Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Мы еще долго будем отставать в нефтепереработке от западных технологий – Владимир Капустин.

Эксперт проанализировал ситуацию с критически важными направлениями импортозамещения для НПЗ.

(11 февраля 2019 10:22 , ИА "Девон" )
Заведующий кафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа имени Губкина Владимир КАПУСТИН выступил на конференции «Даунстрим Россия-2019 » (организатор - компания Vostock Capital) в Казани. ИА Девон публикует тезисы из его доклада и презентации.

НА ГРАНИ УБЫТОЧНОСТИ
Действия правительства РФ и налоговый маневр привели к тому, что российская нефтепереработка оказалась на грани убыточности. На модернизацию нефтепереработки и строительство новых установок перестали выделяться в большом количестве средства. Программа, о которой так много говорили, стала буксовать. За 2018 год Россия не получила ни одной установки по глубокой переработки нефти. 

Почему не запускаются установки, которые осталось достроить на 10-15%? Крупные НК создают условия для подрядчиков, в которых они не дожидаясь окончания стройки, банкротятся. Поэтому некому закончить стройку.

Парадокс: в Европе 4-5 лет назад нефтепереработка была менее прибыльной. Сейчас там она чрезвычайно прибыльна. Ведущие мировые компании говорят, что делают на нефтепереработке и нефтехимии главные деньги. А переработка в РФ балансирует на грани выживания, 11 крупнейших НПЗ находятся в состоянии, когда им надо помогать отрицательными акцизами.

Министр энергетики Александр Новак 24 декабря сказал, что всё в нефтепереработке хорошо, она увеличилась еще на 1,5-2%. По его словам, все вопросы решаются. Однако плохо решается проблема роста цен на бензин и дизтопливо. Несмотря на жесткий контроль, компании согласились придержать цены. Однако этого не происходит. Ведь когда поднимается цена нефти, автоматически поднимается стоимость нефтепродуктов. Даже во время стабилизации, цены остаются высокими. Это объясняется тем, что НК невыгодно продавать бензин и дизтопливо по рублевым ценам. Все это может остановить только жесткое регулирование цен государством.

САНКЦИИ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Что мы будем делать, если санкциями начнут давить и нефтепереработку? США, когда вводили санкции против ТЭК России, заявляли, что нефтепереработки и нефтехимии они не коснутся. Но, так или иначе, они сегодня значительно касаются в связи с недостаточным финансированием развития отрасли. Это приводит к тому, что все проекты, за редким исключением, откладываются. После известных событий 2014 года, в РФ началось резкое снижение покупки импортного оборудования и технологий.

Что происходит с процессами нефтепереработки? Первичная переработка в целом успешна, хотя целый ряд объектов сделан на базе иностранных технологий. Яркий пример – Московский НПЗ «Газпром нефти» с комбинированной установкой типа ЛК-6У.

Достаточно неплохи успехи пока только в изомеризации. Остальное всё или в иной степени полностью зависит от западных технологий. Надо создавать инжиниринговые компании типа UOP и Absence. К сожалению, этого не делают даже крупные компании.

Как выполняются прогнозы Минэнерго по снижению доли импорта в нефтепереработке? По импортозамещению катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга обстановка крайне сложная. Возлагаются большие надежды на Омский завод катализаторов «Газпром нефти». Отечественным катализаторам крайне тяжело конкурировать с западными. По гидрокрекингу вообще нечего предложить. 

Ситуация с каталитическим крекингом лучше. Работает Ишимбайская катализаторная фабрика (входит в объединение КТК) и Омская катализаторная фабрика. По изомеризации ситуация более-менее нормальная. На 50% российских НПЗ эти катализаторы – отечественные, в основном благодаря Краснодарскому заводу «НПП-Нефтехим».

Ситуация с насосами, компрессорами и внутренними устройствами для колонн остается крайне сложной. Крупные аппараты делать научились, здесь проблем нет.

Минэнерго выделило 7 проектов по переработке нефти, которые позволяют продвигать российские технологии. Все перечисленные установки на НПЗ, которые запланировано ввести в 2019 году, должны были быть запущены 3-4 года назад. В них практически нет российских технологий. 
К чему это уже приводит? Руководитель Киришского НПЗ Вадим Сомов говорит, что проблемой №1 является приобретение запчастей в условиях санкций. Их нужно делать у себя в России. Он занимается тем, что объезжает крупные машиностроительные заводы и пытается получить у них гарантии для замены западных деталей.

В АВАНГАРДЕ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМОСТИ
№1 сегодня среди достижений – это изомеризация. Здесь надо отдать должное НПП «Нефтехим» во главе с его гендиректором. Они сегодня не просто освоили этот процесс, но и выходят на западные рынки. Пускай сегодня это только Румыния или Китай, но это уже шаг к импортонезависимости.

