На Сахалине запустят экспортное производство водорода
На экологичное топливо также могут перевести «голубые вагоны».
(
6 февраля 2023 00:03 , ИА "Девон" )
Экспорт российского водорода в 2030 году может составить 2,2 миллиона тонн, а выручка от его продажи - $12,7 миллиарда. Такие цифры указаны в комплексной программе развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики, подготовленной Минэнерго РФ. Важным экспортером должна стать Сахалинская область, где формируется Восточный региональный водородный кластер. Об этом пишет
«Российская газета».
«Переход к водородной энергетике - это ответ на вызовы устойчивого развития в условиях энергоперехода, - отметил директор Сахалинского климатического центра Евгений ГЕТЦ. - И Сахалинская область позиционирует себя как один из элементов системы потребления водорода в АТР».
Однако из-за реалий последних месяцев множество водородных проектов потеряли актуальность, говорит замгендиректора аналитического центра ТЭК Российского энергетического агентства Минэнерго России Дениса ДЕРЮШКИНА.
«При этом Сахалин на удивление сохраняет динамику и амбициозность, - указал Дерюшкин. - Здесь остается единственный из пяти кластеров с потенциалом крупнотоннажного производства водорода. Но в связи с изменениями в мире мы переходим от концепции водорода как экспортного продукта к концепции водородных технологий как экспорта".
Поэтому программа развития и низкоуглеродной водородной энергетики переформатирована с фокусом на технологии и внутренний рынок. Причем место производства и место потребления водорода должны быть максимально локализованы, чтобы уменьшить расходы на логистику.
«У нас два самых продвинутых проекта на острове, - поделился директор проекта проектного офиса по водородной энергетике госкорпорации "Росатом" Валентин ДЬЯКОВ. - Первый - водородный завод. Там будет организовано получение водорода методом прямой конверсии метана с улавливанием СО2 и захоронением его в естественные подземные хранилища».
«В дальнейшем водород будет сжижаться и доставляться конечному клиенту, - пояснил Дьяков. - Работы идут в соответствии с графиком. Мы планируем отгрузку первой партии продукции уже в 2025 году. Второй проект - водородный поезд. К 2025 году намерены запустить серию электричек совместно с РЖД и Трансмашхолдингом. Появятся два заправочных комплекса и основная инфраструктура».
Внутренний рынок водорода может вырасти и в связи с развитием других видов транспорта.
«С губернатором региона Валерием ЛИМАРЕНКО мы обсудили возможность поставок по концессии 105 электробусов и 20-30 водоробусов в 2023 году, - рассказал гендиректор компании "Криомаш-БЗКМ" Кирилл ЛЯТС. - Наш водоробус по цене будет не дороже электробусов. При этом мы готовы включить в поставку также заправку с электролизером на 20 машин».
«Кроме того, мы обратились к идее "голубого вагона", - прокомментировал Кирилл Лятс. - Так называется проект электрохимической станции, которая, как угольный тендер к паровозу, пристегивается к локомотиву и снабжает его электроэнергией. А внутри этой станции - большой бак с жидким водородом. "Голубой вагон" может выйти на линию уже в текущем году».
«Единственное, в железнодорожной технике надо применять не компримированный водород, а сжиженный, - отметил гендиректор "Криомаш-БЗКМ". - Мы хотим сделать установку по сжижению водорода, совмещенную со сжижением углекислого газа. Жидкий СО2 во всем мире используется для быстрой заморозки продуктов, а на Сахалине много бизнеса, связанного с марикультурой. Есть плавучие и наземные рыбозаводы. Соответственно, углекислота будет востребована».
Специалисты видят перспективы в использовании метановодородных смесей в малой энергетике. За этим будущее, считает директор Центра исследований и научных разработок в области энергетики "Водородные технологические решения" Максим САВИТЕНКО.
«Мы изучали энергосистему Курильских островов, стоимость завозного дизельного топлива, - сообщил он. - Если в органическое топливо подмешивать водород, то и коммунальная экономика начинает "биться". При концентрации водорода в топливе до 20% не нужно делать серьезную модификацию оборудования. Возможно, дополнительно потребуется лишь разработка горелочного устройства. Ну и, чтобы повысить КПД, - конденсатор выходящих газов».
Предполагается также поставка сжиженного водорода на космодром Восточный. Соответствующее соглашение было подписано между Росатомом и Роскосмосом на полях VII Восточного экономического форума в сентябре прошлого года.
«Объемы поставок не столь велики, - признал Дьяков. - Но договор важен как своей логистической составляющей, так и глобальностью задачи. Без водорода тяжелые и сверхтяжелые ракеты, которые выводят грузы и спутники на орбиту, просто не полетят».
«Задача непростая, - пояснил топ-менеджер Росатома. - Точка удаленная, доставить туда газ надо быстро и гарантированно, а сжиженный водород хранится не слишком долго. Мы рассматриваем возможность перевозки водорода в танк-контейнерах. И куда отвезти такой изоконтейнер - в Китай или на космодром Восточный - уже становится непринципиальным».
В Росатоме разрабатывают технологии хранения водорода по двум направлениям. Первое - это баллоны для сжатого водорода, прежде всего композитные. Второе направление - металлогибридное хранение как самый безопасный способ, сообщил руководитель направления частного учреждения "Наука и инновации" ГК "Росатом". Мирон БОРГУЛЕВ. Сахалинский кластер интересен как новый рынок, как место апробации технологий, которые будут тиражироваться, на Дальнем Востоке и в Арктике, считает он.
Справка Информагентства «Девон»:
Росатом намерен в этом году начать строительство на Сахалине водородного производственного комплекса. В октябре 2022 года «Русатом Оверсиз» и китайская CEEC (входит в China Energy Engineering Group) договорились о создании нового предприятия в 2025 году. Сначала должны быть запущены мощности до 30 тыс. т водорода в год, в 2030 году — до 100 тыс. Помимо Китая Росатом рассчитывает наладить экспорт водорода в Японию, Южную Корею и Вьетнам.
Росатом также отвечает за производство и поставку водородного топлива, организацию и эксплуатацию заправочной инфраструктуры для будущего водородного поезда. В проекте участвуют правительство Сахалинской области, РЖД и Трансмашхолдинг.
Вместе с тем, Московский физико-технический институт (МФТИ) работает над запуском центра водородного инжиниринга с опытным полигоном Восточного водородного кластера на Сахалине. Там будут спроектированы, изготовлены и испытаны образцы оборудования и транспорта.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Сахалин, Водород, Транспорт, планы