Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Темп модернизации нефтепереработки в РФ упал вместе с маржой

Минэнерго подготовило предложения по о льготах для НПЗ.

(30 ноября 2017 07:04 , ИА "Девон" )

Модернизация нефтеперерабатывающих заводов в России стагнирует из-за падения маржи. В правительстве обсуждают меры поддержки отрасли, перспективы которой зависят от увеличения глубины переработки. Об этом пишет РБК.

Программа технического переоснащения российских НПЗ запущена в 2011 году. Тогда были подписаны четырехсторонние соглашения между 12 нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой (ФАC), Ростехнадзором и Росстандартом.
Нефтяники обязались модернизировать свои предприятия для выполнения давно назревшей задачи — перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов, прежде всего для обеспечения их поставок на внутренний рынок. Первоначально сроком исполнения обязательств был установлен 2015 год. Однако, хотя с 2012 года нефтяники уже вложили в модернизацию более 900 млрд руб., процесс модернизации все еще далек от завершения.

Планы ввести в 2011–2015 годах 126 установок вторичной переработки сырья разрабатывались в период самых высоких цен на нефть и нефтепродукты. Тогда производители были щедры на инвестиции в сектор downstream, и программа по обновлению нефтеперерабатывающих мощностей была одной из самых масштабных в российском ТЭКе. Затем была поставлена задача за 2011–2020 годы запустить 115 установок.
За 2011–2016 годы, по данным Минэнерго, введены в эксплуатацию 70 установок вторичной переработки нефти (в 2016-м — 12 установок).
В числе наиболее крупных проектов, завершенных в 2016 году - строительство комплекса гидрокрекинга мощностью 3,5 млн т в год на «Волгограднефтепереработке» (ЛУКОЙЛ), строительство комплекса каталитического крекинга мощностью 1,2 млн т в год на Куйбышевском НПЗ «Роснефти», установок замедленного коксования мощностью 1,2 млн т на Антипинском НПЗ и мощностью 2 млн т на комплексе ТАНЕКО («Татнефть»).
В 2011–2020 годах должно быть введено в эксплуатацию 115 установок вторичной переработки нефти, к 2027 году — 131 установка.

Сейчас модернизация НПЗ продолжается, но ее темп, взятый на старте, потерян. Такая ситуация характерна и для независимых заводов, и для крупных предприятий, принадлежащих вертикально-интегрированным нефтяным компаниям.
Участники рынка и эксперты объясняют такое положение дел падением маржи нефтепереработки в течение нескольких последних лет.
Особенно повлиял на доходность производства налоговый маневр, который вступил в силу в январе 2015 года. Он предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% к 2017 году (с 42% на момент введения этой меры госрегулирования) с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых до 919 рублей за тонну в 2017 году (с 857 руб.). В результате на внутреннем рынке выросла цена на нефть, по которой ее закупают НПЗ. Уровень рентабельности производства нефтепродуктов, по словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в январе—июне 2017 года немного подрос до 3,04%. А в прошлом году для некоторых НПЗ рентабельность была даже отрицательной, говорит эксперт энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.
Снижение цены нефти и изменение ставки экспортной пошлины привели к изменению сроков реализации нескольких проектов в рамках четырехсторонних соглашений, считает Дмитрий Баранов.

Одна из главных задач технического перевооружения российских НПЗ — повышение глубины переработки нефти. Сейчас в России она составляет в среднем 70–75%. Если планы модернизации НПЗ будут реализованы, то можно ожидать, что к 2025–2030 годам глубина переработки увеличится до 80–85%, говорит Грушевенко. В Европе этот показатель равен 85%, в США — 96%.
Еще одной проблемой российской переработки можно назвать значительную долю дизельного топлива в топливной корзине российских НПЗ. «Столь значительный выпуск дизеля ориентирован на падающий по спросу и растущий по количеству игроков европейский рынок. Это создает неопределенность в будущем», — добавляет она.

Переоборудование нефтеперерабатывающих заводов крайне актуально еще и по причине ухудшения сырьевой базы. Нефть на разрабатываемых сейчас в России месторождениях становится более вязкой. При этом новых крупных НПЗ строится очень мало. За последние годы можно вспомнить запуск ТАНЕКО, Яйского НПЗ и некоторых других», говорит аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Низкие темпы роста строительства новых мощностей по переработке нефти обусловлены в том числе и тем, что на внешних рынках российская нефть гораздо более востребована, чем нефтепродукты.

Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева обращает внимание также на влияние санкций на российскую нефтепереработку. По ее мнению, есть опасения того, что сроки реализации программы модернизации НПЗ будут и в дальнейшем отодвигаться, поскольку техническое перевооружение предприятий требует импортного оборудования. Тем не менее ситуация все же будет поэтапно развиваться, отмечает она. Это произойдет, так как обновление НПЗ позволит российским компаниям удерживать свои позиции на внешних рынках и поддерживать конкурентоспособность, а также увеличить объемы переработки. По итогам 2017 года эти объемы вряд ли вырастут, но уже в 2018 году прирост будет ощутимый, считает Кокорева. Рентабельность переработки вырастет уже в этом году — в связи с ростом цен на нефть.

Правительство признает, что требующая высоких затрат модернизация крупнейших НПЗ в сочетании с увеличением налогового бремени сделала многие предприятия убыточными. Об этом говорил в мае замминистра энергетики Кирилл Молодцов. В связи с этим вопрос о финансовой поддержке отрасли со стороны государства за последний год поднимался уже несколько раз.
Чтобы не останавливать техническое перевооружение и не допустить закрытия ряда заводов, которое грозило бы резким ростом цен на моторное топливо, летом Минэнерго направило в правительство предложения по предоставлению льгот переработчикам нефти.
Это и снижение перекрестного субсидирования отрасли при перевозке нефти и нефтепродуктов по железной дороге. Кроме того, предлагается разработать специальную методику по снижению расходов на работу НПЗ. Она будет содержать ряд рекомендаций, которые позволят оптимизировать маршруты доставки нефти и продукции с заводов. Кроме того, предполагается дать возможность модернизируемым НПЗ заключать с госорганами инвестиционные соглашения с отсрочкой по уплате акцизов.

По оценке Минэнерго, продолжающееся переоснащение предприятий требует значительных вложений, поэтому нужно облегчить им налоговое бремя. Антимонопольная служба раскритиковала это предложение министерства. В итоге, решение пока не принято. Субсидировать переработчиков ради выполнения соглашений о модернизации — неверное решение, говорил начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. «Спрашивается, а где было министерство, когда перекраивали параметры уже действующего налогового маневра?» — заявил он.

Эксперты уверены, что государство должно пойти навстречу нефтяникам и независимым НПЗ и помочь отрасли, благополучие которой имеет принципиальное значение для пополнения казны.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: модернизация НПЗ, Минэнерго, Налоговый маневр, дизтопливо

 

к следующей новости раздела

1 декабря 2017

ЛУКОЙЛ к 2021 году построит в Кстово комплекс замедленного коксования

к предыдущей новости раздела

29 ноября 2017

Газпром нефть к 2020 г. будет добывать 100 млн тонн нефти в год и перерабатывать 40 млн

к следующей новости главной ленты

30 ноября 2017

Бугульминский механический завод изготовит для Иркутской нефтяной компании 21 аппарат воздушного охлаждения

к предыдущей новости главной ленты

29 ноября 2017

Нефтебазам перекроют возможность отпускать бодяжное топливо с документами от НПЗ