Разведчики Ромашкинского месторождения
С какими трудностями в Советской Татарии создавали нефтегеофизическую отрасль.
(
3 июля 2023 15:38 , ИА "Девон" )
В этом году исполнилось 70-лет со дня создания треста «Татнефтегеофизика». Перед предприятием стояла непростая и важнейшая задача геофизических исследований новых месторождений нефти в ТАССР. Об этом Информагентство «Девон» узнало из материалов пресс-службы нефтесервисной компании «ТНГ-Групп» (преемница
«Татнефтегеофизики»).
К 1953 году была составлена принципиальная схема разработки супергигантского Ромашкинского месторождения. В ней выделялись 23 площади как самостоятельные объекты разработки. Именно на них предстояло работать молодому предприятию.
Справка ИА Девон. Ромашкинское месторождение нефти является одним из крупнейших в мире. Оно сыграло важнейшую роль в развитии нефтедобывающей отрасли страны и, несмотря на высокую степень выработанности запасов, остается одним из главных месторождений России. Его разрабатывает «Татнефть». Первый фонтан на месторождения забил 25 июля 1948 года на скважина №3 у села Ромашкино. В Татарстане в этом году отмечается 75-летие с момента открытия «Ромашки».
«Татнефтегеофизика» должна была выполнять промыслово-геофизические работы и другие исследования в бурящихся и эксплуатирующихся нефтяных и газовых скважинах. Среди других задач была разведка нефтяных и газовых месторождений; производство и ремонт геофизических приборов, аппаратуры и оборудования.
В состав треста вошли три промыслово-геофизические конторы — в Бугульме, селе Альметьево (будущий Альметьевск) и Казани, а также геофизическая мастерская-лаборатория и строительный участок, располагавшиеся в Бугульме.
Первое апреля стало официальным днём рождения всех трёх контор: Альметьевской, Бугульминской и Казанской. Они появились на месте ликвидированной Бугульминской геофизической конторы треста «Башнефтегеофизика», её Альметьевской геофизической базы и Казанской каротажной экспедиции.
Коллективы 18 каротажных и перфораторных партий ликвидированных организаций были переведены в трест «Татнефтегеофизика».
В 1952 году партии частично работали на полуавтоматических станциях, а в 1953 году в Бугульминской и Альметьевской конторах были задействованы исключительно автоматические станции.
«Вместо саней и трактора появились каротажные станции на двух машинах, - рассказывал один из первых геофизиков Татарии Ульфат МАГАНОВ. - Подъемник теперь базировался на машине ЗИЛ, лебедку приводил в движение двигатель. Полуавтоматические регистраторы сменили осциллографы, которые выводили показания приборов на фотобумагу».
В 1953 году «Татнефтегеофизика» была преобразована в Альметьевскую промыслово-геофизическую контору, где старшим инженером стал Ульфат МАГАНОВ. С 1978 по 1998 годы он возглавлял Альметьевское управление геофизических работ. Именно он дал новый импульс развитию предприятия, в котором он в общей сложности проработал 50 лет.
Пятого октября 1953 года управляющий трестом «Татнефтегеофизика» Михаил Борисович КАДИСОВ подписал приказ о распределении обязанностей между управляющим трестом и его заместителями – главным инженером, главным геологом, заместителей по общим вопросам и по политчасти.
Уже в первые месяцы трест перевыполнял планы по физическим объёмам, сметной стоимости и снижению себестоимости. В 1953 году «Татнефтегеофизика» выполнила промыслово-геофизических работ более чем на 7 млн рублей. На следующий год этот показатель вырос до 10 млн рублей.
Список заказчиков работ был немногочисленным. Он включал в себя конторы бурения трестов «Татбурнефть», «Альметьевбурнефть» и «Татнефтегазразведка». Исследования выполняли 21 промыслово-геофизические партии.
ТРУДНОСТИ ПЕРВЫХ ЛЕТ
При этом до 1954 года трест испытывал недостаток в таких важных видах материалов и оборудования, как кабель, инклинометры, резистивиметры, химикаты. Об уровне материально-технического обеспечения «Татнефтегеофизики» даёт представление отчёт за 1953 год.
