Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

От Альметьевска до Восточной Европы - нефтепровод «Дружба»

Его строительство стало возможным во многом благодаря Ромашкинскому месторождению.

(8 сентября 2020 07:02 , ИА "Девон" )
Нефтетранспортная система, проходящая по территории Белоруссии, играет очень существенную роль в европейском энергетическом балансе. Несмотря ни на что, нефтепроводный маршрут «Восток — Запад» не потерял своего значения. Об этом пишет Григорий ВОЛЧЕК в статье «От Татарии до Паннонии», опубликованной в издании «Нефтянка» . Информагентство «Девон» приводит эту статью с некоторыми сокращениями. 

КАК СССР ВЕНЕСУЭЛУ ОБОГНАЛ

В первые послевоенные годы окончательно оформились контуры «второго Баку» — огромной Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Этот новый перспективный район представлял собой широкую полосу, вытянутую по меридиану от линии Киров — Пермь до линии Волгоград — Оренбург. Площадь этой территории — около 700 тыс. кв. км — существенно превосходит размер любой европейской страны.

Геологические «подарки» появлялись здесь с завидной регулярностью. Так, в победном 1945 году было открыто огромное Мухановское месторождение в Куйбышевской области, в 1946 — Бавлинское в Татарии, в 1948 — Арчединское в Волгоградской области. Особое значение имело открытие в июле 1948 года недалеко от города Бугульма в Татарской АССР первого в СССР супергигантского месторождения — Ромашкинского, с извлекаемыми запасами нефти 3 млрд тонн! Невероятная «Ромашка» стала одним из крупнейших нефтяных месторождений мира.

Практически сразу после этого исторического события было создано мощное производственное объединение «Татнефть». Оно уже в 1956 году, добыв 18 млн тонн нефти, вышло на первое место в отрасли. К этому времени весь Волго-Уральский регион, добывая 75 млн тонн нефти в год, обеспечивал около 60% общесоюзной нефтедобычи. Так «второй Баку», по сути, стал первым.

По достоинству оценив запасы и перспективы разработки гигантской Ромашки, партия и правительство в сентябре 1949 года приняли решение о строительстве на территории нового нефтяного района сразу нескольких крупных НПЗ. Они строились в Перми, Сызрани, Волгограде, Саратове, Кстово и ряде других городов. В течение следующего десятилетия все запланированные НПЗ, предназначенные для переработки местного сырья, были пущены в эксплуатацию.

При этом постоянно растущие объемы добычи волго-уральской нефти превышали потребности отечественной промышленности и объективно формировали дополнительный экспортный потенциал. Это позволило СССР в 1958 году оттеснить Венесуэлу со второй ступеньки «пьедестала почета» мировых нефтеэкспортеров, а также решить еще одну крайне важную задачу, имевшую ярко выраженный политико-идеологический подтекст.

ИНТЕРНАЦИИОНАЛЬНАЯ СТРОЙКА

18 декабря 1958 года по инициативе советского лидера Никиты Хрущева было принято решение о строительстве магистрального нефтепровода из СССР в Польшу, ГДР, Чехословакию и Венгрию.
Каждая страна, действуя в формате долевого участия, обязалась поставить для «стройки века» необходимые материалы, оборудование, машины, механизмы и трудовые ресурсы. Магистраль получила знаковое название — «Дружба». 

В соответствии с проектом, разработанным московским институтом «ГИПРОтрубопровод», труба начиналась в татарском Альметьевске. По сути, в новой «нефтяной столице» страны, центре крупнейшего в СССР нефтедобывающего района. От Поволжья магистраль шла на запад через Куйбышев (ныне — Самара), Пензу, Липецк, Орел и Брянск. Около белорусского Мозыря трасса разделялась на две части.

Северная проходила через Польшу в ГДР, упираясь в город Шведт, где, как и в Мозыре, сразу же началось строительство крупного НПЗ. Южная ветка, идущая через Украину, разветвлялась в словацком городе Шаги, и приводила к Братиславе и Будапешту. Кроме того, нефть из трубы, погруженная на одесском терминале на танкеры, шла по Черному морю в Болгарию, в построенный возле Бургаса спецнефтепорт Дружба. 

Трасса нефтепровода была исключительно сложной. Магистраль пересекала Полесские болота, Карпатские горы, около 50 крупных рек, включая Волгу, Оку, Десну, Дон, Припять, Днепр, Днестр, Вислу, Одер и Дунай, а также сотни малых рек и множество автомобильных и железных дорог.

Несмотря на все это, строительство, начатое 10 декабря 1960 года на самом сложном, карпатском, участке, благодаря высокой механизации и четкой организации шло очень быстрыми темпами. Насосные станции поставлялись из ГДР, средства автоматики и связи — из Венгрии, трубопроводная арматура и клапаны — из Чехословакии. Поставку труб различных диаметров — от 530 до 1020 мм — обеспечивали советские и польские предприятия. Основные строительно-монтажные работы вели советские специализированные тресты (в первую очередь, «Ленгазспецстрой»).

