В РФ могут разрешить обратный инжиниринг при ремонте НПЗ
Для импортного оборудования планируется легализовать неоригинальные детали.
(
20 ноября 2023 11:36 , ИА "Девон" )
В России из-за санкций могут смягчить требования к ремонту для нефтеперерабатывающих предприятий. Минэнерго совместно с Минпромторгом РФ и нефтекомпаниями прорабатывает вопрос использования неоригинальных запчастей в рамках механизма обратного инжиниринга. Об этом сообщают
«Известия».
ОБОРУДОВАНИЕ БУДУТ «ПИРАТИТЬ»?
Для этого предлагается дополнить перечень приложений к постановлению правительства «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 и 2023 годах».
Обратный инжиниринг — это процесс создания копии детали по уже существующему образцу. Законодательство России и правовые нормы Евразийского экономического союза допускают замену запчастей и комплектующих без согласования с изготовителем оригинала.
Однако положения техрегламента Таможенного союза, а также правила промбезопасности, утвержденные Ростехнадзором, предписывают предприятиям соблюдать руководства по эксплуатации оборудования. А эти нормы требуют использовать только оригинальные запчасти.
Используя копии деталей, заводы рискуют попасть под штрафы. Поэтому потенциал применения обратного инжиниринга в России пока ограничен. Представители крупного нефтяного бизнеса еще в прошлом году предлагали правительству пересмотреть правила. Но реализацию меры отложили, чтобы лучше оценить ее последствия для производственной безопасности и избежать рисков роста аварийности.
Предполагается, что использование неоригинальных запасных частей не будет считаться нарушением требований к ремонту эксплуатируемого на опасном производственном объекте импортного оборудования. Но для этого нужно будет проходить входной контроль эксплуатирующей организации. Также потребуется учитывать ограничения, установленных инструкциями производителей, подтвердили в Минпромторге.
До введения масштабных санкций значительная часть оборудования для НПЗ собиралась из иностранных комплектующих. С 2022 года поставки иностранных запчастей осложнены либо невозможны (об этом – подробнее в
статье Информ-Девон»).
В условиях контрактов с зарубежными поставщиками содержались жесткие ограничения о заказе запчастей только у изготовителя либо у конкретных поставщиков. Конструкторской документации к закупаемому зарубежному оборудованию у РФ не было.
Чтобы произвести отечественные комплектующие и запчасти, необходимо ее заново разрабатывать. Отсюда и вытекает так называемый механизм обратного инжиниринга, отметил ответственный секретарь комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-Промышленной палаты (ТПП) Дмитрий ПОЛОХИН.
До 80% сложного оборудования для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий поставлялось из-за границы. Первое время у компаний еще был запас иностранных комплектующих. Но за год-полтора после введения санкций он закончился, добавил эксперт.
«Вопрос об обратном инжиниринге поднимался неоднократно, - отметил замгендиректора Института национальной энергетики Александр ФРОЛОВ. - Речь идет о том, чтобы изучить отдельные детали и целые агрегаты. А затем организовать производство копий на наших мощностях, то есть организовать производство у нас. А пока работает параллельный импорт, доставка в рамках которого может затягиваться».
НЕ ДОПУСТИТЬ НОВОГО КРИЗИСА.
На фоне новых ограничений российские ВИНКи усилили работу по импортозамещению, напомнил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
Кто-то рассматривает варианты замены оборудования поставками аналогов из «дружественных» стран. А некоторые компании закупают санкционное оборудование через сложные логистические схемы. В некоторых случаях проводятся и собственные работы с использованием обратного инжиниринга, добавил он.
«В 2023 году было несколько внеплановых остановок работы ряда НПЗ, — отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир ЧЕРНОВ. - Поэтому есть высокая вероятность того, что у них действительно наблюдался дефицит запчастей и комплектующих. Хотя сами они открыто об этом не заявляли».
Бесконтрольный отказ от импортных запчастей может повысить аварийность промышленных объектов, считает Гусев. Поэтому разрешать использовать свои детали следует тем компаниям, которые смогут подтвердить компетентность в собственном производстве и безопасность их применения.
Дефицит запчастей чреват авариями и затягивающимися ремонтами. Это осложняет сам процесс модернизации, что может усугубить возникший летом топливный кризис на внутреннем рынке. Поэтому мера может помочь избежать повторения этой ситуации, отмечает эксперт.
Комментарий Информагентства «Девон»:
17 ноября кабмин отменил временный запрет на экспорт бензина из России. Запрет на поставки за рубеж для дизтоплива сохранили. Вероятно, на такой шаг власти пошли из-за опасности потерять долю на мировом рынке и снижения валютных поступлений. К тому же в последнее время практически не говорится о дефиците топлива на заправках. А цены растут уже не так быстро, как во время «высокого» летнего сезона. Вместе с тем, кризис преодолен не до конца, отмечают аналитики.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: модернизация НПЗ, Кризис, Минпромторг, безопасность, Ремонт, Оборудование