В нём говорится: «Для создания условий работы в отчётном году в Альметьевской ПГК построены полуподвальные помещения зарядной и аппаратной мастерских. Контора имеет гараж без отопления на пять машин. Из-за отсутствия материала кровля не завершена».
Вопрос о неудовлетворительном строительстве объектов для геофизиков Татарии руководство треста неоднократно ставило перед Главнефтегеофизикой, Главвостокнефтестроем и министерством. Однако план строительно-монтажных работ подрядчиками не выполнялся даже наполовину.
«Особого внимания заслуживают строящиеся объекты в Альметьевске: выполнение по каротажно-перфораторной базе составляет только 10,6%, а по жилым домам — 9,7%», - говорилось в документах.
Тяжелое положение было с жильем. Альметьевская промыслово-геофизическая контора в отчётном году располагала лишь 457 кв. метров жилой площади. В среднем на одного жильца приходилось лишь 3,7 кв. м.
Не лучше обстояли дела в Бугульме: «Выполнение подрядным способом строительства в г. Бугульма также далеко не удовлетворительно, - отмечалось в докладе. - По промыслово-геофизической базе годовой план выполнен на 71,5%. К тому же ни один объект этой базы подрядчиком в эксплуатацию не сдан. Выполнение по жилому посёлку составляет 47,7%, и также ни одного квадратного метра жилой площади не сдано».
В Бугульме общая жилая площадь составляла 1345 кв. м, на которой проживали работники треста и Бугульминской конторы. Этого было недостаточно для обеспечения всех работающих.
Молодое предприятие старалось вести строительство производственных и жилых объектов хозспособом. Однако стройматериалов катастрофически не хватало. Лес, кровлю, алебастр и другие материалы приходилось «изыскивать в процессе позаимствования в различных организациях нефтяной промышленности в Бугульме». Это серьёзно лимитировало строительство объектов.
Выполнение плана строительных работ стройучастком треста срывалось не только из-за недопоставок необходимых материалов. Мешал и человеческий фактор. Тогда приходилось действовать жёстко. К примеру, в августе 1953 года после нескольких предупреждений за «преступно-халатное отношение» был отстранён начальник стройучастка.
КАК БОРОЛИСЬ С ТЕКУЧКОЙ
Не хватало не только квартир, но и общежитий. В тех, что были, условия проживания оставляли желать лучшего. В январе 1954 года министерство нефтяной промышленности СССР забило тревогу из-за большой текучки инженерно-технических работников, особенно молодых специалистов. Чтобы исключить негативные факторы, подталкивающие людей к увольнению, на предприятиях организовали проверки.
«Проверкой установлено, что не во всех общежитиях имеются элементарные удобства и предметы первой необходимости, - говорилось в приказе руководителя треста «Татнефтегеофизика» от января 1954 года. – Так, в Альметьевской конторе некоторые работники, проживающие в частных домах, арендованных под общежития, не имеют матрацев. В общежитиях не имеется тумбочек, настольных скатертей. Не все общежития имеют электроосвещение и радио».
Начальникам контор давалось 13 дней на устранение недостатков. Впрочем, отнюдь не молодые специалисты были главной головной болью кадровиков и руководителей треста. В 1953 году 182 человека уволились по собственному желанию. И это при среднесписочной численности треста в 165 человек. В основном это были работники подсобных и вспомогательных производств, так как материальная база не отвечала требованиям.
Чтобы изменить положение дел, в тресте взяли курс на улучшение материально-бытовых условий и усилили политико-воспитательную работу. В 1954 году увольняющихся стало значительно меньше. Несмотря на трудности, 65 работника предприятия стали передовиками производства. На следующий год отряд передовиков насчитывал уже 82 человека…
(Продолжение следует)
О том, как на территории нынешнего Бугульминского района зарождалась геофизика и нефтяная отрасль ТАССР – читайте в публикации
ИА «Девон».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, ТНГ-Групп, кадры, геология, Татарстан нефтедобыча, Ромашкинское месторождение