Архив новостей

Декабрь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как создавали нефтепереработку Дальнего Востока

История Хабаровского и Комсомольского НПЗ- от сезонной работы до перехода на экологичное топливо.

(27 октября 2025 12:29 , ИА "Девон" ) Не так давно стало известно, что на Дальнем Востоке могут построить третий нефтеперерабатывающий завод – впервые за почти сто лет. Газпром намерен построить его к 2033 году на Сахалине. Это особенно важно на фоне топливного кризиса в России.

Сегодня оба «дальневосточных» НПЗ находятся в Хабаровском крае. Об истории их создания рассказывается в статье «У высоких берегов Амура» (автор - Григорий ВОЛЧЕК), опубликованной изданием «Нефтянка».  Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

КОГДА АМУР ПОКРЫВАЛСЯ ЛЬДОМ…

Строительство первенца дальневосточной нефтепереработки — Хабаровского НПЗ имени Серго Орджоникидзе – началось в сентябре 1930 года. По меркам ударных строек первых пятилеток оно продвигалось достаточно медленно. Тем не менее, ровно через 5 лет после «первого колышка» завод был пущен в эксплуатацию.

Комбинированная крекинг-установка производила автомобильный бензин, тракторный керосин (лигроин) и топочный мазут. Позднее была введена в строй асфальтобитумная установка. Одновременно с производственными мощностями был построен жилой поселок (соцгородок), клуб и детский сад.

Нефть на переработку поступала с северного Сахалина. Южная часть острова, согласно Портсмутскому мирному договору 1905 года, принадлежала японцам. Доставка нефти велась баржами по Татарскому проливу и далее по Амуру.

В связи с этим она носила сезонный характер и зависела от навигационного периода и метеорологических условий. Когда Амур покрывался льдом, завод останавливался. Это нетипично для продвинутой нефтепереработки, предполагающей непрерывный цикл работы.

В начале Великой Отечественной войны на фронт ушло более 200 рабочих завода. Впоследствии количество мобилизованных удвоилось. Нехватка рабочих рук компенсировалась введением 12-часового рабочего дня и активным привлечением женщин и подростков. Квалификацию новые работники и работницы повышали непосредственно на предприятии.

В 1943 году на базе завода открылось ремесленное училище. Там готовили операторов, мастеров контрольно-измерительных приборов, слесарей, сварщиков, электромонтеров и лаборантов. «Ремеслуха» обеспечивала, говоря современным языком, дуальное образование – ребята одновременно учились и работали.

ПРОБКИ ДЛЯ ГРАНАТ.

В октябре 1941 года завод, наряду с выпуском топлива и битума, освоил производство военной продукции – пробок для ручных гранат, мин, авиационных бомб и артиллерийских снарядов. Вскоре спеццех выпускал в месяц более 1 млн пробок шести различных видов. Состав сырья для пробок и технология получения изоляционного лака были разработаны на заводе.

Расширился и ассортимент основной продукции. Предприятие освоило производство авиабензинов Б-70, Б-74 и Б-78 путем компаундирования прямогонного бензина с высокооктановым компонентом — изооктаном.

В 1943 году установка первичной переработки нефти была дооборудована вакуумной колонной, вырабатывавшей смазочные масла для нужд сельского хозяйства. Вскоре начался выпуск нового продукта – трансмиссионного масла (нигрола).

Всего за годы войны Хабаровский НПЗ переработал более 1,8 млн тонн нефти. За 1935 — 1945 гг. выпуск продукции завода увеличился в 3,5 раза. После войны предприятие стало получать на переработку башкирскую нефть, за счет которой перешло на круглогодичную работу.

Сегодня НПЗ входит в АО «Независимая нефтегазовая компания» (ННК). Предприятие перерабатывает 5 млн тонн нефти в год с глубиной переработки 92% и выходом светлых нефтепродуктов 72%.

Ассортимент продукции широк – автомобильный и прямогонный бензин; сжиженный газ; реактивное топливо; керосин; арктическое, зимнее и летнее дизельное топливо; флотский и топочный мазут; вакуумный газойль; дорожный, кровельный и строительный битум; твердая и жидкая углекислота.

