Как создавалась нефтянка Башкирии
Что было до того, как из нее вывели активы и перепродали.
(18 декабря 2017 07:34 , ИА "Девон" )В последнее время «Башнефть» у многих на слуху благодаря шлейфу приватизационных скандалов. Но немногие знают, как в годы войны героическими усилиями создавалась нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли Башкирии.
Информ-Девон с незначительными сокращениями публикует статью Сергея СИНЕНКО «Что для Башкирии значит нефтедобыча и нефтепереработка?», вышедшей в издании «Посреди России».
«ДЕРЕВЯННЫЕ ВЫШКИ, КАЧАЛОК НЕТ, ВРУЧНУЮ ПОЧТИ ВСЕ»
В предвоенные годы основным нефтедобывающим районом страны являлись южные промыслы Баку и Грозного. С приближением к ним противника нефть стало все сложнее вывозить. Значение башкирских нефтепромыслов, расположенных в глубоком тылу, возрастало.
Однако состояние нефтяной промышленности Башкирии было плачевно. Хотя поисковые работы велись активно, с конца 1930-х годов в республике не удавалось обнаружить новых месторождений нефти. Начиная с 1940 года, из-за нехватки разведанных скважин, началось сокращение добычи. К примеру, трест «Ишимбайнефть» в 1942 году дал на 100 тонн нефти меньше, чем в 1940 г. Карлинское и Куганакское месторождения, разведанные в 1941 году, оказались маломощны.
С начала войны бригады мастеров Гончаренко, Кутлузаманова и Кубагушева треста «Ишимбайнефть» работали в особом режиме, ежедневно перевыполняя задания на 200–250%. Буровые бригады Куприянова, Трипольского, Голякова, Смолелкова и Гайфуллина стали соревноваться между собой за проходку тысячи метров горных пород в месяц вместо положенных 500.
«Порой забывали на работе, что обедать надо, – вспоминал М. З. Гайфуллин. – Возьмешь кусок хлеба – и принесешь обратно домой. Ходил я на вахту из села Кусяпкулово в деревню Салихово пешком. Мы, понятное дело, тянули лямку, а как выдержали все это дети, женщины? Работа на буровых и промыслах была слабомеханизирована – деревянные вышки, качалок нет. Поставят задвижку, а в нее – штуцер, из которого фонтанчиком бьет нефть. И берегли каждую каплю. А на буровых? Сначала вручную рыли шахту метров пять глубиной. Потом вручную спускали направление. Глину размешивали вручную. Вручную почти все…»
Действительно, нефтяные вышки на промыслах первоначально строили из бревен — сосны, пихты и лиственницы.
Для нормальной работы скважин не хватало труб, оборудования, запчастей и химических реактивов. Поставки стальных штанг для проходки породы, которые в довоенное время выпускали заводы Баку, с началом войны прекратились. Это стало главной причиной резкого сокращения добычи нефти на Ишимбайских промыслах в 1941 году. Кроме этого, из-за долголетней эксплуатации скважин, давление в них из года в год снижалось. Выбирать нефть из глубоких слоев становилось все сложнее.
Есть хорошая пословица – «голь на выдумки хитра». Она точно характеризует военную ситуацию. Не хватало техники, инструментов, рабочих рук, не было штанг и труб для проходки скважин.
По предложению главного геолога Башнефтекомбината Александра Трофимука, впервые в мировой практике трубы из старых бездействующих скважин стали вынимать и использовать повторно. За 1942 год в «Ишимбайнефти» из-под земли вытащили и пустили во вторичное использование девять километров труб, которых хватило на бурение пятнадцати новых скважин.
Чуть позже по методике, разработанной инженерами Наркомата нефтяной промышленности, трест «Туймазанефть» перешел к проходке некоторых скважин вообще без обсадных труб!
При резке металла уже с начала войны вместо дефицитного карбида стали использовать доступный нефтяной газ. Нефтяники сами делали детали и режущий инструмент.
Начальник исследовательской лаборатории Башнефтекомбината Б. Г. Логинов усовершенствовал обработку скважин соляной кислотой. Это дало тысячи тонн дополнительной нефти. На основе работ А.А. Трофимука, Б.Г. Логинова и М.И. Максимова скважины обрабатывали горячей нефтью, что также позволило увеличить нефтедобычу.
