Ветераны напомнили эпоху «Нефть любой ценой!»
(3 ноября 2023 17:26 , ИА "Девон" )
«Командир полка всегда подчеркивал, что “разведчики -- глаза и уши войск”. Наше место было всегда впереди. Это, видимо, вошло в кровь, и в моей мирной жизни тоже стало потребностью. Все время мечтал двинуться куда-то поближе к водовороту жизни. И наступило такое время… Жизнь здесь уже кипела вовсю, поднималась девонская целина. Я окунулся в эти бурные события».
- Один из первых барачных поселков (около 50 зданий) возник в районе Клуба имени Горького, там, где была улица Горького. По центру каждого барака шел длинный коридор, по сторонам – комнаты на 6-12 коек. В холостяцких комнатах жили до 12 человек. Газ еще не подвели, и отопление было дровяное, в каждой комнате стояли кирпичные печи-голландки. Для готовки пищи была маленькая кухня. У кого-то была керосинка, у кого - электроплитка. Туалет - во дворе.Продовольственные магазины тоже располагались в бараках. Свободно можно было купить хлеб и крупу, кое-какие консервы (в основном, бычки в томатном соусе), но мясо и яйца – не всегда. Фруктов, цитрусовых не было. На некоторые продукты начали вводить карточки. Мяса давали по 2 килограмма на неделю. Бывало, завозили мороженную хек и камбалу, и весь город жарил рыбу, во всех дворах стоял специфический запах…Выручали сельские жители, привозившие на продажу продукты - молоко, катык, картошку... Но на базаре всё стоило втрое дороже.Что собой представлял общественный транспорт? Поначалу его не было вообще. Был дощатый вахтовый автовокзал (повыше нынешнего городского). С раннего утра там собиралось большое количество людей. Служебные автобусы – «ЛАЗы», «ПАЗы» и «Икарусы» - отправлялись в 6 утра. Объявляли «эта вахта – туда, эта - сюда» и в течение получаса вся масса вахтовиков разъезжалась в разных направлениях. Этими же автобусами ехали люди в свои деревни или на садово-огородные участки, поскольку из рейсовых маршрутов тогда был лишь «Бугульма – Альметьевск». Да и все городские маршруты определялись производственной необходимостью.Если не считать служебных «газиков» (ГАЗ-69), на весь город были две легковые машины: одна «Победа» - у горкома КПСС и вторая такая же - у бурового мастера Михаила Белоглазова. Ему ее подарил министр нефтяной промышленности СССР Николай Байбаков за рекорд в скорости бурения. Гаишники отдавали честь этой машине.Завотделом пропаганды горкома Наиля Закировна Закирова ездила на плетеном двухместном тарантасе, запряженном ленивой лошадью. «Ууу, пропаганда несчастная!» - говорили про лошадь...
«В 1950 году Альметьево для тех времен выглядело вполне прилично - большое, ухоженное. А как красивы были здешние места! В пойме Зая в изобилии росли ягоды, черемуха. Сама река кишела рыбой. Увы, с приходом большой нефти здешняя природа очень сильно пострадала. Только в последние десятилетия нефтяники взялись восполнять нанесенный ей ущерб.В Альметьеве до появления нефтяников жило две с половиной тысячи человек. А всего в районе - 37 тысяч. Из них только 12 с небольшим тысяч - мужчины - горькая действительность послевоенного времени. Крупных предприятий не было, только комбинаты и артели местного значения. На 53 колхоза - 41 трактор и 28 комбайнов. На весь район - две средние школы и одна больница. И вот этому селу суждено было стать столицей нефтяного края и получить мировую известность.До нас в Альметьеве геологоразведчики построили несколько "финских" домиков. В одном из них, пока без окон и дверей, и разместилась наша контора. Все хозяйство промысла состояло из шести скважин, такого же числа изрядно потрепанных машин, двух тракторов, недостроенной конторы и двух палаток для рабочих. На большее мы не могли рассчитывать, ведь совсем недавно закончилась война. Оборудование и материалы получали только для оснащения скважин и ничего - для устройства быта. В магазинах - шаром покати. Системы материально-технического снабжения не существовало. Мы сами по разбитой дороге из Бугульмы возили трубы, трапы, фонтанную арматуру... Вот так и начиналось…”
Вот один интересный документ, вполне характеризующий то время, - выступление первого секретаря Татарского обкома КПСС Зинната Ибятовича МУРАТОВА на заседании бюро 11 января 1954 года."Поселков создали очень много… И если говорить объективно, ни один бытовой вопрос в нефтяных районах не решен," – сказал докладчик и привел такие примеры. Например, на весь Альметьевск - маленькая баня, в которую люди записывались заранее и ждали очереди неделями. Поесть негде, не говоря уже об обслуживании буровиков, работающих вдали от райцентра. Ясли могли принять только 20-25 детей. Плохие отопление и обеспечение водой, канализации нет. Что уж говорить об учреждениях культуры и досуга…Потом, конечно, меры стали приниматься, но о прозе того времени надо помнить. Это все - история…».
