Подземные, наземные и воздушные магистрали для ТАНЕКО - история
Один из первых в стране крупных примеров государственно-частного партнерства помог проложить к НПЗ нефтепроводы и развязать железнодорожные узлы. А энергосистему к нефтеперерабатывающему комплексу «Татнефть» создавала уже на свои деньги.
(
22 декабря 2025 14:13 , ИА "Девон" , Анвар МАЛИКОВ.)
В уходящем году исполнилось 20 лет с момента принятия «политического» решения о создании в Нижнекамске нового НПЗ, позже названного ТАНЕКО. Этот уникальный нефтеперерабатывающий комплекс продолжает своё развитие. Например, минувшей осенью стало известно о планах "Татнефти"
увеличить общие мощности по переработке ещё на 4,5 млн тонн сырья.
В свою очередь, в «Транснефти» сообщили о планах расширить пропускную способность трубопроводов. Это позволит увеличить поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Нижнекамске почти на 40% - до 18,5 миллиона тонн. Немногим ранее благодаря реконструкции поставки нефти на ТАНЕКО были увеличены с 14 до 15,5 млн тонн.
В этой связи напомним о том, как строившийся в чистом поле НПЗ потребовал экстраординарных решений по обеспечению его внешней инфраструктурой.
ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ «ДРУЖБА».
Для обеспечения объектов ТАНЕКО ресурсами и доступом к рынкам сбыта нефтепродуктов потребовалось создать мощную транспортную инфраструктуру. И глубокий символизм заключается в том, что нефтепровод, по которому Комплекс обеспечивается сырьем, начинается с нефтеперекачивающей станции «Калейкино». Именно отсюда в 1960 году стартовало строительство всемирно известного трансъевропейского магистрального нефтепровода «Дружба».
В свое время здесь был установлен щит с надписью: «4 ноября 1964 года отсюда начала свой бег татарская нефть во имя мира и дружбы». А в 2009 году, то есть ровно через 55 лет, с нефтеперерабатывающей станции «Калейкино» началась прокладка нового 118 километрового нефтепровода к ТАНЕКО. По нему часть нефти из общего потока, уходящего за пределы Татарстана, свернула в сторону Нижнекамска.
Диаметр трубы был равен 720 миллиметрам. Этого достаточно, чтобы в последующем увеличить прокачку с 7 до 14 миллионов тонн нефти в год (второй показатель был достигнут в 2018 году). Для этого на «Калейкино» установили дополнительные насосные агрегаты.
Из Инвестфонда РФ на нефтепровод ранее решили выделить 6,75 миллиарда рублей. Заказчиком-застройщиком стала «Транснефть», которая, в свою очередь, через тендер исполнителем определила «Татнефть».
ДВА КИЛОМЕТРА В СУТКИ!
В июле 2009 года сварили первый стык. Завершили строительство линейной части трубопровода осенью, наземных зданий и сооружений (насосная в «Калейкино», приемо-сдаточный пункт в Нижнекамске и др.) - к концу года.
Такой срок заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» Владимир ЗИНОВЬЕВ назвал очень жестким.
- Я не помню, чтобы ранее за столь короткий срок создавался такой объект, сказал он. - Ведь согласно проектной документации на это должно было отводиться 14 месяцев. А ведь сюда входили подготовительные работы, мобилизация людей и техники, проведение тендеров на поставку ресурсов, аудит заводов-поставщиков, размещение заказов, наконец, получение трубной продукции – это все немалый труд!
Работа круглосуточно велась одновременно на семи участках. К началу осени «шаг» строительства достиг двух километров в сутки. Проект заранее прошел детальную проработку, заблаговременно были проведены инженерные изыскания.
Выбрали наиболее оптимальный маршрут трассы, чтобы, с одной стороны, она была проведена с минимальными затратами, с другой – чтобы не попали в охранную зону населенные пункты, как можно меньше оказалось на пути лесов. Вопросы с землей успешно решались при содействии Правительства Татарстана.
