Нефтегазовым компаниям придется пересмотреть отношения с подрядчиками
А государству – брать на себя создание сложных технологий нефтесервиса.
(
3 марта 2023 11:31 , ИА "Девон" )
Добыча нефти в России к 2030 году может упасть на 20%, если российские компании, которые зависят от западных технологий, не будут развивать собственные сервисы. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании «Яков и Партнеры» (бывшее McKinsey в РФ), пишет
РБК.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА НЕФТЕСЕРВИСА.
В этих условиях отрасли необходимо объединить усилия и запустить процесс полномасштабного импортозамещения, говорит соавтор отчета и партнер «Яков и Партнеры» Андрей СТРЕЛЬЦОВ. Нужно пересмотреть механизм взаимодействия добывающих и нефтесервисных компаний. Нужно также определить меры господдержки, к обсуждению которых должны быть привлечены все заинтересованные стороны.
Российский рынок нефтесервисных услуг демонстрировал стабильный рост до 2019 года, несмотря на значительные колебания цен на нефть. По данным «Яков и Партнеры» и Enerdata, с 2010 по 2019 год он вырос с $13,6 млрд до $20,1 млрд. Цены на нефть Urals колебались с $50 до $110 за баррель. В 2020 году на фоне пандемии коронавируса объем нефтесервисных услуг снизился на 13%. Затем он восстановился почти до $20 млрд, а в прошлом году снова сократился до $17,8 млрд.
Но «ахиллесовой пятой» российского рынка является высокая консолидация высокотехнологичных видов сервиса у западных компаний. Это препятствует дальнейшему полноценному развитию отрасли. Сейчас 50% нефтесервисных услуг сосредоточены у самих нефтегазовых компаний («Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз» и др.). Еще 30% — у российских независимых подрядчиков (Eurasia Drilling, «Русгазбурение», «Новомет», «Геотэк» и др.). Оставшуюся долю занимают иностранные компании. Крупнейшие из них — Schlumberger, Baker Hughes, Haliburton и Weatherford.
Практически все компании из недружественных стран, включая «большую нефтесервисную четверку», заявили в 2022 году о приостановке деятельности в России. Часть из них решила продать российские активы местному менеджменту, который самостоятельно продолжает работу без поддержки глобальных компаний и доступа к технологическим ресурсам. Так, Schlumberger после ухода из России западных фирм активизировала свой бизнес в стране и смогла нарастить выручку за счет покинувших рынок конкурентов.
Однако в условиях усиления санкционного давления возможно прекращение деятельности оставшихся западных компаний. Это создает риски сокращения выполняемых операций на скважинах, предупреждают эксперты «Яков и Партнеры».
По прогнозу консалтинговой компании, объем проходки бурения вырастет с 27,5 млн м. до 28 млн м к 2030 г., а количество пробуренных скважин - с 11,1 тыс. до 16,1 тыс. Причем на 85% вырастет число пробуренных горизонтальных скважин (до 10,9 тыс.). Для этого потребуется существенный прирост парка буровых установок. Сейчас он насчитывает около 1,5 тыс. единиц, из которых около 40% устарело. Поэтому для сохранения и роста темпов бурения оборудование придется существенно обновить.
На подрядчиков из недружественных стран приходится лишь 15% рынка бурения в России. Но они играют ключевую роль в высокотехнологичных сегментах нефтесервиса. Эти услуги будут наиболее востребованы в связи с истощением традиционных запасов и ростом доли трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ). Наиболее востребованная технология для поддержания объемов добычи и ее интенсификации на новых месторождениях — гидроразрыв пласта. Сейчас 52% рынка ГРП занимают западные компании.
Более половины (56%) рынка технологий измерения и исследований во время бурения (MWD/LWD) также приходится на подрядчиков из недружественных стран. Качество российских аналогов до сих пор существенно отстает от них. Наиболее зависимыми от импорта остаются такие шельфовые технологии, как плавучие буровые установки (90% импорта), оборудование для морской добычи (80%), морская сейсморазведка (70%) и суда обеспечения (80%).
ГОСПОДДЕРЖКУ НАДО СОГЛАСОВАТЬ С РЫНКОМ.
Негативный сценарий для рынка нефтесервиса может реализоваться в случае продолжающего дефицита российских технологий и ужесточения санкций. Стагнация рынка на уровне $18 млрд на ближайшие пять-семь лет приведет к существенному падению добычи углеводородов к 2030 году, заключают авторы исследования. Некоторые эксперты предсказывают, что добыча нефти в России уже в этом году может снизиться на 10–15% из-за эмбарго Евросоюза, а также ценовые потолки. В бюджете на 2023 год заложен прогноз по снижению добычи на 8%, с 535 млн до 490 млн т.
