Экспортную пошлину предлагают отменить, но поднять НДПИ
Налоговый маневр в нефтянке будет рассмотрен на президентской комиссии по ТЭК
Заседание президентской комиссии по ТЭК, на которой будет обсуждаться налоговый маневр в нефтяной отрасли, планируется провести в июне, сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. Налоговый маневр, который реализуется с 2014 года, предполагает поэтапное повышение НДПИ на нефть с одновременным снижением экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и на нефть, сообщает oilexp.ru.
В результате экспортная пошлина на нефть в 2014 году рассчитывается по формуле, включающей коэффициент 0,59 к средней цене мониторинга. В 2015 году коэффициент должен составить 0,57, а в 2016 году — 0,55.
Ставка экспортной пошлины на дизтопливо уменьшается в 2014 году до 65% с 66% от пошлины на нефть и далее будет снижаться до 63% в 2015 году и 61% — в 2016 году. Для остальных нефтепродуктов, кроме бензина, сохраняется ставка в размере 66% от пошлины на нефть. Введение новых коэффициентов позволит в 2014-2016 годах сохранить в нефтяной отрасли порядка 50 миллиардов рублей и компенсировать негативный эффект от повышения НДПИ
Помимо Минэнерго свой вариант разработал и Минфин. «Ведомостям» его чиновники назвали этот сценарий «два прыжка»: реформу предлагалось провести всего за два года — в 2015-2016 гг.
Минфин предлагал в 2015 г. снизить предельный коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть до 42% (сейчас 59%, снижение до 57% предусмотрено действующим бюджетным планом), а в 2016 г. — до 28%. Тогда пошлина сравнялась бы с казахстанской — $80. Также должны были снизиться пошлины на темные и светлые нефтепродукты. НДПИ Минфин предлагал повысить в 2015 г. до 750-780 руб., в 2016 г. — до 1010 руб. (сейчас в бюджете в 2014 г. — 493 руб., в 2015 г. — 530 руб., в 2016 г. — 559 руб.).
Но ускоренный вариант не понравился Минэнерго: это будет шоком для индустрии, маневр ударит по рентабельности многих компаний. Снижение пошлин привело бы к росту внутренней цены на нефть. Многие НПЗ сейчас ориентированы на выпуск низкомаржинальных продуктов, например мазута, повышение цен на нефть приведет к тому, что они окажутся на грани рентабельности. Маневр надо растянуть до 2018 г., когда компании успеют завершить модернизацию своих НПЗ.
Вариант Минфина был отклонен как слишком радикальный. Этот вопрос до президентской комиссии по ТЭКу должен быть рассмотрен на совещании у премьер-министра, говорят участники обсуждения.
Постепенный маневр проводится с этого года, но пошлины снижаются очень медленно (в 2016 г. — до 54%). Минфин настаивал на ускорении снижения ставок из-за создания в 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС, соглашение должно быть подписано президентами России, Белоруссии и Казахстана в четверг), а к 2025 г. — единого нефтегазового рынка ЕАЭС. Для российского бюджета это риски: Белоруссия перестанет перечислять пошлину от экспорта нефтепродуктов (около $4 млрд в год), произведенных из российской нефти (страна получает без пошлин нефть — в этом году 23 млн т), и может ввести экспортные пошлины намного ниже российских. Тогда российским компаниям будет выгоднее экспортировать нефть через Белоруссию.
Снижение пошлин на нефть может привести к росту внутренней цены на сырье и, соответственно, на бензин, но Минфин компенсировал бы издержки снижением акцизов. При снижение не только пошлин, но и акцизов большой налоговый маневр был бы выгоден нефтяникам. Риски возникли бы у производителей нефтехимии и авиакеросина: рост цен на нефть и, следовательно, на нафту снизит маржу этих компаний, а сэкономить на снижении акцизов они не смогли бы — этот налог они не платят.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Налоговый маневр, Минэнерго, Минфин