НЕФТЕМАГИСТРАЛЬ РАЗВЕТВЛЯЕТСЯ

14 января 1962 года, всего через 13 месяцев после начала мега-стройки, был сдан в эксплуатацию первый пусковой участок Мозырь — Броды. В Бродах (Львовская область) нефть переваливалась на железнодорожный транспорт и поступала в резервуарный парк «Будковце» в Чехословакии. Через полгода заработал участок до Ужгорода. Нефть «Дружбы» пришла в Венгрию, а еще через полгода — по участку Мозырь — Брест в Польшу и ГДР. «Сквозное движение» нефти по трубе было открыто 15 октября 1964 года, по злой иронии судьбы — аккурат к снятию Хрущева с должности первого секретаря ЦК КПСС.

Всего было построено 175 мостов и 113 переходов. Вывезено более 15 миллионов кубометров грунта для заложения 730 тысяч тонн труб. Строительство нефтепровода «Дружбы» стоило около 400 млн рублей в ценах 1961 года — гигантские деньги по тем временам!
Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 млн тонн в год, но через 10 лет за счет второй нитки диаметром 1220 мм объем прокачки почти удвоился.

В 1975 году было построено ответвление от магистральной нитки от Мичуринска (Тамбовская область) до Кременчуга (Полтавская область), где был построен НПЗ. В 1978 году сооружена ветка от города Унеча на Брянщине через НПЗ в белорусском Полоцке и литовском Мажейкяе к нефтеналивным терминалам на Балтийском море — в Бутинге (Литва) и Вентспилсе (Латвия). В 1981 году вступила в строй третья очередь нефтепровода на территории ГДР и Чехословакии — до Ростока, Лойны, Праги и Литвинова.

Общая протяженность магистральной части нефтепровода составила около 9 тыс. км (из них 3,9 тыс. км на территории РСФСР). В систему вошли 46 насосных станций, включая 4 головные — «Лопатино», «Клин», «Никольское» и «Унеча», 38 промежуточных насосных станций, а также мощные резервуарные парки общим объемом хранения 1,5 млн кубометров нефти. Управление «Дружбой» велось из главного диспетчерского пункта во Львове.

НЕРУШИМАЯ «ДРУЖБА» 

«Дружба» — проект уникальный. Беспроигрышный в идеологическом и политическом плане «символ нерушимой братской дружбы народов СССР и социалистических стран», трубопровод оказался очень экономически эффективным. «Дружба» создала основной стандарт советской, а ныне российской экспортной нефти — «уральскую смесь» Urals. Под нее специально спроектированы и построены несколько крупных европейских НПЗ.

Распад в конце 80-х годов социалистического лагеря и Совета экономической взаимопомощи, последовавший за этим коллапс СССР в 1991 году и полное изменение бизнес-модели трубопровода ничуть не поколебали эту мощную нефтетранспортную систему. Разве что центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск.

В 2012 году «Дружба» приросла Балтийской трубопроводной системой-2, связавшей транс-европейскую магистраль с российскими экспортными маршрутами на Балтике. БТС-2 начинается в Унече и заканчивается на портовом терминале в Усть-Луге (Ленинградская область).

Самым серьезным инцидентом в истории «Дружбы» стало прошлогоднее загрязнение нефти хлорорганикой. Оно остановило более чем на месяц прокачку нефти и производство на «притрубных» НПЗ в Белоруссии, Польше и Германии. Коллапса не случилось — запланированные объемы нефти ушли в Европу через Усть-Лугу, Приморск, Новороссийск и Туапсе. Как только трубу очистили, все грузоотправители немедленно вернулись на «Дружбу», транспортировка по которой существенно более эффективна.

Сегодня разными участками «Дружбы» владеют сразу 7 компаний — «Транснефть» (Россия), «Гомельтранснефть» (Белоруссия), «УкрТатНафта» (Украина), PERN (Польша и Германия), Transpetrol (Словакия), Mero (Чехия) и MOL (Венгрия). Эксплуатацией магистрали заняты 4 тыс. человек. Трубопровод ежегодно перекачивает 66,5 млн тонн нефти (с учетом прокачки по ответвлениям — более 100 млн тонн). Он обеспечивает потребителей в 10 европейских странах.

О том, как СССР «подсадил» Восточную Европу на нефтегазовую «иглу», читайте в материале ИА «Девон» .


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: нефтепровод "Дружба", история, Ромашкинское месторождение, Волго-Уральская нефтегазоносная провинция

 

к следующей новости раздела

16 сентября 2020

Как Бавлы стали нефтяным городом

к предыдущей новости раздела

29 августа 2020

Как Татарстан сохранил рубильник в своих руках

к следующей новости главной ленты

8 сентября 2020

«Уфанефтемаш» судится со стратегической судоверфью

к предыдущей новости главной ленты

8 сентября 2020

В Нижнекамске планируют выпускать авиашины