Отцы-основатели пермской школы геологии
Кто продолжил дело Павла Преображенского в Урало-Поволжье?
(
15 января 2020 05:09 , ИА "Девон" )
Павел Преображенский до сих пор считается
крупнейшей фигурой среди «нефтяных геологов» Прикамья. Это один из ярчайших российских геологов первой половины 20 века. Он открыл различные уникальные месторождения от Восточной Сибири до Западного Урала. Однако Пермский край дал миру еще как минимум трех «нефтяных геологов» высокого уровня. Об этом пишут Григорий ВОЛЧЕК и Алексей МИХАЙЛОВ в статье «Три кита» пермской геологии», опубликованной в издании
«Нефтянка».
ВЫПУСКНИК КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Один из основателей пермской школы геологов Николай Герасимов, родился 25 октября 1898 года в Казани в семье чиновника. После окончания гимназии Николай поступил на геологический факультет Казанского университета. Учеба в нем, прерванная Гражданской войной и мобилизацией в Красную армию, растянулась на целое десятилетие.
После окончания вуза Герасимов два года учился в аспирантуре и три года в ранге доцента преподавал на кафедре геологии родного университета. В 1934 году Герасимов сделал выбор в пользу практической геологии, переехал на Урал. Он возглавил геологическую службу недавно созданного треста «Прикамнефтеразведка».
В тот период прикамские нефтяники эксплуатировали только одно нефтяное месторождение — Верхнечусовское, открытое Преображенским в 1929 году. Увы, вполне еще «свежее» месторождение в середине тридцатых годов начало истощаться. В связи с этим Герасимов нашел для нефтеразведки еще одну перспективную площадь - к северо-западу от Перми, на правом берегу Камы. Он организовал в тресте полноценную геологическую службу.
Вскоре появились первые результаты — в 1936 году было открыто Краснокамское месторождение, через два года — Северокамское. Именно эти два месторождения, дававшие в сумме около 200 тыс. тонн нефти в год, во время войны стали главной ресурсной базой Прикамья. Они обеспечили сырьем запущенный в мае 1943 года
Краснокамский НПЗ.
СПАСИТЕЛЬНАЯ ТЕЛЕГРАММА
Открытию Краснокамского месторождения предшествовала история, которая могла стать трагической. Пробуренные на перспективном участке 4 четыре разведочные скважины подтвердили его нефтеносность в пластах кунгурского яруса пермской системы. Но они дали только тяжелую нефть — очень густую и вязкую, с низкими дебитами. Был поставлен вопрос о прекращении поисков нефти на Краснокамской площади.
По настоянию Герасимова бурение одной из разведочных скважин было запроектировано на бóльшую глубину — 1200 метров, до верейского яруса карбоновой системы. Проходка глубокой скважины шла тяжело, с постоянными осложнениями. Поэтому спустя год Наркомат нефтяной промышленности СССР запретил дальнейшее бурение скважины и вызвал Герасимова «на ковер».
Дело было в 1936 году. Понимая, что его могут объявить «врагом народа», Николай Павлович, идя в наркомат, отправил своего помощника на главпочтамт — ждать телеграмму о результатах бурения. Телеграмма о наличии промышленных запасов нефти на глубине 954 метра пришла в самый разгар заседания. Герасимов был спасен.
С учетом высокого товарного качества нефти, а также солидных запасов месторождения (около 5 млн тонн), трест «Прикамнефтеразведка» в 1936 году был преобразован в «Прикамнефть». Впоследствии его назвали «Пермнефть».
В 1938 году Николай Павлович возглавил кафедру исторической геологии и палеонтологии Пермского госуниверситета. В 1944 году по итогам защиты кандидатской диссертации Герасимов получил ученую степень доктора геолого-минералогических наук. Через два года он стал профессором, а еще через три получил специальное звание «Генеральный директор геологической службы III ранга».
Созданная Герасимовым пермская школа геологов-нефтяников, палеонтологов-стратиграфов (ученые, изучающие геологическое время – прим. ИА Девон) и тектонистов получила мировую известность. Велик и личный вклад Николая Павловича в исследования каменноугольных и пермских отложений и установление границ между ними. Павел Преображенский отмечал: «Без знакомства с трудами Герасимова не может обойтись ни один геолог, заинтересованный в решении основных проблем строения Западного Приуралья».
Николай Герасимов умер в марте 1952 года, в возрасте 53 лет.
ВЕТЕРАН ГЕОЛОГИИ
Помощником Герасимова, выступившим в роли почтальона и, возможно, спасшим Николая Павловича от ареста, был молодой геолог Павел Софроницкий.
Павел Александрович — земляк Герасимова. Он родился 26 августа 1910 года в Казани в многодетной рабоче-крестьянской семье. В 1932 году окончил Казанский университет по специальности «Геология».
После этого он три года работал начальником геологосъемочной партии треста «Камстрой». Он занимался гидрогеологическими исследованиями в бассейне реки Суры, правого притока Волги. Затем Софроницкий переехал в Прикамье, где стал ближайшим помощником Герасимова. После перехода Николая Павловича на преподавание занял его позицию старшего геолога треста «Прикамнефть».
