Что мешает многолетнему проекту ТАИФа по глубокой нефтепереработке
В 2011 году ТАИФ из 6 вариантов технологии остановился на самом неожиданном и спорном — Veba Combi Cracker (VCC).
«Ее экономическая эффективность в 2–2,5 раза превосходит все известные технологии по генерации прибыли при переработке нефти. Общая прибыльность НПЗ вырастет в 1,7–2 раза», — строили планы в компании.
Глубина переработки нефти должна была повыситься с 73,5% до 95% (позже сообщалось уже и о 98,5%), а окупить затраты на установку планировалось за три с половиной года со дня запуска, то есть как раз примерно в 2020-м.
СУТЬ И НЕОЖИДАННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ
В основе VCC лежит технология, которую применяли в Германии во время войны: они научились получать топливо из угля. Затем ноу-хау продолжила развивать компания Veba, которая примерно 35 лет назад построила в Германии пилотную установку, но после почти 20 лет испытаний последняя была закрыта, поскольку при низких ценах на нефть оказалась нерентабельной.
Принцип технологии VCC разъяснили в российском союзе химиков. «Суть процесса в комбинировании стандартного газофазного гидрокрекинга, процесс которого реализован на многих НПЗ, с процессом жидкофазного гидрирования тяжелых нефтепродуктов в присутствии специальной добавки. Данная добавка позволяет выводить из процесса металлы, которые являются ядами, для дальнейших ступеней гидрокрекинга», — рассказала первый вице-президент российского союза химиков Мария ИВАНОВА.
В реакторе тяжелые нефтепродукты соединяются с водородом, а на выходе получаются синтетические нефтепродукты. Выход неразложимых остатков — менее 5% вместо 25% при традиционном способе, но и они могут служить ценным сырьем для металлургии. Проблема, однако, в том, что все это происходит, при температуре до 500°C и сумасшедшем переменном давлении — от 0 до 220 атмосфер. Для сравнения: давление в стандартном баллоне с пропаном, согласно ГОСТу, не должно превышать 16 атмосфер.
Для ведения процесса в таких условиях потребовалось изготовить уникальное по своей массе и габаритам оборудование — реактор, общая транспортная масса которого составляет 1,3 тыс. т, длина — 36,6 м, внутренний диаметр — 5,2 м, говорят в союзе химиков. Также в составе КГПТО построили и крупнейшую в Европе установку переработки природного газа в водород.
Но выяснилось, что в том виде, как она проектировалось, установка работать не может — судя по всему, не хватает прочности. Это косвенно признал Альберт ШИГАБУТДИНОВ, тогда гендиректор, а ныне председатель совета директоров ТАИФа:
«Состав суспензии, которая получается на первом этапе переработки, оказался по сравнению с теоретическими расчетами более сложным и еще к тому же более агрессивным… Это повлекло очень много вопросов, связанных с конструкцией установок, оборудованием и составом металлов, из которых они изготовлены. Пришлось очень глубоко уйти в гидродинамику, термодинамику, конструкторскую деятельность, материаловедение, металловедение».
ПУТЬ ПРОЕКТА
Компанию вместе с патентом выкупила англо-американская корпорация BP, которая в 2009 году тоже возвела опытную установку в США. Тем не менее сама она тиражировать VCC не стала, а в 2008–2009 годах провела тендер среди инжиниринговых организаций на право проектировать, продавать, распространять и создавать установки с ее использованием. Победителем оказалась американская компания Kellogg Brown & Root (KBR).
Именно у нее ТАИФ в конце 2011 года приобрел лицензию, а в 2012-м партнеры подписали соглашение о проектировании базовой установки.
Бывший гендиректор ТАИФ-НК Александр Бабынин продвигал тоже инновационную, но все же проверенную на множестве работающих установок технологию UOP Uniflex от компании UOP, входящей в корпорацию Honeywell. Он был категорически против выбора в пользу VCC и в 2011 году покинул ТАИФ. Сейчас Бабынин возглавляет ООО «Инко-ТЭК» из орбиты «Татнефти».
По сей день ТАИФ остается почти единственным коммерческим эксплуатантом VCC. Между тем изначально сообщалось, что технологию купили и две китайские структуры — Shaanzi Yang Chang Petroleum и госхолдинг BPEC. Потенциально намерения применять технологию якобы высказывали еще 30 организаций, в том числе группа Reliance, эксплуатирующая крупнейший НПЗ в Индии.
В 2015 году открылся небольшой завод в КНР, однако у него возникли трудности и он перешел на другое сырье.
