Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как создавалась нефтянка Башкирии

Что было до того, как из нее вывели активы и перепродали.

(18 декабря 2017 07:34 , ИА "Девон" )

В последнее время «Башнефть» у многих на слуху благодаря шлейфу приватизационных скандалов. Но немногие знают, как в годы войны героическими усилиями создавалась нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли Башкирии.
Информ-Девон с незначительными сокращениями публикует статью Сергея СИНЕНКО «Что для Башкирии значит нефтедобыча и нефтепереработка?», вышедшей в издании «Посреди России».
 
«ДЕРЕВЯННЫЕ ВЫШКИ, КАЧАЛОК НЕТ, ВРУЧНУЮ ПОЧТИ ВСЕ»
В предвоенные годы основным нефтедобывающим районом страны являлись южные промыслы Баку и Грозного. С приближением к ним противника нефть стало все сложнее вывозить. Значение башкирских нефтепромыслов, расположенных в глубоком тылу, возрастало.
Однако состояние нефтяной промышленности Башкирии было плачевно. Хотя поисковые работы велись активно, с конца 1930-х годов в республике не удавалось обнаружить новых месторождений нефти. Начиная с 1940 года, из-за нехватки разведанных скважин, началось сокращение добычи. К примеру, трест «Ишимбайнефть» в 1942 году дал на 100 тонн нефти меньше, чем в 1940 г. Карлинское и Куганакское месторождения, разведанные в 1941 году, оказались маломощны.
 
С начала войны бригады мастеров Гончаренко, Кутлузаманова и Кубагушева треста «Ишимбайнефть» работали в особом режиме, ежедневно перевыполняя задания на 200–250%. Буровые бригады Куприянова, Трипольского, Голякова, Смолелкова и Гайфуллина стали соревноваться между собой за проходку тысячи метров горных пород в месяц вместо положенных 500.
«Порой забывали на работе, что обедать надо, – вспоминал М. З. Гайфуллин. – Возьмешь кусок хлеба – и принесешь обратно домой. Ходил я на вахту из села Кусяпкулово в деревню Салихово пешком. Мы, понятное дело, тянули лямку, а как выдержали все это дети, женщины? Работа на буровых и промыслах была слабомеханизирована – деревянные вышки, качалок нет. Поставят задвижку, а в нее – штуцер, из которого фонтанчиком бьет нефть. И берегли каждую каплю. А на буровых? Сначала вручную рыли шахту метров пять глубиной. Потом вручную спускали направление. Глину размешивали вручную. Вручную почти все…»
 
Действительно, нефтяные вышки на промыслах первоначально строили из бревен — сосны, пихты и лиственницы.
Для нормальной работы скважин не хватало труб, оборудования, запчастей и химических реактивов. Поставки стальных штанг для проходки породы, которые в довоенное время выпускали заводы Баку, с началом войны прекратились. Это стало главной причиной резкого сокращения добычи нефти на Ишимбайских промыслах в 1941 году. Кроме этого, из-за долголетней  эксплуатации скважин, давление в них из года в год снижалось. Выбирать нефть из глубоких слоев становилось все сложнее.
Есть хорошая пословица – «голь на выдумки хитра». Она точно характеризует военную ситуацию. Не хватало техники, инструментов, рабочих рук, не было штанг и труб для проходки скважин.
По предложению главного геолога Башнефтекомбината Александра Трофимука, впервые в мировой практике трубы из старых бездействующих скважин стали вынимать и использовать повторно. За 1942 год в «Ишимбайнефти» из-под земли вытащили и пустили во вторичное использование девять километров труб, которых хватило на бурение пятнадцати новых скважин.
Чуть позже по методике, разработанной инженерами Наркомата нефтяной промышленности, трест «Туймазанефть» перешел к проходке некоторых скважин вообще без обсадных труб!
При резке металла уже с начала войны вместо дефицитного карбида стали использовать доступный нефтяной газ. Нефтяники сами делали детали и режущий инструмент.
Начальник исследовательской лаборатории Башнефтекомбината Б. Г. Логинов усовершенствовал обработку скважин соляной кислотой. Это дало тысячи тонн дополнительной нефти. На основе работ А.А. Трофимука, Б.Г. Логинова и М.И. Максимова скважины обрабатывали горячей нефтью, что также позволило увеличить нефтедобычу.
 