«ДОБЫЧА НЕФТИ ПРОДОЛЖАЛИ ПАДАТЬ»
Летом 1942 года немцы парализовали волжский речной путь, по которому нефть доставлялась танкерами к перегонным заводам центральной России. Враг захватил Майкоп, вплотную подошел к Грозному и перерезал железнодорожную магистраль, идущую из индустриальных районов к нефтепромыслам Чечни. Горючее из Баку доставлялось нерегулярно, с Кавказа поставки прекратились.
По решению Государственного Комитета обороны в сентябре 1942 года трестам «Ишимбайнефть» и «Туймазанефть» были дополнительно выделены люди и средства для расширенной разведки нефти.
Несмотря на все эти меры, поисковые работы в первые два года войны оказались без¬результатны. Объемы добычи нефти продолжали падать.
Тогда для расширения разведочных работ из Баку в Уфу и Стерлитамак был перебазирован Азербайджанский геологоразведочный трест вместе со всем оборудованием, транспортом и сотрудниками. Дополнительно в Уфу из Грозного перевели институт «Грознефтепроект», объединившийся с институтом «Башнефтепроект». К поискам нефти присоединились десятки разведочных экспедиций Наркомата нефтяной промышленности, размещенного в Уфе, а также специально созданная Волго-Башкирская нефтяная экспедиция Академии наук СССР.
Около сорока геологоразведочных партий одновременно работали в Ишимбаевском, Стерлитамакском, Гафурийском, Туймазинском и Белебеевском районах. Поиски нефти возглавили известные всей стране геологи Алексей Блохин и Андрей Трофимук.
Ученые проанализировали весь опыт разработки нефтяных месторождений Приуралья, определили десять перспективных районов для тщательной разведки.
Прогнозы вскоре подтвердились – бурение на точно указанном участке привело к открытию Кинзебулатовского месторождения.
За это шестьдесят нефтяников республики были награждены орденами. В том же году в соревновании работников нефтяной промышленности приняли участие коллективы почти всех промыслов и заводов Башкирии. В первый же месяц соревнования Уфимский нефтеперерабатывающий завод произвел авиабензина на треть больше. За трудовые успехи переходящие Красные знамена ГКО в 1942 году пять раз вручались Первому нефтепромыслу «Ишимбайнефти», три раза – УНПЗ
1942 ГОД: ПОСТАВКИ АВИАТОПЛИВА ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСЯТ ОТ УФЫ
В Башкирии нефтепереработка стала развиваться в начале 1930-х годов с открытием первых крупных месторождений недалеко от Стерлитамака. В рабочем поселке Ишимбаево соорудили маленький нефтеперегонный заводик, временный.
После того, как была протянута железнодорожная ветка до Уфы, нефтеперерабатывающие предприятия решено было строить на северной окраине города у деревни Черниковки.
Через два года после закладки фундамента уфимские крекинг-установки дали первый бензин. К началу войны на них было освоено производство топлива всех типов, включая авиационное.
Технологии хромали, не хватало кадров. Из воспоминаний мастера ремонтно-механического цеха Уфимского нефтеперерабатывающего завода Федора Косолапова: «В начале войны предприятие оказалось в труднейшем положении. Установки нового завода только осваивались, работали с большими перебоями, план не выполнялся. Многие предприятия, перешедшие на выпуск военной продукции, не могли обеспечить завод необходимым оборудованием, материалами. Уходили на фронт опытные рабочие и инженеры, уже изучившие тонкости нового производства».
В 1942 году основная тяжесть снабжения страны соляркой и бензином легла на Башкирию. Поставки горючего для авиации полностью зависели от уфимских нефтепереработчиков.
В постановлении Наркомата нефтяной промышленности СССР было заявлено: «в связи с военной обстановкой, создавшейся на юге, значение работы Уфимского крекинг-завода в деле снабжения авиационным бензином резко увеличилось. Уфимский завод становится самым крупным поставщиком авиабензинов».
Чтобы расширить производство горючего, в августе 1941 года руководство страны обязало Наркомат нефтяной промышленности ускорить развертывание нефтепереработки. Строительство технологических установок на Ишимбайском нефтеперерабатывающем заводе было форсировано. В итоге за три месяца производство высококачественного бензина возросло в сравнении с 1940 годом почти вдвое.
(продолжение следует)
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Башкирия ТЭК, история, Добыча, Башнефть-УНПЗ