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Павел Александрович был призван в армию. Он участвовал в боевых действиях, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, а также 10 боевыми медалями. Спустя 5 лет он организовал масштабное геологическое изучение центральной и южной частей Прикамья. В результате в 1940- 50-е годы был открыты такие крупные месторождения, как Полазненское, Лобановское, Таныпское, Ярино-Каменноложское, Красноярско-Куединское, Шагиртско-Гожанское, Козубаевское, Павловское, и ряд других.
В 1952 году, после смерти Герасимова, Софроницкий возглавил кафедру исторической геологии Пермского государственного университета. В 1962 году, как и учитель, он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Геология и нефтеносность Уфимско-Соликамской впадины в Пермской области». Павел Александрович получил степень доктора геолого-минералогических наук и звание профессора. С 1981 года и до самой смерти он работал профессором-консультантом кафедры региональной геологии ПГУ.
Софроницкий стал автором и соавтором 120 научных работ, включая фундаментальные монографии «Геологическое строение СССР», «Геология Урала». На основе исследований Софроницкого в Уфимско-Соликамской впадине открыты около 50 нефтегазовых месторождений.
Почетный нефтяник, Заслуженный геолог РСФСР и Соросовский профессор скончался в июле 1997 года, немного не дожив до 87 лет. Именем Софроницкого названо нефтяное месторождение, открытое в 2001 году в Уинском районе на юге Пермского края.
ПЕРМСКИЕ РИФЫ И АТОЛЛЫ
Слои горных пород на территории Западного Урала относятся к трем системам — сверху вниз: пермской, каменноугольной (карбоновой) и девонской. Пермские отложения — самые бедные на залежи нефти и газа. Девонский терригенный комплекс в Пермском крае, в отличие от соседних Башкирии и Татарстана, тоже небогат. Прикамье находится в окраинной части девонского бассейна.
Главная нефтегазовая кладовая обширного региона, дающего в год около 20 млн тонн условного топлива — карбон. Если точнее - это яснополянский надгоризонт нижнего карбона, к которому приурочено две трети нефтяных запасов Западного Урала.
Эмпирически пермские нефтяники осознали этот факт в период между 1949 и 1958 годами. Тогда с двухлетним интервалом именно в «яснополянке» были вскрыты высокопродуктивные залежи Полазненского, Таныпского, Яринского, Павловского и Каменноложского месторождений.
Их скважины давали ранее неслыханные для Прикамья дебиты от 200 до 1000 тонн нефти в сутки. С 1957 года годовые объемы добычи пермской нефти стали исчисляться миллионами тонн.
В данном случае практика немного обогнала теорию. Научное обоснование общих принципов нефтеносности прикамских недр появилось только в начале 60-х годов, и дал его молодой геолог Константин Шершнев.
Он родился в 1926 году. В 1950 году окончил Грозненский нефтяной институт и был направлен по распределению в Пермь. Там только что было создано геофизическое подразделение, вскоре получившее статус отраслевого института. Толковый геолог, быстро продвигаясь по карьерной лестнице, в 1959 году стал главным геологом «Пермнефтегеофизики».
Однажды Павел Софроницкий взял молодого коллегу в Куйбышев (ныне – Самара). Именно там, во время экскурсии по реке и посетила Шершнева плодотворная идея.
«Я знаю, как искать нефть в карбоне Волго-Урала! Нет там никакой инверсии, а есть два погребенных барьера, разгородивших бассейн! - сказал он, - Нефть находится в надрифовых ловушках. Глины — толща заполнения впадин между барьерами — уплотняются до сих пор. Поэтому вся эта система тяготеет к современным рекам — от Камы до Кинели. И рифовые острова, как и атолловые — это «острова в океане».
Вскоре Шершнев дал своей идее четкое определение, введя в научный обиход понятие Камско-Кинельской структуры прогибов. Она сформировалась 300 млн лет назад посреди древнего Уральского океана и протянулась через Прикамье, Башкирию и Заволжье.
Шершневская теория была принята геологическим сообществом на ура. Тут же появились многочисленные публикации, доклады, монографии и диссертации. В 1972 году Константин Степанович защитил диссертацию по теме «Геологическое строение протерозойско-палеозойского комплекса пермского Приуралья в связи с его нефтеносностью».
До докторской у Шершнева руки так и не дошли, но зато он написал самостоятельно или в составе авторских коллективов около 100 научных работ. Среди них - «Геология СССР» и «Тектоническая карта нефтегазоносных областей СССР». Он также получил звание Заслуженного работника нефтяной и газовой промышленности РСФСР. Шершнев принял прямое или косвенное участие в открытии 70 нефтегазовых месторождений Прикамья.
Одно из этих месторождений, открытое вскоре после смерти Константина Степановича в 1998 году, названо его именем. Это крупное месторождение, расположенное на севере Пермского края, с начальными извлекаемыми запасами 14 млн тонн нефти. Оно имеет почти идеально круглую форму, прекрасно иллюстрируя рифово-островную теорию Шершнева.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, геология, Пермский край, Казанский федеральный университет, наука, Волго-Уральская нефтегазоносная провинция