Эксперты заявляют о рисках для российских НПЗ из-за санкций
Форс-мажор на НОРСИ показал необходимость инвентаризации программы модернизации нефтепереработки.
(
19 января 2024 18:05 , ИА "Девон" )
В январе ЛУКОЙЛ сократил выпуск бензина из-за аварии на Нижегородском НПЗ. Это произошло из-за поломки зарубежного компрессорного оборудования. Поставки комплектующих к нему из-за санкций невозможны. Эксперты говорят, что подобная ситуация может повториться и на других заводах. О том, как решать эту проблему, говорится в статье на портале
Mashnews. Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
ЧТО ПОКАЗАЛА АВАРИЯ НА НПЗ ЛУКОЙЛА.
«ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» — один из крупнейших производителей бензина в России. В 2023 году на нем среднем производилось 410 тыс. тонн бензина в месяц. Сломавшаяся установка каткрекинга была запущена в эксплуатацию в 2015 году. Инвестиции в проект тогда оценивали в $1 млрд.
На предприятии остановили одну из двух установок каталитического крекинга, ключевых для производства бензина. Вторая установка каткрекинга сломалась в конце декабря, но с тех пор была перезапущена (об этом – подробнее в
материале ИА «Девон»). В ЛУКОЙЛе обещают устранить неполадки к весне.
Правительство РФ в связи с аварией рассматривало возможность введения
запрета на экспорт бензина. Позднее Министерство энергетики заявило, что необходимости в ограничении экспорта нет, так как нет предпосылок для роста розничных цен выше инфляции.
Таким образом, после введения западных санкций существенно выросли риски, связанные с использованием импортного оборудования на НПЗ. На начало 2022 года зависимость российской нефтепереработки от импорта составляла от 80 до 90%. В случае с катализаторами этот показатель доходил до 100%. Это чревато снижением эффективности российских НПЗ и срывом планов по их модернизации.
Из-за высокой зависимости от импортных катализаторов под угрозой оказалась модернизация 30 установок. Их должны были быть введены в эксплуатацию до 2027 году. Совокупная мощность установок должна составить 28,6 млн тонн дизельного топлива и бензина в год. Санкции угрожают и текущему производству топлива класса «Евро 5». Возможные потери оценивались аналитиками в 82 млн тонн бензина и «дизеля».
«ПЕРВИЧКА» УПАЛА, «ВТОРИЧКА» ВЫРОСЛА.
Впрочем, с начала 2022 года снизилась только первичная переработка нефти. В исследовании компании «ОМТ-Консалт» отмечается, что за 2022 год «первичка» упала на 3%, до 271,7 млн тонн. Однако в 2023 г. ситуация начала выправляться.
В 2022 году Россия произвела 42,54 млн тонн автобензинов. Это почти на 5% больше, чем в предшествующем году. За январь-октябрь 2023 г. было выпущено 36,11 млн тонн (+2,6%). Дизтоплива в 2022 году выпущено 85,28 млн тонн (+6%). За январь-октябрь 2023 г. рост производства составил 4%, до 73,03 млн тонн.
Ранее нефтекомпании подписали соглашения о модернизации НПЗ, напоминает гендиректор «НААНС-Медиа» Тамара САФОНОВА. Предприятия углубляют процессы переработки, а также наращивают долю светлых нефтепродуктов и нефтехимии.
«Результатом программы модернизации уже в 2023 году стал рост объемов производства бензина и дизельного топлива в России, - указывает Сафонова. - На государственном уровне с 2014 года ведется работа по ускорению импортозамещения технологий и оборудования». С поставкой оборудования помогают также дружественные и нейтральные страны.
ВЕРНУТЬСЯ К ОПЫТУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА?
Определить степень изношенности оборудования НПЗ и необходимости комплексной замены или элементов возможно только на основании консолидации данных самих собственников оборудования.
Основное оборудование для НПЗ Россия способна производить самостоятельно, отмечает зампредседателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий ГУСЕВ. Например, установки для первичной переработки уже все отечественные.
