Архив новостей

Декабрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как строили "Дружбу"

(10 октября 2019 08:33 , ИА "Девон" )
Легендарному нефтепроводу «Дружба» исполняется 55 лет. Нефтепровод, проходивший по территории СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Чехословакии, связал государства прочными экономическими узами. Об этом в статье «Рождение Дружбы», опубликованной в издании «Трубопроводный транспорт нефти», пишет Евгений АЛИСОВ.

СИМВОЛ ИНТЕГРАЦИИ
Решение о строительстве трансъевропейского нефтепровода было принято в 1958 году на сессии Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Новая артерия должна была обеспечить экспорт сырой нефти из Волго-Уральского нефтегазоносного района в страны соцлагеря. 18 декабря 1959 года СССР, ГДР, Венгрия, Чехословакия и Польша подписали соглашение о строительстве нефтепровода и поставках советской нефти.

В основе проекта лежали не только экономические, но и политические интересы – укрепить социалистический блок. Нефтепровод стал символом экономической интеграции соцстран. Узлы для насосных станций изготавливали в Восточной Германии, средства автоматики – в Венгрии, запорную арматуру – в Чехословакии. Строительство нефтепровода поручили Главному управлению газовой промышленности при Совете Министров СССР. Ведомство обладало необходимыми мощностями и опытом создания магистральных трубопроводов.

В 1960 году началось строительство трассы нефтепровода от украинского города Броды до границы СССР. На великую стройку съехались лучшие специалисты со всех концов страны. Первым начальником «Дружбы» стал 32-летний альметьевский нефтяник Витольд Райс (нефтепровод «Дружба» начинается из этого татарстанского города – прим. ИА Девон). Это человек, « руководивший «Дружбой» в болотных сапогах».

Вопреки обычной практике строительства нефтепроводов, сначала построили финишные участки «Дружбы» – участки принимающих сторон. Сырье к ним в отсутствие полной протяженности трубы подвозили в железнодорожных цистернах. Таким образом, российская нефть стала поступать в соцстраны еще до завершения строительства нефтепровода. Советский Союз с самого начала продемонстрировал серьезность намерений обеспечить социалистические страны углеводородами.

СЛОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ДАВЛЕНИЕ США
Первый этап строительства вели в Карпатах. Затем трубопровод пересек Волгу, Оку, Днепр, Днестр, Вислу, Дунай, сотни малых рек, тысячи автомобильных и железных дорог. Он прошел через болотистое Полесье. Строителям приходилось решать сложнейшие задачи. Так, на горных склонах нужно было нарезать полки, чтобы по ним могла пройти тяжелая техника. Иногда приходилось взрывать скалы и работать в опасных условиях, например, при создании воздушных переходов через горные реки.

В Карпатах построили 175 подвесных мостов, 71 эстакадный мост через горные реки, 113 горных переходов. В Закарпатье природные условия были проще, однако плотность населения гораздо выше. На одном из участков трассу удлинили на километр, чтобы не вырубать местные виноградники.

Горы, реки и сельскохозяйственные угодья были не единственными вызовами при строительстве «Дружбы». Влияние оказывала и политическая ситуация. Несмотря на то, что строить нефтепровод решили в год первого визита Никиты Хрущева в США, холодная война сказалась на строительстве. Для «Дружбы» решили использовать трубы диаметром 1020 мм. Тогда их изготавливали только в ФРГ, с которой заключили договор.
Однако в результате давления со стороны США немецкое правительство в конечном итоге отказалось вести поставки. Выход нашли быстро. Уже через две недели трубы большого диаметра, не уступавшие по качеству западногерманским, начали производить на прокатном заводе в Челябинске.

В 1961 году уже был построен участок от Брод до Ужгорода. В феврале 1962 года первые тонны советской нефти поступили в резервуары чехословацкой НПС «Будковце». В сентябре того же года нефть приняла Венгрия, в конце 1963 года – Польша и ГДР. Так начали работать трубопроводы Мозырь – Броды и Мозырь – Брест. К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию. 15 октября первая очередь магистрали была официально запущена. В эксплуатацию ввели участок нефтепровода от Мичуринска до Унечи и головную станцию «Лопатино».

Нефтепровод прошел по территории России от Куйбышева до Брянской области. Там от него отходило ответвление в латвийский Вентспилс, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию. Там магистраль разделялась на две ветки. Северная проходила через Польшу в Германию, южная – через Украину в Чехословакию и Венгрию.

Через пять лет в связи с экономическим ростом стран СЭВ встал вопрос об увеличении экспорта нефти СССР. К 1974 году по тем же трассам проложили трубопроводную систему «Дружба-2» диаметром до 1220 мм (вместо прежних 1020 мм) Это увеличило экспортные возможности страны более чем в два раза.
Сегодня «Дружба» проходит по территории России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Венгрии, Латвии и Литвы.

Прим. ИА Девон
О том, как СССР по «Дружбе» подсадил Восточную Европу на свое сырье за свой счет, читайте здесь.

В 2019 году трубопроводная система «Дружба» был загрязнена нефтью с хлорорганикой. О том, как авария в Самарской области привела к приостановкам поставок сырья в страны Восточной Европы, международному скандалу, конфликту крупнейших нефтяных компаний РФ и уголовным делам – читайте здесь.

Поиск по теме: Транснефть, история, нефтепровод "Дружба", трубопроводы

 

к следующей новости раздела

15 октября 2019

Нефть в одни руки. Дальнейшая национализация нефтяной отрасли выглядит наиболее вероятным сценарием

к предыдущей новости раздела

1 октября 2019

Вечная мерзлота уходит из-под ног нефтегазодобытчиков Арктики

к следующей новости главной ленты

10 октября 2019

Новые нефтегазохимические проекты от Нижнекамска до Амура

к предыдущей новости главной ленты

9 октября 2019

Закрытие «самоваров», создание банка нефти, контроль сернистости нефти, отдельная труба на Усть-Лугу…