ПОД ЗАПОВЕДНЫМ БОЛОТОМ.
Сложнее дело обстояло в Нижегородской области, где прокладывался продуктопровод. Например, трасса уперлась в заповедное болото Шава, где водятся редкие птицы и растения, и всякая человеческая деятельность запрещена. А нужно было, кроме трубы, провести еще оптико-волоконный кабель связи, силовой кабель на 6 киловольт. Выход нашли такой: проложили все эти коммуникации бестраншейным способом, то есть, проделали 600-метровый канал путем наклонно-направленного бурения.
Продуктопровод предназначен для перекачки дизтоплива из Нижнекамска через Альметьевск на Кстово, что в Нижегородской области. Для этого построили в Нижнекамске головную перекачивающую станцию, от нее проложили до существующего продуктопровода «Набережные Челны – Альметьевск» новую ветку длиной 33 километра и диаметром 377 миллиметров.
Под Казанью перенесли три участка трассы (ее диаметр – 530 миллиметров) общей длиной 28 километров – в обход Именьково, Мокрых Курналей и аэропорта. Далее проложили новую трассу длиной 123 километра на участке «Воротынец – Кстово». Такова была обширная география работ.
Параллельно с этим процессом велось строительство транспортно-логистической инфраструктуры: резервуарного парка емкостью 50 тысяч кубических метров, приемно-сдаточного пункта в Нижнекамске, продуктопровода протяженностью 183 километра, рассчитанного на отгрузку 2,7 миллиона тонн продукции в год. Кроме того, была построена железная дорога длиной 26 километров и мост через реку Тунгуча.
«НЕБО И ЗЕМЛЯ!»
- Нам очень повезло, что сегодня, когда у других нет работы, мы благодаря «Татнефти» оказались на плаву, - сказал в ходе прокладки трубопровода первый заместитель генерального директора – главный инженер «Главнефтегазстройсервиса» Равиль БАДРУТДИНОВ. – Такой опыт работы на трубопроводах бесценен. Сделаем на этом объекте себе имя и в дальнейшем будем предлагать свои услуги по всей России.
Управляющая компания «Главнефтегазстройсервис» была генеральным подрядчиком строительства многокилометровых магистралей. Под эгидой компании, образованной в 2006 году на базе строительных подразделений «Татнефти», были объединены 11 подразделений всех строительных профилей - промышленного, трубопроводного, гражданского, в том числе два завода – кирпичный и железобетонных изделий.
В послужном списке «Главнефтегазстройсервиса» уже был опыт работы с трубопроводами для ТАНЕКО: годом ранее на Комплексе проложили трубы большого диаметра для водовода и канализации. Тем не менее, в период подготовки к строительству нефтепровода все организации управляющей компании прошли проверку в аттестационных центрах, подконтрольных «Транснефти», вплоть до лаборатории, все это заняло почти 3 месяца.
Были мобилизованы большие силы и средства, закуплена новейшая техника, применены самые современные технологии, передовые монтажные методы, сварка полуавтоматами, передвижные установки.
На строительство привлекли около 400 человек (из них 117 сварщиков), более 250 единиц строительной техники – бульдозеров, землеройных машин, трубоукладчиков, экскаваторов.
- С подобными крупными проектами сталкиваться еще не приходилось, - признал директор Альметьевского районного строительного управления «Главнефтегазстройсервиса» Петр БУРАЛОВ, проработавший к тому времени на строительстве 42 года из своих 60 лет. - Теперь такая возможность появилась благодаря реструктуризации строительного крыла «Татнефти». Если сравнивать уровень появившейся у компании техники даже с тем, что был годом ранее, это небо и земля!
ОСОБЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
Трубы на строительную площадку поступали уже с заводской изоляцией, на трассе изолировались специальными манжетами только стыки. Это ускоряло строительство, улучшало качество работ. Крупнейшим поставщиком труб была Объединенная металлургическая компания (ОМК). Сварка велась полуавтоматами.