«В 1950-м, когда я приехал работать в Альметьево, было здесь не очень приветливо. Хлеба нет, продуктов нет. Жить негде, расселялись по частным домам в Бигашеве, Мактаме, Тихоновке, а то и по палаткам, хотя зима на носу. Постепенно начали строить бараки, но даже камня под фундамент не было. Покупали у крестьян каменные кладовые на стройматериал. Когда уж открыли Чупаевский карьер - пошло дело. Была единственная на все Альметьево чайхана, а едешь на скважину - и поесть негде. Везешь на скважину сварочный агрегат - и тут же в кузове люди. Дороги нет, чуть бугор - газовые баллоны мотает туда-сюда. Но бог миловал…Помню, только приедешь с аварии - опять вызов. Однажды в Сармановском районе нефть потекла по оврагу к селу. Стали заваривать трубу - нефть и вспыхнула. Люди из деревни бегут к нам, кричат… А бульдозера нет. Высунув языки, лопатами тушили… А, надо сказать, сверхурочные не платили - только оклад 120 рублей.Потом уж жизнь начала потихонечку налаживаться. А сейчас от души скажу: очень благодарен я судьбе, что попал в нефтяную промышленность, где и проработал, не жалея сил, для процветания нашего родного Татарстана».
«Когда я в 1951 году вернулся после армии в свою родную Мактаму, первая новость которую услышал: у нас появились геологи - ищут нефть. Потом здесь развернул работы 2-й промысел "Бугульманефти", куда я и устроился работать оператором. А когда образовался 1-й промысел "Альметьевнефти", нас перевели туда. Наша скважина N 442, что в километре от Мактамы, по 300 тонн в сутки давала чистейшей нефти! Даже скребок под напором выталкивало.Тогда самое главное слово было "давай-давай!" Давай план любой ценой, а как рванет где-нибудь трубу (напор-то большой), это было настоящее мучение. Бульдозеров нет - только лопатой. Помню, как-то зимой 1953 года прибегает женщина и кричит: баню нефтью залило! Трое суток мы без сна, без отдыха лазили по сугробам, искали место прорыва. А оно оказалось под трехметровым слоем снега в овраге. Много нефти вытекло - замучились убирать вручную. Бульдозеры появились уж потом.Сейчас, конечно, всё по-иному. За стакан пролитой нефти отвечаешь. Мало того, чистейшей питьевой водой с двух экологических скважин мои сыновья Нияз и Гаяз, которые продолжили мое дело, стали обеспечивать селян. Вода качается с 70-метровой глубины в пятистах метрах от нефтяной скважины и подается прямо в дома. И все это - за счет нефтяников».
«В период «нефти любой ценой» я скрывал от отчетности разведанные запасы нефти. Делал это, рискуя своей карьерой, для того, чтобы Татарстан не задушили, как в свое время Башкирию, запредельными заданиями. Всего таким образом «припрятал» 700 миллионов тонн промышленных запасов. Это при том, что Татарстан за всю свою нефтяную историю в общей сложности добыл 3,1 миллиарда тонн «черного золота»!Я вел тройную бухгалтерию запасов: одну официальную - для Москвы, во вторую посвящал только гендиректора и обком КПСС, ну а третья была известна только мне и еще одной подчиненной.Если бы не припрятывали запасы, добывали бы тогда не 100 миллионов в год, а все 130, но сейчас было бы по 15 вместо 32 миллионов».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Альметьевск, история, Татнефть, Татарстан нефтедобыча