Гидрокрекинг тяжелого нефтяного сырья. Здесь жесточайшая конкуренция, но Россия находится в авангарде создания технологий по гидрокрекингу. В первую очередь, это гидроконверсия гудрона, которая создана академиком Хаджиевым. Работу эту продолжают его ученики. 

В Татарстане ТАНЕКО, ТАИФ-НК и «Нижнекамскнефтехим» сегодня являются лидерами по нефтепереработке и нефтехимии. Такого больше нигде в России не делают. Установка VСC на ТАИФ-НК запущена, правда, пока до конца не работает на гудроне. Однако это уже серьезный вклад в мировую переработку.
Планируется также, что в этом году на ТАНЕКО будет запущена установка гидроконверсии гудрона мощностью 50 тыс. тонн, созданная в Институте нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева (ИНХС) РАН. Это будет новым словом в отрасли. Наши нефтепереработчики близки к получению выдающихся достижений в этой области.

Риформинг с движущимися слоями катализаторов. Здесь мы, к сожалению, отстали очень сильно. Приятно, что вместе с заводом "Нижегородские катализаторы" впервые в РФ созданы такие катализаторы. Планируется, что на Ильском НПЗ (Краснодарский край) заработает уже российская технология, которая делается совместно с «Ленгипронефтехимом».

Следующий проект – выдающийся. К концу 2020 года заработает катализаторная фабрика мощностью 21 тысячи тонн (Омский НПЗ «Газпром нефти» - прим. ИА Девон). Она сможет закрыть все потребности России в катализаторах для нефтепереработки. Проект прошел экспертизу, ведется рабочее проектирование.
Катализатор «Авангард», который будут выпускать в Омске, считается одним из лучших в мире. 
Предполагается, что катализаторы гидроочистки Института катализа им. Борескова СО РАН будут успешно конкурировать с западными.

Следует отметить и КНТ-Групп – компанию, которая чудом сохранила Ишимбайский завод. Он был закуплен, когда министром еще был Хаджиев. Производство из Омска было привезено в Башкирию и пролежало грудой металла в течение 15 лет. Завод был восстановлен в начале 2000 года и сегодня выпускает катализаторы крекинга хорошего международного уровня. Эта фабрика приносит достаточно большие дивиденды.

Сегодня работа по созданию катализаторов риформинга по неподвижному слою продвигается для получения премии Правительства РФ. На 15 заводах этот катализатор внедрен взамен импортных производства UOP.
Катализаторы изодепарафинизации разработаны в компании «ВНИИНП». Их очень успешно внедряет «Газпромнефть». Катализатор полностью заменяет импортные аналоги производства Chevron.

Сегодня в РФ современные масла покупаются практически полностью из-за рубежа. Присадки к ним в основном импортируются. По присадкам к топливу положение достаточно хорошее, 98% присадок делается в РФ.

* * *
Отметим, что ситуация с импортозамещением в нефтепереработке не такая тревожная, как несколько лет назад. В целом, переход на российские катализаторы, оборудование и смазки, идет довольно успешно. Однако мы еще долго будем отставать от западных технологий.
Программа импортозамещения принятая Минэнерго РФ в 2015 году, нуждается в корректировке. Необходимо разработать план мероприятий по замене важнейших импортных материалов, катализаторов, добавок, технологий и т.д. на российские аналоги, а при их отсутствии создать соответствующую базу.

____________________________________
Национальные проекты Минэнерго России по внедрению 
инновационных технологий и современных материалов в нефтепереработке

Технология гидроконверсии тяжелого нефтяного сырья с целью получения высококачественных топлив, масел и сырья для нефтехимических процессов (ИНХС РАН); 

Катализаторы глубокой переработки нефтяного сырья на основе оксида алюминия (Газпромнефть, ИППУ СО РАН, ИК СО РАН);

Отечественная технология каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора для производства высококачественных автобензинов (НПП Нефтехим, Ильский НПЗ);

Производство присадок для добычи, переработки и транспортировки нефтепродуктов; 

Технология изомеризации С7-фракции – компонента высокооктанового бензина (НПП Нефтехим);

Импортозамещающее промышленное производство порошкообразного гидроксида алюминия высокой чистоты и шариковых носителей катализатора для нефтеперерабатывающей и нефтегазохимической отраслей промышленности России (ИК СО РАН);

Алкилирование изобутана олефинами на гетерогенных катализаторах (ИНХС РАН).

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: импортозамещение, катализатор, глубокая нефтепереработка

 

к следующей новости раздела

12 февраля 2019

Владимир Путин «дал добро» автобензинам «ТАНЕКО»

к предыдущей новости раздела

11 февраля 2019

САФМАР построит в Оренбуржье ГПЗ для переработки попутного газа

к следующей новости главной ленты

11 февраля 2019

"Татнефть" испытала белорусскую технологию для трудноизвлекаемой нефти

к предыдущей новости главной ленты

11 февраля 2019

Новые тенденции супервайзинга – среди тем конференции RDCR-2019 в Москве