Контроль за качеством стыков и изоляции велся скрупулезно, ведь у «Транснефти» - свои особые технические условия. Он осуществлялся и собственной лабораторией «Главнефтегазстройсервиса», и нанятым «Транснефтью» независимым техническим надзором.
Контролем занимались и будущие эксплуатационники. Представитель заказчика, замначальника управления капитального строительства Северо-Западных магистральных нефтепроводов (СЗМН, ныне «Транснефть – Прикамье») «Транснефти» Анвар ГАРИПОВ возглавлял штаб строительства нефтепровода. По его словам, о соблюдении жестких требований «Транснефти» свидетельствовали результаты таких видов контроля, как рентгенографические, визуально-измерительные, ультразвуковые.
После того, как трубы смонтировали, провели их опрессовку водой. Под ее давлением внутри пропустили профилемер, который с точностью до миллиметра проверял сечение, выявлял малейшие сужения, вмятины, инородные элементы, гофры. Также с водой через трубы пропустили ультраскан и магнитоскан.
«Водные процедуры» диктовали свои сроки - все это успели сделать до холодов. Последним этапом стала рекультивация потревоженной земли. Плодородный слой восстановили в первозданном виде – без всякого ущерба для земледелия.
ЭКСПОРТНОЕ ДИЗТОПЛИВО – НА БАЛТИКУ.
Построенные трубопроводы перешли в собственность государства в лице Росимущества, затем были переданы в доверительное управление СЗМН и ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» - дочерним структурам «Транснефти». Последняя в конечном итоге приобрела магистрали в собственность, расплатившись за это с государством дополнительной эмиссией акций. С тех пор эти трубопроводы приносят госмонополии стабильный доход.
Это стало возможным с созданием "Транснефтью" системы магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) "Альметьевск - Нижний Новгород" - "Север" (Второво – Ярославль – Кириши - Приморск). В рамках проекта часть нефтепроводов была перепрофилирована под нефтепродукты, что соответствовало экономической стратегии России по глубокой переработке сырья с соответствующим изменением структуры экспорта.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.
Одновременно создавалось другое важное звено внешних коммуникаций Комплекса.
Куйбышевская железная дорога (филиал ОАО "РЖД") к тому времени работала в Нижнекамском регионе уже на пределе возможностей. Ведь только на первом этапе отгрузка ТАНЕКО оценивалась в 4,5 миллиона тонн продукции в год, а еще через несколько лет эта цифра выросла до 6,8 миллиона. Станций «Круглое поле» и «Биклянь», обслуживающих "Нижнекамскнефтехим", для этого было недостаточно.
Для развязки этой проблемы также было применено частно-государственное партнерство. Выделенные из Инфестфонда РФ деньги позволили построить две железнодорожные станции «Предкомбинатская»(введена в 2012 году) и Тунгуча и 26,2 км новых железнодорожных путей.
В структуру внеплощадочных железнодорожных путей ТАНЕКО вошли также 11 приемо-отправочных путей, два переезда, эстакада осмотра вагонов, компрессорная, административно-бытовые здания и сооружения, инженерные коммуникации.
НАДЕЖНАЯ ЭНЕРГЕТИКА.
Еще одну важнейшую инфраструктурную задачу – надежное обеспечение гиганта электроэнергией «Татнефть» решала на свои деньги. Суммарная мощность установок первого пускового комплекса превысила 250 мегаватт, что сделало его одним из крупнейших потребителей в энергосистеме Татарстана.
Понадобилось создать такую схему внешнего электроснабжения, которая обладала бы повышенной надежностью и безопасностью. Поэтому ТАНЕКО запитан от нескольких источников по новым линиям напряжением 110 и 220 киловольт.
Строительство первой очереди схемы электроснабжения было завершено в мае 2010 года. Президент республики Рустам МИННИХАНОВ 30 мая нажатием кнопки элегазового выключателя распределительного устройства дал команду к подаче проектного напряжения на ЭЛОУ-АВТ.
