Мнение о конце «нефтяного века» назвали ошибочным

«Круговорот углеводородов в природе» - с таким заголовком вышла статья в журнале «Нефть и жизнь».

(7 февраля 2024 12:38 , ИА "Девон" )
Почему учёные начали говорить об углеводородах как о возобновляемом ресурсе – таков посыл публикации журналиста ИА «Девон» Аскара МАЛИКОВА, написанной специально для корпоративного издания «Татнефти». Далее приводим текст полностью.

Вековой спор сторонников органической и минеральной гипотез образования углеводородов выходит на новый виток. Многие учёные находят всё больше подтверждений тому факту, что нефть и газ могут быть возобновляемыми ресурсами.

В этом обзоре мы рассмотрим основные теории генерации «чёрного золота» и «голубого топлива».

К ВЕРСИЯМ ОБРАЗОВАНИЯ НЕФТИ ЕСТЬ ВОПРОСЫ.

Согласно органической гипотезе, углеводороды (УВ) образуются в осадочном чехле земной коры. Продукты разложения организмов откладываются в нефтесодержащих сланцах (керогене).

Минеральная (абиогенная) гипотеза предполагает, что углеводороды синтезируются из неорганики в глубине Земли. Оттуда они поступают к поверхности. Так, профессор Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института (ВНИГРИ) Николай КУДРЯВЦЕВ (1893-1971) считал, что углеводороды образуются из небиологических источников углевода и водорода, находящихся в земной коре и мантии.

Кстати: Определение биосферы сформировал советский учёный Владимир ВЕРНАДСКИЙ. В неё входят верхние слои литосферы, гидросфера и нижние слои атмосферы, где живут организмы.

Обе гипотезы имеют недостатки, считает кандидат физико-математических наук Азарий БАРЕНБАУМ из Института проблем нефти и газа Российской академии наук (РАН). Он предлагает взять за основу биосферную концепцию и считать её новой парадигмой.

Эта теория рассматривает нефть и газ как возобновляемые полезные ископаемые и связывает образование углеводородов с геохимическим круговоротом углерода и воды. Этот сложный процесс, как полагает учёный, поддерживается путём взаимодействия трёх явлений природы.

Первое – геохимическое образование веществ (геосинтез). В 1982 году в СССР установили, что органические вещества осадочных пород преобразуются под действием тектонических и сейсмических процессов.
Породы могут активироваться из-за сейсмических процессов в земной коре, деятельности человека, и даже притяжения Луны.
В механически активированных породах углеводороды образуются не только из органических, но также из неорганических веществ.
Нефтяные месторождения связаны с нефтеподводящими разломами (каналами) и формируются через них за счёт вертикальной миграции нефтегазоносных флюидов.

«КОСМИЧЕСКАЯ» НЕФТЬ.

Следует учитывать и второе явление – климатический цикл круговорота углерода, отмечает учёный РАН. Углекислый газ из атмосферы поступает в недра вместе с осадками. Подземные воды могут проникать на глубину свыше десяти километров. Циркуляция воды носит и восходящий характер. А СО2 в породах земной коры участвует в геосинтезе.

Следуя биосферной концепции, промежуточная зона флюидных давлений является главной зоной образования нефти и природного газа. Там геосинтез проходит наиболее интенсивно. В результате водород, метан и азот из растворённого в воде воздуха поступают в атмосферу.

Другие, более тяжёлые УВ скапливаются в породах-коллекторах. А в результате распада воды и дегазации в этой зоне возникает дефицит пластовых давлений. Он играет роль насоса, засасывающего воду с поверхности.

Кроме того, вода, углерод и другие химические элементы могут попадать на Землю… из космоса.
Астрофизики выяснили, что наша планета каждые 20–30 млн лет подвергается мощным бомбардировкам кометами. Именно в эти периоды на Земле откладываются нефтематеринские породы с повышенным содержанием органики. Это главная причина цикличности всех планетарных геологических процессов, пишет Азарий Баренбаум.

Последняя такая бомбардировка произошла не позднее, чем 5 млн лет назад. Поступающий из космоса углерод перераспределяется по трём связанным циклам круговорота: биосферному и двум литосферным.

Кстати: Отдельные учёные выдвигают экзотические теории. Якобы углерод поступает из атмосферы Венеры, а водород – от солнечного ветра.

Как утверждается, биосферный цикл длится 40 лет. Поэтому при нефтегазодобыче нужно использовать технологии, не приводящие к ликвидации ловушек УВ и не нарушающие циркуляцию подземных вод. В таком случае на поздних стадиях разработки на месторождениях восполняются запасы углеводородов.

СО2 И ГАЗОГИДРАТЫ.

Сегодня в результате интенсивной разработки месторождений большое количество «добавочного» углерода попадает в атмосферу. В итоге «лишний» СО2 скапливается в виде метановых газогидратов на шельфе Мирового океана.

Морские газогидраты возникают в результате выбросов метана из разломов дна, отмечает завотделом ВНИГРИ Нина ОКНОВА. Эти многометровые толщи содержат около 37% запасов природного газа в мире.

Особенно много метана и сероводорода в Чёрном море. Эти «метановые» поля могут растягиваться почти на два километра. Например, в одно время у побережья Грузии ежесуточно выделялось около 170 тысяч кубометров газа на один квадратный метр дна.

Подобные явления могут быть доказательством миграции углеводородов, отмечают учёные. Впрочем, не обязательно далеко ходить за примерами миграции жидких и газообразных полезных ископаемых. На данный момент объёмы добычи превышают подсчитанные запасы на многих месторождениях Урало-Поволжья (например, Ишимбайской и Кинзебулатовской групп в Башкортостане).
Классическим примером является Ромашкинское месторождение в Татарстане. Это супергигантское месторождение с 1948 года разрабатывает «Татнефть».

«НЕФТЯНОЕ ДЫХАНИЕ» НЕДР.

Около 20 лет назад в Татарстане начали исследовать феномен восполнения запасов нефти залежей терригенного девона. Работы на «Ромашке» велись под руководством бывшего главного геолога «Татнефти», профессора Казанского федерального университета Рената МУСЛИМОВА и профессора Московского государственного университета Ивана ГЛУМОВА.

Анализ геолого-промысловых данных эксплуатационных скважин показал, что нефть продолжает поступать в промышленную залежь пашийского горизонта. Было доказано и существование локализованных участков подтока. По итогам мониторинга выделены аномальные скважины, которые служат вот уже более 40 лет. Их максимальные дебиты зафиксированы с периодичностью в 14 лет.

Эффект затухает по мере интенсификации техногенных воздействий на пласт и применения внутриконтурной закачки воды. Потом на фоне снижения заводнения поступление нефти усиливается.

«Нужны огромные затраты, но мы получим технологии использования неисчерпаемых углеводородных ресурсов глубинных недр Земли, – отмечает Ренат Муслимов. – Земля сама обеспечивает нас углеводородами и будет обеспечивать и дальше».

Итак, бытовавшее мнение о конце «нефтяного века» можно окончательно назвать ошибочным. Есть оптимистичные прогнозы, что человечество обеспечено ценным сырьём на века. Вопрос лишь в новых технологиях и методах рациональной разработки залежей.

Поиск по теме: наука, Татарстанский нефтегазохимический форум, Муслимов Ренат