Мазут в РФ резко подешевел из-за отказа от него за рубежом
Нефтекомпании не могут его хранить, а энергетики – использовать как топливо.
(
18 апреля 2022 13:45 , ИА "Девон" )
Биржевые цены на мазут рухнули 15 апреля почти на 16%. За день они опустились до уровня начала прошлого года. C 24 февраля мазут в России подешевел почти вдвое под давлением снижающегося спроса за рубежом. Это произошло из-за санкций Евросоюза и США после начала военной спецоперации России в Украине. Сейчас российские заводы заинтересованы в распродаже мазута, поскольку иначе им грозит остановка из-за переполнения хранилищ. Об этом сообщает
«Коммерсант».
Нынешние 19,8 тыс. руб. за тонну - это минимальный уровень цены с января 2021 года. Тогда нефть стоила около $55 за баррель. Цены на мазут преодолели исторический максимум (более 35 тыс. руб. за тонну в феврале) на фоне роста мировых цен на нефть выше $100 за баррель. Но после начала специальной военной операции на Украине цены стали резко снижаться.
«Цены на мазут находятся на беспрецедентно низком уровне, снизившись с начала марта с порядка 30 тыс. руб. за тонну», — отмечает Олег ЖИРНОВ из КПМГ.
Мазут дешевеет из-за отказа от него зарубежных покупателей. По данным ЦДУ ТЭК, в 2021 году Россия произвела 43 млн тонн мазута. Около 40% выпуска мазута приходится на «Роснефть», 10% — на ЛУКОЙЛ, 15% — на «Сургутнефтегаз». В России потребляется порядка 10–12 млн тонн. Остальной объем экспортировался в основном в Европу. В последние годы крупным рынком для российского мазута также стали США, которые в марте ввели эмбарго на импорт энергоносителей из РФ.
Проблемы с продажей мазута грозят НПЗ затовариванием резервуарных парков. Компаниям придется снижать переработку или даже останавливать нефтеперерабатывающие заводы. О наличии рисков остановки НПЗ предупреждал второй по величине российский производитель нефтепродуктов ЛУКОЙЛ (позднее в компании
эту информацию опровергли – прим. ИА «Девон»). Первой крупной жертвой затоваривания парка в апреле стал татарстанский ТАИФ-НК. Нефтеперерабатывающий комплекс мощностью 8 млн тонн в год был вынужден приостановить работу.
В Минэнерго заявили, что знают о «частных случаях превышения фактического уровня заполненности хранилищ над нормальным». Они «прорабатываются министерством в рамках топливного штаба». По словам представителей министерства, волатильность биржевых цен, продолжающаяся всю прошлую неделю, вызвана общей конъюнктурой спроса. За последнюю неделю ликвидность торгов мазутом выросла в европейской части РФ в 1,5 раза, до более 6 тыс. тонн в сутки. А цены колеблются на уровне около 12 тыс. руб. за тонну.
В некоторых регионах есть технические возможности по переводу теплоэлектростанций на мазут, сказал ранее министр энергетики Николай ШУЛЬГИНОВ. Но пока переход на это топливо на ТЭС экономически не обоснован. Оптовая цена на мазут должна снизиться хотя бы до 4–5 тыс. руб. за тонну, чтобы энергетики начали рассматривать мазут как альтернативу газу. Причем выбросы СО2 при использовании мазута на 40% выше, отмечает источник издания.
Мазут проигрывает конкуренцию газу не только по цене. Он менее технологичен и требует особых условий хранения и транспортировки. Кроме того, мазут менее экологичен, добавляет заместитель гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр ГРИГОРЬЕВ. По его оценкам, при цене газа для промышленных потребителей в Московской области, чуть выше 5 тыс. руб. за тысячу кубометров, цена мазута должна быть такой же. Дело в том, что теплотворная способность мазута примерно в 1,2 раза выше, чем у газа.
В энергокомпании «Т Плюс» также говорят, что биржевые индексы нефтепродуктов все еще достаточно высокие. В «Т Плюс» мазут не используется для производства электроэнергии. Он необходим для проверки оборудования перед началом отопительного сезона на тех станциях, где он является резервным топливом. В компании сформирован необходимый запас мазута, отмечают там.
Комментарий Информагентства «Девон».
Пока в Центральной России мазут дешевеет из-за невостребованности, на Дальнем Востоке все ровно наоборот. Так, власти Камчатки
заявляют о бедственной ситуации с ростом цен на топливо, Они просят помощи у федерального правительства и ведут переговоры с ЛУКОЙЛом и рассчитывают на помощь федеральных властей. А губернатор Владимир СОЛОДОВ предложил проработать возможность доставки топлива по Севморпути лихтеровозом.
Что касается приостановки «ТАИФ-НК», то здесь совпал ряд факторов. СИБУР после поглощения АО «ТАИФ» получил контроль над «Нижнекамскнефтехимом», «Казаньоргсинтезом» и ТГК-16. Нижнекамский завод ТАИФ-НК остался у прежних акционеров ТАИФа.
В основе предприятия лежит установка ЭЛОУ-АВТ-7, которая создавалась в едином технологическом комплексе с НКНХ. Поэтому у ТАИФ-НК нет своих мощностей по отгрузке и хранению прямогонного бензина (нафты). С НПЗ трубопровод идет на «Нижнекамскнефтехима».
В апреле НКНХ, будучи единственным покупателем, оказался принимать нафту. НКНХ из-за санкций столкнулся с затовариванием складов. Всего НПЗ поставляет нефтехимикам порядка 1,3 млн т прямогонного бензина ежегодно при общем объеме переработки порядка 8 млн т нефти. Прямогонный бензин — это результат первого передела, без которого последующие невозможны, сообщал
«Бизнес Онлайн». Поэтому и останавливать приходится все установки сразу. Пока же на ТАИФ-НК продолжают выплачивать зарплату работникам. Коллектив решили сохранить.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Мазут, Кризис, ТАИФ-НК, энергетика, Минэнерго