Безопасность, энергоэффективность, компактность и простоту в обслуживании назвал главный энергетик ТАНЕКО Михаил ГРАЧЕВ преимуществами уникального электрооборудования Комплекса.
Первая очередь состоит из комплектного распределительного устройства с элегазовыми выключателями (КРУЭ) 110 киловольт и присоединенных к нему 110-киловольтовых воздушных линий от 220-киловольтовой подстанции «Нижнекамская» и от Заинской ГРЭС. Вторая очередь, введенная в работу в осенью того же года, включила в себя КРУЭ 220 кВ и две линии на 220 кВ с подстанций «Заводская» и «Узловая».
Пришлось реконструировать также 220-киловольтовую линию «Заинская ГРЭС - Нижнекамская». Двухцепная линия является одним из важнейших электросетевых объектов энергосистемы республики. Она играет ключевую роль в электроснабжении предприятий Нижнекамского района РТ.
Однако проведенные в 2008 году расчеты выявили риск ее перегрузки. Были заменены провода с увеличением их сечения, что позволило повысить пропускную способность на 40 процентов. На Заинской ГРЭС и на подстанции «Нижнекамская» установлены современные элегазовые выключатели и микропроцессорные устройства релейной защиты и противоаварийной автоматики.
Работы были завершены в марте 2011 года. В итоге реконструированная линия повысила надежность энергосистемы не только ТАНЕКО, но и Заинского и Нижнекамского энергорайонов в целом, позволила проводить ремонты без аварийных ограничений.
В октябре 2012 года проектное напряжение было подано на главную понизительную подстанцию №2, питающую объекты следующего этапа строительства Комплекса – установки глубокой переработки нефти, в том числе гидрокрекинга. Между тем сложность их технологических процессов, проходящих при высоких давлении и температуре, требует обязательного наличия еще одного автономного источника.
Им стала федеральная подстанция «Щелоков-500», введенная в эксплуатацию в июле 2015 года в Елабужском районе. Она стала третьей по счету в Татарстане «пятисоткой».
«Татнефть» выделила миллиард рублей на строительство 220-киловольтовой линии от «Щёлоков-500» до ТАНЕКО. Линия уникальна: её протяжённость составляет 56 км со спецпереходом длиной в 1750 метров через Каму. Благодаря этому Комплекс получил электроэнергию по первой категории надежности.
Важнейшим шагом в обеспечении не только надежности, но и энергонезависимости стало в 2010 году приобретение «Татнефтью» Нижнекамской ТЭЦ-2. Интеграция электростанции с ТАНЕКО позволило последнему существенно снизить энергетические затраты, повысить конкурентоспособность продукции.
Теплоэлектроцентраль, пущенная в 1979 году, была самой молодой среди электростанций Татарстана. Запроектированная на отпуск большого количества пара и горячей воды, с установленными для этой цели пятью турбинами и девятью энергетическими котлами, ТЭЦ длительное время работала с малыми нагрузками.
Постоянно меняющиеся условия работы потребителей в конечном счете привели к значительному снижению отпуска пара. Это стало причиной снижения эффективной загрузки оборудования, вывода из работы части коллекторов по пару и части основного энергетического оборудования (котлоагрегаты, турбогенераторы) в резерв и консервацию.
Следствием стало существенное снижение установленной мощности станции (до 380 МВт). Поэтому руководством Татарстана и было решено передать станцию «Татнефти» с условием модернизации.
Чтобы решить проблемы ТЭЦ, выбрали технологию, которая дает возможность работать турбинам без внешнего потребителя тепловой энергии. Это обеспечивается двумя новыми турбоагрегатами, работающими на низкопотенциальном паре. В результате мощность станции выросла с 380 до 730 мегаватт, выработка электроэнергии - с 1,688 миллиарда кВт-часов до 4,342 миллиарда.
Продолжение следует.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: ТАНЕКО, Нефтепереработка, Татарстан НПЗ, РЖД, энергетика, Транснефть - Прикамье, трубопроводы