Справка ИА «Девон»:
В 2026 году на Хабаровском НПЗ собираются переработать 5,19 миллионов тонн сырья. Это позволит произвести 693 тысячи тонн бензина и 1,11 млн тонн ДТ. В начале октября 2025 года сообщалось, что установки предприятия загружены на 100%. Это должно помочь преодолеть дефицит топлива на заправках региона.

НА САХАЛИНСКОЙ НЕФТИ.

В 1938 году Наркомат топливной промышленности СССР принял решение о строительстве НПЗ в молодом городе Комсомольск-на-Амуре. В конце 1939 года был создан строительный трест «Дальнефтезаводстрой» и началась большая стройка. Предполагалось использование для переработки сахалинской нефти.

Начавшаяся Великая Отечественная война заставила пересмотреть проект в сторону сокращения переработки. В ноябре 1942 года был пущен в эксплуатацию нефтепровод Оха — Софийск протяженностью 387 км.

Вскоре состоялся пуск завода в составе одной атмосферной трубчатки мощностью 0,5 млн тонн нефти в год. Первый железнодорожный состав с ценным топливом (бензином) отправился на Сталинградский фронт.

Поскольку сахалинская нефть из Софийска (Циммермановки) доставлялась на завод баржами по Амуру, предприятие работало только в сезон речной навигации. Зимой проводился ремонт оборудования, а часть рабочих НПЗ трудилась на лесозаготовках. На круглогодичную работу завод перешел только в 1952 году, когда была достроена труба от Софийска до Комсомольска.

За годы войны более 500 работников завода были призваны на фронт. На их место пришли женщины и подростки. Их пришлось обучить сложным технологическим процессам непосредственно на месте, на специально организованных курсах и в вечерней школе рабочей молодежи.

Существенную помощь заводчанам оказали эвакуированные и командированные специалисты с Хабаровского, Грозненского и Дрогобычского НПЗ (Львовская область). На Комсомольском НПЗ работали 25 фронтовых бригад, перевыполнявших производственные планы в два и более раз.

ТОПЛИВО ДЛЯ ЛЕНД-ЛИЗОВСКОГО МАРШРУТА.

Всего за время войны завод поставил фронту 85 тыс. тонн авиационного бензина, 75 тыс. тонн судового топлива (флотского мазута), 31 тыс. тонн тракторного керосина (лигроина) и 20 тыс. тонн автомобильного бензина.

НПЗ полностью обеспечил горючим легендарный ленд-лизовский авиамаршрут «Аляска-Сибирь» (Алсиб) Фэрбенкс – Уэлькаль — Сеймчан — Якутск — Киренск – Красноярск. По этой трассе Советский Союз получил из США 7,8 тыс. военных самолетов разных типов и 19 тыс. тонн военного и медицинского оборудования, запчастей, продовольствия и почты. Кроме того, было перевезено около 130 тыс. пассажиров.

Сегодня Комсомольский НПЗ входит в состав «Роснефти» и перерабатывает более 7 млн тонн нефти в год. Сырьем для него является западносибирская и сахалинская нефть, поставляемая по трубопроводам и железной дороге. Основная продукция — автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут.

Прим. «Информ-Девон»:

10 апреля 2025 года на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе загорелась обшивка ректификационной колонны. Несмотря на сильное пламя, пострадавших удалось избежать. Разлива нефтепродуктов при этом не было, заявили в руководстве НПЗ. Предприятие продолжило выпускать нефтепродукты в полном объеме после возгорания. Для этого были задействованы резервные мощности.

В августе этого года стало известно, что Комсомольский НПЗ приступил к выпуску бензина АИ-98 класса «Евро-5». Таким образом, предприятие полностью перешло на выпуск топлив этого стандарта. Продолжается строительство комплекса гидрокрекинга, который позволит увеличить глубину переработки нефти.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Роснефть НПЗ, история, Сахалин, моторное топливо

 

к следующей новости раздела

1 ноября 2025

Индия готовится к топливной независимости

к предыдущей новости раздела

21 октября 2025

Глава Самарской области поможет страдающим от дронов нефтяникам

к следующей новости главной ленты

27 октября 2025

В Новом Уренгое покажут технологии для нефтегаза

к предыдущей новости главной ленты

27 октября 2025

В Москве соберутся производители и потребители автомасел