«Значительное падение добычи нефти вряд ли произойдет, - говорит президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор ХАЙКОВ. - Но из-за постоянного ухудшения запасов будет происходить рост себестоимости добычи и будет крайне сложно ее наращивать без передовых технологий. А их будет практически невозможно создавать без должных усилий государства, которых сейчас явно недостаточно».
Для нивелирования рисков и ускоренного развития рынка нефтесервисных услуг в России до 2030 года эксперты «Яков и Партнеры» предлагают несколько мер. Нужно утвердить список критически важных технологий. Необходимо согласовать с нефтегазовыми компаниями целевые объемы спроса и необходимые параметры качества технологий, а также новую модель взаимодействия с российскими подрядчиками.
Аналитики также предлагают согласовать с игроками отрасли распределение мероприятий в рамках «дорожной карты» формирования технологий. Предлагается также обсуждать конкретные меры господдержки по сегментам нефтесервиса. Некоторые нефтегазовые компании уже начали формировать рынок подрядчиков по сложным нефтесервисным услугам под свои требования. Однако ключевые компетенции развиваются на стороне независимых компаний. Нефтяники предоставляют им комфортные условия на разработку и отладку технологий, включая долгосрочное финансирование и твердый заказ по объемам.
Необходимо сформировать специальные налоговые преференции для независимых российских нефтесервисных компаний и изменить механизм платежей. У средних по размеру компаний не всегда есть возможность предоставления длительной отсрочки платежей до результатов испытаний и внедрения технологий. Следует создать условия для наращивания российской компонентной базы. Это в долгосрочной перспективе снизит риски и себестоимость оборудования.
При реализации этих мер Россия сможет увеличить объем нефтесервисного рынка до $24 млрд к 2030 году и избежать потери 20% добычи нефти, считают в «Яков и Партнеры». В этом случае высоки шансы реализации базового сценария. При нем добыча нефти в стране в 2030 году составит более 500 млн т.
НЕФТЯНИКАМ НУЖНО БЫТЬ ЛОЯЛЬНЕЕ К ПОДРЯДЧИКАМ.
Несмотря на объявленную еще в 2014 году программу импортозамещения в нефтегазовом комплексе, российская отрасль все еще сильно зависит от иностранных технологий и оборудования, отмечает Виктор Хайков. Для того чтобы «резко» и в кратчайшие сроки создавать в России свои технологии, нефтегазодобывающим компаниям необходимо в корне изменить практику работы с подрядчиками и производителями. Надо кардинально снизить сроки оплаты, предусматривать авансирование, снизить «драконовские» штрафы и ответственность. Кроме того, подрядчикам надо дать возможность зарабатывать и строить долгосрочные планы и вкладывать в свое развитие, указывает он.
«Без всего этого у большинства наших компаний нет необходимых для полного импортозамещения ресурсов, — считает Хайков. — Есть очень краткосрочный период планирования, нацеленный лишь на выживание. Государство должно выполнять роль координатора процесса, формировать совокупный спрос, брать на себя создание сверхсложных элементов для комплексных систем, таких как гидроразрыв пласта. Здесь нужно создавать мощные двигатели, насосы, трансмиссии, электронику. Остальное уже создает российский частный бизнес сам».
«В настоящий момент ведется системная работа по импортозамещению критически важного оборудования для бурения, - отмечают в Минэнерго. - Проводятся испытания комплекса установок для гидроразрыва пластов. Успешно протестировано оборудование для геологоразведки. Кроме того, ведутся разработки комплекса внутрискважинного оборудования, применяемого при строительстве морских нефтегазовых скважин».
Согласно Энергетической стратегии, до 2035 года добыча нефти будет находиться в диапазоне 490–555 млн т в год.
Справка Информагентства «Девон»:
До недавнего времени пятую часть российского нефтесервисного рынка занимали зарубежные компании. VYGON Consulting оценивал нефтесервисный рынок в России в 2021 году в $24 млрд. Американские Weatherford, Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes прекратили работать в России после начала боевых действий в Украине. К ним присоединилась группа компаний KCA Deutag, также «поставившая на паузу» новые капиталовложения на российском рынке.
Американская нефтесервисная компания
Halliburton Co. списала $344 млн во втором квартале 2022 года в результате сворачивания бизнеса в России. Это негативно отразилось на ее чистой прибыли. Чистая прибыль Halliburton в апреле-июне упала до вдвое – до $109 млн.
В марте из-за санкций
Baker Hughes приостановила инвестиции в России. Затем американская компания решила продать свои предприятия российским покупателям. В середине июня «Бейкер Хьюз» прекратил обслуживание и отгрузки оборудования для СПГ-проектов в России. В ответ на это в ноябре президент РФ Владимир ПУТИН одобрил сделку по приобретению ООО "Нефтесервисные технологии" российских активов Baker Hughes. Владельцами новой компании стали бывшие топ-менеджеры Baker Hughes в РФ.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: импортозамещение, ГРП, бурение, Добыча, Кризис