Часть водных судов переведут на СПГ, водород и электричество
Альтернативные виды топлива в РФ помогут увеличить внутреннее потребление природного газа, который стало сложнее экспортировать.
(
9 апреля 2024 06:05 , ИА "Девон" )
Санкции и снижение судоходства в российской Балтике снизили интерес российских судовладельцев к строительству судов на сжиженном природном газе. Но это не означает, что этот сегмент не будет развиваться, пишет издание
"ПортНьюс".
ГАЗОВОЗЫ ПЕРЕВЕДУТ НА СПГ.
В России еще остаются ниши для внедрения альтернативных видов топлива на водном транспорте. И это, несмотря на санкции и разворот внешней торговли на Восток.
РФ обладает огромными запасами природного газа, который сейчас стало сложнее продавать на экспорт ввиду западных санкций. Использование этого ресурса внутри страны более чем уместно. Следует учитывать экологичность этого вида топлива при его использовании на водном транспорте.
Работающие на фиксированной линии паромы — одна из хороших ниш для применения СПГ, особенно на Балтике. Балтийское море входит в зону особого контроля за выбросами оксидов серы с судов — ECA.
Там имеется и вся необходимая для их заправки инфраструктура. Она включает специализированный танкер-бункеровщик «Дмитрий Менделеев» и два малотоннажных производства СПГ («КС Портовая» и «Криогаз Высоцк»).
Неудивительно, что на линию Усть-Луга — Балтийск к 2028 году планируется поставить два новых парома на СПГ в дополнение к двум действующим («Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский»).
Другая ниша для применения сжиженного природного газа на водном транспорте — сами газовозы. Логично использовать часть перевозимого груза в качестве топлива.
В настоящее время «Крыловский государственный научный центр» работает над эскизными проектами отечественных газовозов. Работу планируется завершить в 2024–2025 годах. В качестве энергоустановок рассматриваются дизельные, паротурбинные и газотурбинные.
Тем временем, российская компания «ГТИ» успешно импортозаместила
судовые хранилища СПГ на основе мембранной технологии. Это наиболее распространенная технология в мире. GTI планирует запустить их производство в Рязани осенью 2024 года.
Кроме того, для работы в Арктике строятся нефтяные танкеры, работающие на сжиженном природном газу. Суда на СПГ могут быть востребованы и на Каспии. Дело в том, что Иран заинтересован в создании СПГ-хаба в партнерстве с Катаром и Россией. Проект может быть реализован в рамках освоения газоконденсатного месторождения Парс.
При этом Россия и Иран хотят развивать транскаспийские морские перевозки в рамках МТК «Север — Юг». Для этого необходимо строительство соответствующего флота. В связи с этим прорабатывается возможность строительства судов на газу.
НА ЧЕМ БУДУТ ЕЗДИТЬ РЕЧНИКИ?
Сжиженный газ имеет перспективы и на речном пассажирском водном транспорте. Уже успешно функционирует судно «Чайка СПГ». Самарская область и Республика Коми выражали интерес к заказу серии подобных судов.
В этом сегменте конкуренцию таким судам могут составить электросуда на водородных топливных элементах. Речь идет о строительстве серии прогулочных катеров на верфи «Эмпериум» под Санкт-Петербургом.
Об этом рассказал президент Центра водородных технологий АФК «Система» Юрий ДОБРОВОЛЬСКИЙ. Правительство города разместило заказ на 10 катеров. Совокупно предполагается построить порядка 50 таких судов, в том числе для зарубежных заказчиков.
Для замещения импортного оборудования в 2024 году должно быть запущено собственное производство установок электролиза для получения водорода. В 2025 году планируется начать выпуск топливных элементов.
Мощность двигателя производства АФК «Система» составит 60 кВт, вместимость катеров — 20 человек. Преимущество этих судов перед классическими электросудами состоит в отсутствии необходимости создания сети розеток на причалах. Достаточно одной заправки.
«Газ не решает всех проблем экологии, в то время как водород решает, - говорит Добровольский. - Там, где вы его используете, вы точно не производите никаких вредных выбросов».
В этой связи стоит упомянуть проект «Первый экокорабль Байкала». В ее рамках строится судно на водородных топливных элементах по проекту, разработанному Крыловским ГНЦ. Судно вместит 10 пассажиров.
Подобные суда также являются нишевыми. Они востребованы в крупных городских агломерациях и в местах, где критически важна экологичность транспорта. Впрочем, в мире имеются проекты более крупных судов на водородных топливных элементах, например, паромов.
Справка Информагентства «Девон»:
В 2015 году вступили в силу дополнения к Международной конвенции по предупреждению загрязнения акваторий судами МАРПОЛ. Согласно MARPOL, с 2020 года запрещено использование топлива с содержанием серы более 0,5% на всей территории международного судоходства.
Что касается водорода, то в мире он рассматривается как наиболее перспективный способ накопления и передачи энергии в низкоуглеродной экономике. Водород может заменить природный газ.
Для хранения и транспортировки первого может быть использована уже имеющаяся система газопроводов. Однако ряд экспертов напоминает, что это потребует решения ряда технических проблем. Например, водород крайне взрывоопасен. Также он разрушает сталь.
Год назад «Информ-Девон» сообщал, что российские специалисты предложили принципиально новую технологию хранения и транспортировки сжиженного природного газа. Для этого разработаны вкладные танки из отечественных полимерных композитов.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Танкер, СПГ, Водород, Альтернативная энергия, Транспорт