Свет в массы: как благоустройство городов побудило создать мировой нефтепром
Из проекта «История российской нефти» издания «Нефтянка».
(
4 апреля 2022 07:32 , ИА "Девон" )
Нефтяная индустрия очень молода — ей нет еще и двухсот лет. Сейчас мало кто об этом помнит, но во многом ее появлению в России способствовал рост уровня жизни в ведущих странах Запада. Информагентство «Девон» приводит материал
«Нефтянки» об этом с некоторыми сокращениями.
ПЕРВЫЙ АСФАЛЬТ РОССИИ
До середины 19 века спрос на нефть был очень невелик. Ее использовали как лекарство (кожную мазь) и топливо для освещения, но в ограниченных масштабах. Ситуация существенно изменилась, когда в крупных городах Европы, начиная с Парижа, Лондона и Вены, по-настоящему озаботились благоустройством и коммунальным хозяйством. Для этого потребовалось очень много асфальта.
Эту европейскую моду подхватили и в России. Продвигал тему асфальта уроженец Сардинии Карл Иванович Бюрно – военный инженер и храбрый офицер. Он воевал и против турок, и кавказских горцев, и польских мятежников, и египетских мамелюков.
После египетской кампании полковника Бюрно направили служить в Крым. Карл Иванович занимался строительством стратегического шоссе от Балаклавы, пригорода Севастополя, до Алушты, расположенной на южном берегу Крыма.
Весной 1838 года Бюрно побывал в Париже, где детально познакомился с применением асфальта в дорожном строительстве и благоустройстве. И именно тогда у Карла Ивановича возникла идея о создании отечественного асфальтового производства.
Новороссийско-Бессарабский генерал-губернатор Михаил Воронцов (тот самый, за женой которого ухаживал Александр Пушкин, находившийся в одесской ссылке) поддержал проект Бюрно. Воронцов организовал экспедицию для исследования керченских нефтебитумных месторождений.
По итогам экспедиции инженер-полковник Бюрно получил из государственной казны круглую сумму — 12 тыс. рублей — для строительства асфальтового завода недалеко от источников нефти в Керчи. Они располагались на берегу Керченского пролива между старой турецкой крепостью Еникале и Еникальским маяком.
Завод построили быстро. В перегонном кубе варили нефть и получали керосиновый дистиллят и густой остаток — «мальту». Потом варили асфальтовую породу вместе с мальтой и в эту мастику добавляли гравий. Полученный асфальтобетон разливали в четырехугольные формы, получая солидные плиты весом около двух пудов каждая.
На следующий год Бюрно заасфальтировал несколько улиц Одессы (столицы генерал-губернаторства) и Керчи. Кроме того, продвинутое и очень прочное асфальтобетонное покрытие пригодилось для террас и лестниц на знаменитой керченской горе Митридат. Там расположена самая известная в восточном Крыму смотровая площадка.
Через 5 лет успешной работы Бюрно передал асфальтовый завод в ведение Керченской мэрии и снова уехал воевать на Кавказ, получив звание генерал-майора и должность инспектора инженерных войск Кавказской армии. Дальнейшая военная карьера Карла Ивановича сложилась неудачно. Воюя против мюридов имама Шамиля, Бюрно, по решению военно-полевого суда, проявил пораженчество. В связи с этим император Николай I повелел уволить генерала с воинской службы «с мундиром и пенсией».
С заводом все было более благополучно. Предприятие успешно работало еще 12 лет, вплоть до начала Крымской войны, производя в год более 30 тонн высококачественных асфальтобетонных изделий. В ходе военных действий завод был разрушен артиллерий британских войск, и после войны уже не восстанавливался.
КЕРОСИНКИ ДАЛИ НАЧАЛО «НЕФТЯНОЙ ЭРЕ»
Широкое распространение керосинового освещения в городах также дало толчок появлению нефтяной отрасли. Впервые предложил использовать керосин для освещения канадец Абрахам Гестнер в 1846 году. Тогда керосин ввиду отсутствия необходимых объемов нефти производили из угля. Первую керосиновую лампу изобрели 1853 году львовские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех.
Вскоре конструкцию керосиновой лампы усовершенствовал еще один подданный австро-венгерского императора Франца-Иосифа — венский инженер Рудольф Дитмар, предложивший делать плоский регулируемый фитиль. Таким образом, лампа приобрела классический вид, неизменный уже более 160 лет. А керосиновые фонари с ветрозащитой стала делать немецкая фирма Fledermaus, что означает «Летучая мышь». Так эти светильники называют до сих пор.
Спрос на керосин резко вырос, что потребовало перехода от кустарной к индустриальной добыче нефти. 27 августа 1859 года бывший железнодорожный кондуктор Эдвин Лорентайн Дрейк пробурил скважину в американском городке Тайтусвилль (штат Пенсильвания). На глубине 21 метр он нашел промышленные запасы нефти в местности под названием Ойл-Крик, что переводится как «нефтяной ручей». Эта дата во всем мире считается началом «нефтяной эры».
Рачительные клерки подсчитали, что керосин в качестве светильного топлива гораздо дешевле стеарина, масла и спирта. Соответственно, началась ускоренная «керосинизация» — сначала в наиболее крупных и богатых городах. В 1863 году конкурс на керосиновое освещение Санкт-Петербурга керосином выиграл американец венгерского происхождения Ласло Шандор. В столице Российской империи появились сразу 7 тысяч керосиновых фонарей.
Москва решила не отставать, и спустя два года француз Фредерик Боаталь зажег в Первопрестольной 9 тысяч керосиновых фонарей. При этом в Питере использовали импортный пенсильванский
керосин, а в Москве — бакинский. Но в целом по рынку доминировал продукт из Соединенных Штатов. Так, его доля на российском рынке в 1871 году составляла 80%. 17% рынка занимал бакинский керосин, 3% — продукт из Австро-Венгрии (Галиции и Румынии).
(продолжение следует)
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, США