Уфимский бензин для фронта и вражеские диверсанты в Башкирии
(
24 июня 2022 07:12 , ИА "Девон" )
В этом году исполнилось 90 лет нефтяной промышленности Башкирии. В связи с этим местные СМИ стали публиковать исторические статьи. В них говорится, что во время войны каждый третий самолет и пятый танк Красной Армии заправлялись нефтепродуктами, выработанными из башкирской нефти. Действительно, нефтяники республики в 1940-е годы проявляли массовый трудовой героизм. Но все же эти данные родились в атмосфере всеобщей эйфории после Великой Победы. Об этом пишет ветеран нефтяной промышленности Энгельс ЗАЙНЕТДИНОВ в статье «Немецкий самолет-разведчик над Черниковкой»,
опубликованной в издании «Республика Башкортостан». Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
НПЗ БАШКИРИИ ВЫПУСКАЛИ НЕ ТОЛЬКО ТОПЛИВО.
Названные цифры завышены. Долгие годы информация об израсходованных в тот период нефтепродуктах была засекречена. Поэтому эти мифы нельзя было ни проверить, ни опровергнуть. Но сегодня эти данные можно найти в открытой печати.
Производство авиабензина в СССР к 1941 году было сосредоточено в основном в Баку и Грозном. Поэтому в 1941—1942 годах были приняты постановления Государственного комитета обороны о резком увеличении производства авиабензина, толуола, авиационных масел на НПЗ Второго Баку и центра страны. Второе Баку — это месторождения Куйбышевской, Саратовской, Пермской, Оренбургской областей, Башкирии и Татарии.
Уфимский НПЗ к началу войны был единственным заводом на востоке страны, выпускавшим специальный авиационный бензин из трудноперерабатываемых сернистых нефтей. Уже во второй половине 1941 года переработка нефти на заводе возросла на 22% по сравнению с первым полугодием. Выработка бензина увеличилась на 37,6%, в том числе авиационного с октановым числом 100 — на 80%.
10 ноября бюро Башкирского обкома партии приняло решение о размещении в Уфе
толуольного цеха завода № 8 Грознефтекомбината и трубчатки вторичной переработки нефти Краснодарского НПЗ.
За годы войны Уфимский НПЗ дал фронту 1,05 миллиона тонн горючего. Только за 1942 год удельный вес поставок уфимского авиационного бензина составил 12,8% от поставок всех нефтеперерабатывающих заводов страны.
Летом 1942 года Наркомнефть пишет в Башкирский обком: «В связи с военной обстановкой, создавшейся на юге, значение Уфимского крекинг-завода в деле снабжения авиационным бензином резко увеличилось. Он становится самым крупным поставщиком авиационного бензина». По заданию Наркомнефти освоен выпуск высших сортов авиабензина.
В разгар наступления под Москвой
выявилась острая потребность в толуоле для производства боеприпасов. Тогда все пороховые заводы страны были или захвачены врагом, или выведены из строя. Ишимбайский и Уфимский НПЗ внесли огромный вклад в решение этой проблемы. Значима роль башкирских НПЗ и в победе под Сталинградом. В ходе сражения наши вооруженные силы израсходовали около 150 тысяч тонн горючего, выработанного в основном на Саратовском, Уфимском и Ишимбайском НПЗ.
Всего за годы войны
было получено 1,3 млн тонн авиационного и автомобильного бензина — 6,5% от их производства в стране. На Уфимском НПЗ было произведено 0,78 млн тонн топлива, на Ишимбайском — 0,52 млн тонн. Так что легенды о каждом третьем танке и самолете, заправленных башкортостанским горючим, не имеют под собой реальной основы.
По данным замначальника управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны СССР генерал-майора Георгия ШИРШОВА, опубликованным в 2005 году в «Военно-историческом журнале», общий объем поставок горючего промышленностью страны в годы войны составил более 20 млн тонн. С учетом довоенных запасов Наркомата обороны и захваченных запасов горючего в ходе войны на европейских НПЗ, общая сумма поставок составила более 24,6 млн тонн. По ленд-лизу и другим видам импорта было получено 2,6 млн тонн, или всего около 8% от общего объема.
БЫЛ ЛИ НЕМЕЦКИЙ ДЕСАНТ В БАШКИРИИ?
Значение нефтяных предприятий БАССР в победе заключается также в том, что они оказались недосягаемыми для немецкой авиации и работали без потерь. Но это не значит, что у Германии не было планов по уничтожению промышленных центров Урала. В журнале «Ватандаш» в 2021 году была опубликована статья кандидата философских наук Айрата БАГАУТДИНОВА и аспиранта БашГУ Руслана Багаутдинова «Немецкие самолеты в небе Башкирии», основанная на трофейных немецких документах.