«Со вторичной сложнее, и здесь не стоит стремиться к 100%-му импортозамещению, - считает эксперт. - Заместить можно, но возникает вопрос экономической целесообразности и сроков. В этой ситуации может выручить промышленная кооперация, как это было во времена Варшавского договора. Тогда каждая страна-участница соглашения специализировалась на производстве конкретных товаров».
«В нефтепереработке Россия сейчас может кооперироваться с Китаем и Индией, - продолжает Гусев. - На крайний случай всегда остаются параллельный импорт и промышленная разведка».
Старший эксперт Института энергетики и финансов Александр ТИТОВ говорит, что зависимость от импорта остается высокой. При этом заказывать оборудование у российских производителей - не самый удобный вариант. Это будет «штучный» заказ для каждого завода, и цена получится слишком высокой.
«Скорее всего, российские НПЗ будут идти по пути поиска аналогов на рынке Китая, - полагает эксперт. - С параллельным импортом может быть сложность, потому что это не массовый товар. Если какой-то условный арабский НПЗ закажет себе аналогичную установку, то потом будет сложно объяснить, куда она в действительности уехала. Там сложный контроль и запрет на реэкспорт».
ОБНОВИТЬ ПРОГРАММУ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Риски особенно высоки сейчас для НПЗ, которые недавно модернизировались. На таких заводах установлены новые западные агрегаты. Их заменить сложнее, чем на более старых заводах. Однако в той или иной степени модернизацию проводили все ВИНКи. Прогнозировать, где может произойти очередная поломка, сложно.
«Ситуации, подобные инциденту с НПЗ ЛУКОЙЛа, - это форс-мажор, - указывает Дмитрий Гусев. - В любом случае, такие вопросы решаются в максимально сжатые сроки. Так, думаю, будет и с Нижегородским НПЗ. Нехватка топлива России не грозит. Сейчас приоритет отдается внутреннему рынку, который российские нефтепереработчики вполне способны обеспечить».
Стоит учесть и «зеленую» повестку, предполагающую снижение глобального спроса на углеводородное топливо. В «НААНС-медиа» рассматривают три сценария. Есть оптимистичный сценарий, в соответствии с которым к 2050 году нефтепереработка в России снизится на 14% от уровня 2022 года. Базовый предполагает падение на 29%, а пессимистичный - на 41%.
Поэтому предлагается провести инвентаризацию параметров программы модернизации НПЗ, включая анализ запланированных инвестиций. Тамара Сафонова считает, что нужно оценить, насколько эти программы сопоставимы с прогнозами спроса на моторное топливо на внутреннем и внешнем рынках.
Пока в рамках программы модернизации НПЗ планируется развитие ряда технологических процессов. Это первичная переработка, сернокислотное алкилирование, висбрекинг, газофракционирование, гидрокаталитическое производство масел, гидрокрекинг (в том числе и вакуумного газойля), гидроочистка, замедленное коксование, каткрекинг, каталитический риформинг бензина, а также сероочистка.
В перечень входит модернизация технологий получения ароматики, водорода, стабильного бензина, оксигенатов метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), полимер-модифицированных битумов (ПМБ), полимер-битумных вяжущих (ПБВ), полипропилена, серы и сжиженных углеводородных газов (СУГ).
Ранее «Информ-Девон» писало, что в России из-за санкций могут смягчить требования к ремонту для нефтеперерабатывающих предприятий. Власти совместно с участниками отрасли прорабатывают вопрос использования неоригинальных запчастей в рамках обратного инжиниринга. Однако создавать копии деталей по уже существующему образцу мешают нормы промбезопасности.
В прошлом году нефтепереработчики просили Правительство РФ на два года продлить сроки модернизации производств по инвестиционным соглашениям с Минэнерго. При этом они хотят сохранить действие инвестиционной надбавки.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез, Кризис, модернизация НПЗ, импортозамещение, Оборудование, Бензин, дизтопливо