Тем временем «Татнефть» на ТАНЕКО 2016 году запустила установку замедленного коксования нефтяных остатков. Процесс идет при нагревании без доступа кислорода, температура внутри установки достигает 300–500 °C. На выходе получается 75% дистиллятов, из которых можно получить моторное топливо, а остальное — кокс, который дальше утилизируют на ТЭЦ. «Когда мы строили ТАНЕКО, была четкая концепция — никаких экспериментов. И с первого раза все запустили. Есть такая пословица: лучшее — враг хорошего», — вспоминает первый гендиректор ТАНЕКО Хамза Багманов.
ТРУДНОСТИ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ
В конце 2012 года начались строительно-монтажные работы. Обычный срок строительства таких объектов, как КГПТО, — три года. Ростехнадзор выдвигал претензии, что работы запущены без разрешения на строительство. Об этом сказано в материалах татарстанского арбитража от 2013-го, когда ведомство дважды судилось с ТАИФ-НК.
В 2014 году генподрядчиком стало ООО «Гемонт», казанская «дочка» турецкой организации Gemont Endustri Tesisleri İmalat ve Montaj A.Ş. В феврале 2016-го турецкие строители устроили на объекте организованную забастовку — из-за падения рубля их зарплата в лирах упала на 60%.
2 ноября 2016 года в компрессорной одного из цехов КГПТО прогремел взрыв с возгоранием, госпитализированы пятеро работников предприятия. «Толстый металл оказался разорван, как ромашка, поднялся столб пламени», — вспоминает участник тех событий. Глава федерального Ростехнадзора Алексей Алешин сообщил, что аварию спровоцировала ошибка производителя оборудования.
«Мы планировали приступить к пусконаладочным мероприятиям еще в четвертом квартале 2016 года, однако, к сожалению, наши планы под корень срезала корейская компания (KHE) — поставщик уникального оборудования, для изготовления которого требовался особый подход, — сказал тогда Шигабутдинов. - Произведены со скрытым браком блоки воздушного холодильника секции высокого давления, в результате чего мы вынуждены были в авральном режиме срочно найти и заказать вне очереди блоки у французской компании Hamon».
Местное управление Ростехнадзора предъявило претензии и работникам самого ТАИФ-НК: проверяют лишь наличие документов к поставляемой технике, но не ведется их анализ. Сертификат соответствия к корейскому аппарату воздушного охлаждения оказался, как сказано в докладе Ростехнадзора, «подложным». «Если бы работники проявили бóльшую бдительность, то поставки на строительную площадку некачественного аппарата можно было избежать», — говорилось в докладе.
После этого пожары, менее резонансные, случались на КГПТО еще в 2018 и 2019 годах.
НЕПРИСТУПНЫЙ ГУДРОН
После завершения строительно-монтажных работ многочисленные попытки запустить установку на гудроне не увенчались стабильным успехом, поэтому, чтобы установка не стояла без дела, ее начали загружать вакуумным газойлем — сырьем, которое по проекту должно было получаться на самой установке VCC из тяжелых остатков с последующей доочисткой на финальной стадии.
С 2018-го благодаря КГПТО весь объем производимого на ТАИФ-НК вакуумного газойля перерабатывается с получением дизельного топлива, нафты и керосина.
«Перерабатывать газойль на КГТПО — все равно что купить мощный дорогой суперкар и использовать его как машину для гольфа, катаясь со скоростью 20 км/час», —высказал свое мнение один из участников рынка.
Гудрон же, как можно предположить, по-прежнему идет на старую установку висбрекинга с выделением неликвидного мазута. Этот мазут затаривается на складах, а потом, если нет спроса, время от времени сжигается в печах ТЭЦ-1.
«Есть попытки перехода на переработку гудрона, но результаты пока спорные», — сказал руководитель исполкома Нижнекамска, бывший начальник нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Айрат САЛАВАТОВ. – Гудрон сегодня перерабатывается на другой установке». По переработке на КГПТО гудрона положительных результатов проведенных пусконаладочных испытаний Ростехнадзору не было представлено, отметил он.
ЧТО НЕ НРАВИТСЯ РОСТЕХНАДЗОРУ
Для таких сложных технологических и особо опасных объектов (ОПО) существует четкий регламент. Во-первых, должны быть устранены все замечания Ростехнадзора. Во-вторых, если в процессе строительства в проектную документацию вносились серьезные изменения, она должна заново пройти экологическую экспертизу и получить положительное заключение Главгосэкспертизы. В-третьих, только после этого компания сможет получить от Ростехнадзора главный документ — ЗОС (заключение о соответствии всем промышленным нормам, в том числе соответствии проектной документации). Наконец, в-четвертых, имея на руках экспертизы и ЗОС, ТАИФ-НК сможет подать заявление в исполком Нижнекамского района на получение акта о вводе в эксплуатацию.
