Избежать «повторного бурения» нефтескважин позволит подвеска обсадного хвостовика
(
6 апреля 2022 07:05 , ИА "Девон" )
Специалисты «Татнефти» совместно с учёными бугульминского института «ТатНИПИнефть» создали уникальное оборудование, которое позволило повысить эффективность бурения. Новую технологию уже применили при строительстве более 50 скважин компании «Татнефть». Она будет востребована на российском рынке, пишут «Нефтяные вести» (Елена ФИЛАТОВА).
Крупные куски выбуренной горной породы, неровности стенки скважины, фильтрационная корка и застойные зоны бурового раствора препятствуют свободному перемещению обсадного хвостовика в скважине. Он может застрять на полпути к забою. Хвостовик нужно извлекать из скважины и проводить переподготовку. Эта операция получила в среде буровиков наименование «проработка скважины» или «повторное бурение». Данная операция увеличивает продолжительность бурения до семи суток. В итоге растут издержки буровых работ.
«Иногда достаточно раздвинуть препятствия в виде кусков горной породы, накопленных в стволе, чтобы протолкнуть инструмент к забою скважины, — рассказал научный сотрудник отдела бурения «ТатНИПИнефти», один из авторов технологии Альберт ИСХАКОВ. — Решение заключается в применении вращательного движения. Стандартное устройство, соединяющее бурильную колонну с обсадным хвостовиком, исключает возможность вращения. Разъединение основано на переводнике с резьбовым соединением».
Поэтому управление строительства скважин «Татнефти» поставило перед инженерами и конструкторами института задачу по созданию устройства. Оно должно позволять вращать обсадный хвостовик при его доставке на забой скважины, а также при цементировании - для повышения качества крепления скважины.
Специалисты отдела бурения приступили к разработке конструкторской документации, изготовлению трехмерных моделей, напечатав их при помощи 3D-принтера. По результатам стендовых испытаний подвески хвостовика для цементирования были доработаны.
«Татнефть» передала в Набережночелнинский трубный завод конструкторскую документацию и инструкции по применению технологии, — пояснил конструктор, старший научный сотрудник отдела бурения «ТатНИПИнефти» и один из авторов технологии Анатолий КИРШИН. — В партнерстве с НЧТЗ было создано более пяти типоразмеров ПХЦВ. Каждый из них прошел заводские стендовые испытания, а затем — промысловые испытания на скважинах». Только после этого подвеска хвостовика была передана в серийное производство.
Ранее ИА «Девон»
сообщало, что в «Татнефти» нашли способ, как ускорить бурение девонских скважин в 4 раза. Специалисты смогли избежать разрушения глинистых пород, разделив процесс строительства скважины на 2 этапа с использованием новых технических средств оснащения обсадных колонн.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: ТатНИПИнефть, скважины, бурение, Татнефть добыча