Пропускная способность магистрального нефтепровода с подогревом в Коми увеличена в полтора раза
Это стало необходимым из-за роста добычи высоковязкой нефти на Ярегском месторождении.
(
9 декабря 2019 07:09 , ИА "Девон" )
«Транснефть – Север» поэтапно увеличила пропускную способность магистрального нефтепровода Уса – Ухта с 16,3 до 24,3 млн т в год. В него поступает нефть Ненецкого автономного округа и Коми, сообщает издание «Трубопроводный транспорт нефти».
Модернизация позволит принимать еще до 3,5 млн т нефти с Ярегского месторождения в Республике Коми. До конца этого года по нефтепроводу Ухта – Ярославль пройдут 2,2 млн т высоковязкой нефти, что на 600 тыс. т больше прошлогодних объемов. Всего до конца года по нему пройдет 19,4 млн т нефти, а в 2020 году – 19,7 млн т.
В последнее время резко
возросла добыча на Ярегском нефтешахтном месторождении с остаточными запасами порядка 100 млн т. Если в 2012 году на Яреге добывалось 244 тыс. т, то в 2019 г. - уже 2,2 млн т. Рост добычи привел к необходимости расширения пропускной способности и на участке Ухта – Ярославль.
Долгое время нефть с Ярегского месторождения перевозилась только в цистернах по железной дороге. Сырье стало поступать в магистральный нефтепровод, когда нефтяники построили от Яреги до Ухты теплоизолированную трубу длиной около 30 км. На приемо-сдаточном пункте ЛУКОЙЛа нефть с Яреги смешивалась с более легкой. Она сначала поступала с Тэбукского месторождения, потом с МН Уса – Ухта.
Сейчас среди крупнейших месторождений, которые обеспечивают заполнение нефтепровода, – Усинское, Возейское, Харьягинское и группа месторождений российско-вьетнамского СП «Русвьетпетро».
В 2006 году были запущены две нефтеперекачивающие станции НПС – «Печора» и «Таежная», реконструирована главная НПС «Уса». Тогда же впервые в Транснефти построен пункт подогрева нефти «Чикшино», позволяющий снизить вязкость нефти и увеличить пропускную способность нефтепровода.
Поэтому в 2017 году было решено увеличить мощность нефтепровода Ухта – Ярославль с 20,3 до 23,4 млн т. В 2018 году были построены три резервуара по 10 тыс. куб.м., два пункта подогрева нефти, узел смешения нефти на НПС «Ухта-1» и другие объекты.
Для увеличения пропускной способности на нефтепроводе Ухта – Ярославль оборудованы пять установок по вводу противотурбулентных присадок. Они находятся на НПС «Урдома», «Приводино», «Нюксеница», «Погорелово» и «Грязовец».
На маршруте Ухта – Ярославль используется противотурбулентная присадка, выпускаемая ООО «Транснефть – Синтез». Кроме того, на НПС «Приводино» в Вологодской области смонтирован еще один пункт подогрева нефти с шестью теплообменниками. Там поток тимано-печорской нефти еще раз подогревается.
Первый пункт подогрева нефти (ППН) появился в системе «Транснефти» на НПС «Чикшино» на нефтепроводе Уса – Ухта. В качестве теплоносителя в нем используют горячую воду. Пункт подогрева нефти на НПС «Ухта-1» состоит из пяти теплообменных аппаратов, покрытых кожухом для предотвращения потери тепла.
Внутри них - два контура труб, по одному из которых поступает нефть. По второму циркулирует нагретый до 80 С пропиленгликоль, благодаря чему нефть разогревается примерно до 40 С. При обычном режиме перекачки задействуются три теплообменных аппарата, два в резерве. Еще один ППН с шестью теплообменными аппаратами введен на НПС «Приводино».
Одна из главных проблем при транспортировке парафинистой тимано-печорской нефти – образование на стенках трубопроводов асфальтосмолопарафиновых отложений, - отмечает начальник товарно-транспортного отдела АО «Транснефть – Север» Сергей Якубив, - Повышение температуры снижает вязкость и увеличивает пропускную способность нефтепроводов. Поэтому компания стремится оптимально использовать пункты подогрева нефти, применяет депрессорные и противотурбулентные присадки.
Депрессорные присадки используются для уменьшения температуры застывания парафинистой нефти. Под их действием прекращается рост кристаллов парафина.
Противотурбулентные присадки уменьшают турбулентность в трубопроводах и снижают трение. Это позволяет увеличить пропускную способность без капитальных затрат.
«Проект по увеличению способности магистрального нефтепровода Ухта – Ярославль стал самым крупным для компании за десять лет, - добавил, генеральный директор АО «Транснефть – Север» Рустэм Исламов, - Строительство велось без остановки перекачки, рядом с уже существующими объектами».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транснефть, Коми, СВН, трубопроводы, Оборудование