонн, смазочные масла – 112 тыс. тонн, керосин – 17 тыс. тонн, парафин – 6 тыс. тонн, химические добавки, присадки и реагенты для нефтепереработки – 5 тыс. тонн.
Уже в самом первом протоколе по ленд-лизу, подписанном в Москве в октябре 1941 года и вступившем в силу спустя три месяца, содержался раздел о поставках нефтеперерабатывающего оборудования. Согласно этому документу, в 1942 году в СССР поступили 6 комплектов оборудования. они стали основой крупных НПЗ в Орске, Куйбышеве (Самаре), Гурьеве (Атырау) и Красноводске (Туркменбаши).
В нефтяной ассортимент ленд-лиза входили буровые станки, промысловые насосы, обсадные и насосно-компрессорные трубы, переносные сборно-разборные трубопроводы, контрольно-измерительные приборы, танкеры, железнодорожные цистерны, топливозаправщики и многое другое.
Малоизвестный факт – окончание Второй Мировой войны отнюдь не означало завершение программы ленд-лиза. В частности, в октябре 1945 года СССР и США подписали так называемое Pipeline Аgreement. «Трубопроводное соглашение» содержало существенные льготы по сравнению со стандартными коммерческими условиями.
Предусматривалась поставка оборудования по сниженным ценам, кредитная ставка ниже 3% и 30-летний срок погашения займа. За 16 месяцев действия договора Советский Союз получил большое количество промышленного оборудования и запчастей для газотранспорта, электроэнергетики, строительства, горнорудной и станко-инструментальной промышленности.
В сочетании с ранее поставленными из США тонкостенными бесшовными трубами и газоперекачивающими агрегатами (дожимными газокомпрессорами) это оборудование позволило ударно завершить строительство первого в Советском Союзе и второго в мире «сверхдальнего» магистрального газопровода. Трубопровод Саратов-Москва протянулся на 843 км. Запуск трассы состоялся 11 июля 1946 года. Именно этот день многие специалисты и историки считают днем рождения советской и российской газовой промышленности в ее современном понимании.
Подробнее о зарождении газодобычи в Советской России можно прочитать
в статье, опубликованной «Информ-Девон».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, трубопроводы, Авиатопливо