«ДОБЫЧА НЕФТИ ПРОДОЛЖАЛИ ПАДАТЬ»
Летом 1942 года немцы парализовали волжский речной путь, по которому нефть доставлялась танкерами к перегонным заводам центральной России. Враг захватил Майкоп, вплотную подошел к Грозному и перерезал железнодорожную магистраль, идущую из индустриальных районов к нефтепромыслам Чечни. Горючее из Баку доставлялось нерегулярно, с Кавказа поставки прекратились.
По решению Государственного Комитета обороны в сентябре 1942 года трестам «Ишимбайнефть» и «Туймазанефть» были дополнительно выделены люди и средства для расширенной разведки нефти.
Несмотря на все эти меры, поисковые работы в первые два года войны оказались без¬результатны. Объемы добычи нефти продолжали падать.
Тогда для расширения разведочных работ из Баку в Уфу и Стерлитамак был перебазирован Азербайджанский геологоразведочный трест вместе со всем оборудованием, транспортом и сотрудниками. Дополнительно в Уфу из Грозного перевели институт «Грознефтепроект», объединившийся с институтом «Башнефтепроект». К поискам нефти присоединились десятки разведочных экспедиций Наркомата нефтяной промышленности, размещенного в Уфе, а также специально созданная Волго-Башкирская нефтяная экспедиция Академии наук СССР.
 
Около сорока геологоразведочных партий одновременно работали в Ишимбаевском, Стерлитамакском, Гафурийском, Туймазинском и Белебеевском районах. Поиски нефти возглавили известные всей стране геологи Алексей Блохин и Андрей Трофимук.
Ученые проанализировали весь опыт разработки нефтяных месторождений Приуралья, определили десять перспективных районов для тщательной разведки.
Прогнозы вскоре подтвердились – бурение на точно указанном участке привело к открытию Кинзебулатовского месторождения.
За это шестьдесят нефтяников республики были награждены орденами. В том же году в соревновании работников нефтяной промышленности приняли участие коллективы почти всех промыслов и заводов Башкирии. В первый же месяц соревнования Уфимский нефтеперерабатывающий завод произвел авиабензина на треть больше. За трудовые успехи переходящие Красные знамена ГКО в 1942 году пять раз вручались Первому нефтепромыслу «Ишимбайнефти», три раза – УНПЗ
 
1942 ГОД: ПОСТАВКИ АВИАТОПЛИВА ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСЯТ ОТ УФЫ
В Башкирии нефтепереработка стала развиваться в начале 1930-х годов с открытием первых крупных месторождений недалеко от Стерлитамака. В рабочем поселке Ишимбаево соорудили маленький нефтеперегонный заводик, временный.
После того, как была протянута железнодорожная ветка до Уфы, нефтеперерабатывающие предприятия решено было строить на северной окраине города у деревни Черниковки.
Через два года после закладки фундамента уфимские крекинг-установки дали первый бензин. К началу войны на них было освоено производство топлива всех типов, включая авиационное.
Технологии хромали, не хватало кадров. Из воспоминаний мастера ремонтно-механического цеха Уфимского нефтеперерабатывающего завода Федора Косолапова: «В начале войны предприятие оказалось в труднейшем положении. Установки нового завода только осваивались, работали с большими перебоями, план не выполнялся. Многие предприятия, перешедшие на выпуск военной продукции, не могли обеспечить завод необходимым оборудованием, материалами. Уходили на фронт опытные рабочие и инженеры, уже изучившие тонкости нового производства».
 
В 1942 году основная тяжесть снабжения страны соляркой и бензином легла на Башкирию. Поставки горючего для авиации полностью зависели от уфимских нефтепереработчиков.
В постановлении Наркомата нефтяной промышленности СССР было заявлено: «в связи с военной обстановкой, создавшейся на юге, значение работы Уфимского крекинг-завода в деле снабжения авиационным бензином резко увеличилось. Уфимский завод становится самым крупным поставщиком авиабензинов».
Чтобы расширить производство горючего, в августе 1941 года руководство страны обязало Наркомат нефтяной промышленности ускорить развертывание нефтепереработки. Строительство технологических установок на Ишимбайском нефтеперерабатывающем заводе было форсировано. В итоге за три месяца производство высококачественного бензина возросло в сравнении с 1940 годом почти вдвое.
 
(продолжение следует)


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Башкирия ТЭК, история, Добыча, Башнефть-УНПЗ

 

к следующей новости раздела

19 декабря 2017

Как нефть Башкирии в войну работала на Победу

к предыдущей новости раздела

8 декабря 2017

1917 год: как российская нефтяная промышленность сгорела в пожаре революции

к следующей новости главной ленты

18 декабря 2017

На Нижнекамской ТЭЦ построят экологичную систему удаления золы

к предыдущей новости главной ленты

18 декабря 2017

К 2035 году в РФ будут добывать 555 млн тонн нефти в год