Они убедительно свидетельствуют о том, что с помощью заброски диверсантов и бомбардировок фашисты готовились уничтожить в Башкирии 23 объекта, в том числе Уфимский НПЗ. Летом 1943 года после налетов на Саратов и Горький следующими целями немцев были Казань и Уфа. Уфимскому НПЗ был даже присвоен номер целевой группы — 155 и номер цели — ZR 21, а Уфимскому нефтехранилищу — 156 и ZR 21. К счастью, успехи Красной армии не позволили реализовать эти планы.
В апреле 1942 года на границе Пермского края и севера Башкирии был высажен десант немецких диверсантов. Их целью были диверсии, в том числе на нефтепромыслах. Авторы приводят съемки НПЗ, сделанные самолетом-разведчиком первой эскадрильи дальней авиации люфтваффе 9 сентября 1942 года. В статье упоминается также о 20 аэрофотографиях Стерлитамака, Салавата, Мелеуза, Раевки, Белебея, Кумертау и прилегающих к ним районов.
Авторы сообщают, что документы вермахта свидетельствуют о том, что территорию Башкирии немецкое командование планировало захватить летом 1943 года ударом с юга силами Первой танковой армии. «Нефтяные месторождения не попали в число целей люфтваффе. Это дает основание полагать, что верховное командование вермахта планировало захватить их в целости и сохранности в ходе наземной операции», - говорится в статье.
Комментарий ИА «Девон»:
Последние документы немцев – подробные модели завода авиамоторов в Уфе датируются 1944 годом, пишут Багаутдиновы в своей статье. Уфимский авиамоторный и нефтеперерабатывающие заводы были одними из целей будущих бомбардировок самолетами или новым поколением баллистических ракет ФАУ. Историки спорят, о том, могли ли немцы долететь до Урала. Известно, что нацисты бомбили Горький и Саратов в 1943 году.
А в апреле 1942 года на границе Пермского края и севера Башкирии был высажен десант диверсантов. Целью группы были диверсии на железнодорожном транспорте, нефтепромыслах из числа местных выходцев. Некоторых из них выдали родственники. Впоследствии такие группы парашютистов забрасывались в разных районах Урало-Поволжья. Кого-то расстреляли на месте, кого-то перевербовали советские спецслужбы…
Большое значение для победы в войне имело открытие в Башкирской АССР Кинзебулатовского месторождения нефти в 1943 году. Тогда только из скважины-первооткрывательницы № 5 ежесуточно отгружалось на НПЗ около 3 тысяч тонн нефти. А на Туймазинском месторождении в 1944 году дебет скважины-первооткрывательницы № 100 составлял 250 тонн в сутки. Всего за годы войны нефтяники страны добыли более 110 млн тонн нефти, в том числе башкортостанские — 5,4 млн тонн. На Башкирию приходилось более 50% всей добычи Второго Баку.
За годы войны удельный вес добычи нефти в районах Второго Баку в общесоюзной копилке возрос с 6 до 14,6%. Доля нефтепереработки кавказских регионов сократилась с 80 до 66%. Важно и то, что с 1941 по 1942 год Наркомат нефтяной промышленности располагался в Уфе, в одном из подъездов театра оперы и балета. Создание Второго Баку с центром в Башкирии сыграло неоценимую роль в победе СССР в Великой Отечественной войне.
Самоотверженный труд башкирских нефтяников 30 раз отмечался в сводках Совинформбюро. Главному геологу «Башнефтекомбината» Андрею Алексеевичу ТРОФИМУКУ было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1946 году Красные знамена ГКО как символ трудовой славы были переданы на вечное хранение промыслу №1 треста «Туймазанефть», Уфимскому НПЗ и тресту «Башнефтестрой». Четырем башкирским нефтяникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Столько же нефтяников стали полными кавалерами ордена Славы.
Прим. редакции:
Точные цифры производства бензина на Уфимском НПЗ во время ВОВ были рассчитаны Александром КОСТИЦЫНЫМ на основе архивных данных. Кроме того, он вместе с со своим сыном Евгением Костицыным впервые в СМИ обнародовал информацию о том, что на этом предприятии выпускали толуол.
Александр Костицын - кандидат технических наук, специалист по системному анализу. Окончил в 1981 году Уфимский авиационный институт. После окончания занимался в УАИ научной работой. С 1993 года работает в инвестиционной компании. Более 15 лет публикует материалы, в основном, на исторические темы, связанные Башкирией в годы Великой Отечественной войны.
Костицын в своих статьях разоблачает ряд мифов о войне. Среди них - легенда о том, что каждый третий самолет и танк Красной Армии якобы заправляли башкирским горючим. Это умаляет вклад тружеников других регионов, работавших в тяжелейших условиях, заявляет ученый.
О том, как в Башкирии нашли первую нефть, читайте в
публикации «Информ-Девон».
О том, как, порой, «вознаграждались» первопроходцы, читайте
в статье исследователя Нелли АБДУЛЛИНОЙ «Вышка. Репрессии в башкирской нефтянке», опубликованной ИА «Девон».
А о послевоенной истории нефтяного региона можно
узнать здесь.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Башкирия ТЭК, история, Башнефть-УНПЗ