У ТАИФ-НК процесс застопорился уже на первой стадии — замечаниях Ростехнадзора. Проверка прошла 2 апреля и показала: претензии остаются. ТАИФ предъявил Ростехнадзору иск в татарстанском арбитраже, требуя признать проверку успешно пройденной, а замечания — устраненными.
«Большая редкость, чтобы с Ростехнадзором кто-то по этой причине судился, — считает Багманов. —В целом такие объекты редко с первого раза проходят итоговую проверку, обычно дело ограничивается предписаниями. Если спор дошел до суда, значит, там замечания принципиального характера».
ТАИФ оспаривает предписание, где содержится всего одна претензия: испытания установки в 2017 году проведены «не в полном объеме». В частности, не были достигнуты проектные значения по переработке основного сырья — гудрона — и не получена пробная партия керосина. Срок исполнения предписания — до 10 сентября.
Есть еще одно предписание, тоже составленное 2 апреля, где содержится длинный список претензий к установке, которые издание сводит к следующим пунктам:
1. Ведомство не устраивает сам факт работы установки VCC уже на протяжении трех лет без ЗОС и разрешения на ввод в эксплуатацию. О том, что установка активно функционирует, свидетельствуют показания расходомеров. Кроме того, согласно данным проверки, объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, а у сети газопотребления нет необходимой лицензии.
2. Многочисленные изменения в конструкции по сравнению с проектной документацией не прошли экспертизу безопасности, т. е. не получили положительного заключения Главгосэкспертизы. В акте эти изменения подробно перечисляются: заменены марка стали в отдельных несущих конструкциях, различные насосы (и их отдельные элементы), изменены трассировка трубопроводов, упомянутые выше теплообменные аппараты и т. д.
3. «Не исключена возможность нарушения герметичности системы», — считают проверяющие. При этом для установки VCC подобное принципиально важно. В материалах проверки объясняется, что температура сырья в реакторе колеблется от 464 до 472 °C. Причем вакуумный газойль самовоспламеняется уже при 350 °C, потому любой контакт с кислородом чреват пожаром, что, по данным донесений МЧС, и произошло в ноябре 2019 года. Чтобы убедиться в безопасности всех сосудов, трубопроводов и соединений, опять же нужны новые испытания.
«УЧИТЫВАЯ УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА»
Срок исполнения требований — 31 августа, однако в Главгосэкспертизе сообщили, что ведомство повторную экспертизу итоговой проектной документации КГПТО не проводило и не проводит.
На протяжении 2016–2018 годов ведомство утвердило только четыре отдельных объекта: в 2015-м — блок измельчения и транспортировки свежей добавки, в 2016-м — коллектор водовода речной (технической) воды от НК ТЭЦ (ПТК-1) до площадки КГПТО, а также строительство кабельно-воздушных линий КВЛ 110кВ, в 2018-м — трансформаторная подстанция товарно-сырьевого парка.
«Последней проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, является объект „Строительство новой печи для нагрева вакуумного газойля в цехе №01 КГПТО“. Дата выдачи заключения — 8 мая 2020 года. На данный момент (начало июля 2020 года — прим. ред.) в казанский филиал Главгосэкспертизы России заявлений на проведение экспертизы проектной документации по объектам комплекса больше не поступало», — отметили в ведомстве.
«Учитывая уникальность проекта и возникавшие осложнения в процессе строительства, было бы правильно, чтобы ТАИФ проинформировал общественность о тех дополнительных мерах обеспечения промышленной и экологической безопасности, которые приняты на КГПТО», — подытоживает Багманов.
Справка ИА Девон
В 2019 году «ТАИФ-НК» переработал 8,3 млн тонн нефти и произвел 5,2 млн тонн светлых нефтепродуктов — дизельного топлива, прямогонного бензина, автомобильного бензина, авиакеросина и технического керосина, сжиженных углеводородных газов (СУГ). Выработано 3 млн тонн темных нефтепродуктов. Весь прямогонный бензин (1,6 млн тонн) и СУГ с «ТАИФ-НК» направляются на «Нижнекамскнефтехим» (группа «ТАИФ»).
Уровень загрузки первичных мощностей АО «ТАИФ-НК» по сырью в минувшем году составил 99,8%. Для сравнения: среднероссийский показатель - 88,6%.
Выручка-нетто в 2019 году упала на 9,2% - до 207 млрд рублей. Она снизилась из-за падения биржевых цен на продукцию нефтепереработки.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: ТАИФ-НК, КГПТО, глубокая нефтепереработка, история