Российский нефтемаш принял вызов и готов импортозамещать
К 2022 году в России должны появиться отечественные технологии СПГ и шельфовой добычи.
(
28 февраля 2018 15:11 , ИА "Девон" )
Истощающиеся запасы углеводородов в традиционных регионах нефтедобычи — одна из главных проблем российской нефтяной отрасли. Их добыча осложнилась из-за введения международных санкций. Ограничения коснулись освоения трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗов), залежей сланцевой нефти, а также разработки глубоководных месторождений в Арктике и т.д. Под запретом оказались поставки бурового оборудования, электронасосов, морских платформ и других компонентов. Насколько действенными оказались эти меры и как решаются проблемы импортозамещения – об этом в статье старшего консультанта RPI Вадима КРАВЕЦа «Вызов принят, процесс пошел», опубликованной в издании
«Нефтегаз» (спецпроект Национального нефтегазового форума и выставки "Нефтегаз"). Информ-Девон приводит этот материал с сокращениями.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: НАЧАЛО
В результате санкций под запрет подпало 68% импортного высокотехнологичного оборудования, используемого при освоении ТРИЗов. Политика ограничительных мер поставила под вопрос возможность реализации российскими компаниями более 50 соглашений с партнерами из США, Норвегии, Венесуэлы и арабских стран.
Поэтому правительство РФ три года назад взяло курс на импортозамещение. Первым шагом стала разработка плана содействия импортозамещению в промышленности, который был утвержден в сентябре 2014 года. В декабре того же года Министерство промышленности и торговли сформировало рабочую группу по снижению зависимости российского ТЭК от импорта иностранной продукции. В марте 2015 года Минпромторг утвердил план мероприятий по импортозамещению в нефтегазовом машиностроении.
Тогда же были определены приоритетные направления и технологии для снижения импортозависимости в ТЭК.
До начала реализации плана средняя доля импорта в сфере поставок оборудования для нефтегазовой отрасли составляла 60%. Этот показатель в категории «технологии, техника и сервис эксплуатации скважин, увеличения нефтеотдачи» составлял 67 95%.
Россия импортировала от 60 до 83% техники и технологий бурения наклонно-направленных, горизонтальных и многозабойных скважин; в среднем от 40 до 85% технологий и оборудования для геологоразведки. Зависимость от иностранных технологий и оборудования для шельфовых проектов доходила до 90%.
К примеру, буровую платформу «Приразломная» «Газпром нефти» в Печорском море обслуживают российские компании, но она на 90% состоит из импортного оборудования.
Первые результаты реализации правительственной программы не заставили себя ждать. По итогам 2016 года доля импорта в нефтегазовом машиностроении снизилась до 52,7% при плановых 56%. Всего на реализацию импортозамещающие проекты было направлено почти 375 млрд рублей, в том числе почти 105 млрд из федерального бюджета и Фонда развития промышленности (ФРП).
Успешными примерами можно считать усовершенствование производства буровых установок на отечественных предприятиях. К примеру, на Кунгурском машиностроительном заводе в Пермском крае восстановлены производственные мощности. Там уже проводятся испытания первой из девяти заказанных буровых установок мобильного типа, которые могут бурить скважины глубиной до 3 тыс. метров. До остановки производства в 2008 году в Кунгуре выпустили 44 таких комплекса.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РЕАГЕНТЫ И ТЕЛЕСИСТЕМЫ ДЛЯ БУРЕНИЯ
В Волгореченске (Костромская область) в 2015 году открылся завод «НОВ Кострома» по производству буровых установок и внутрискважинного оборудования. Сумма инвестиций составила 6 млрд рублей, продукция завода предназначена для поставок на российский и европейский рынки. Первая установка грузоподъемностью 320 тонн была сдана российскому заказчику в 2017 году.
Примеры успешной реализации проектов импортозамещения есть и в Восточной Сибири. В октябре 2016 года в Томской области открылась первая очередь завода НПО «РеаСиб», специализирующегося на выпуске реагентов для буровых растворов. Мощности завода позволяют производить до 30 тонн продукции в сутки. До этого в России реагенты для буровых растворов выпускало лишь кемеровское ООО «Велес».
На оренбургском Заводе бурового оборудования было запущено производство высокоскоростного вращателя с проходным шпинделем для установки ZBO S15. До этого приобретались иностранные комплекты стоимостью примерно 3 млн рублей. Импортозависимость на данном направлении уменьшилась с 70 до 45%.
Отмечается прогресс в разработке и внедрении роторных управляемых систем (РУС), который достигнут АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» совместно с АО «Специальное конструкторское бюро приборов подземной навигации» (Санкт-Петербург), а также НПП «Буринтех» (Уфа). Прибор РУС от «Электроприбор» относится к типу Push-the-bit (позволяет бурить с отклонением долота – прим. ИА Девон). Разработка прибора проводилась при финансовой поддержке ФРП. В 2015-2016 годах прибор прошел опытно-промышленные испытания (ОПИ) на трех скважинах Вынгапуровского месторождения («Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз») и сейчас дорабатывается.
Одной из ключевых задач является обеспечение эффективного комплексирования с телесистемами российского производства. Прибор «Буринтеха» относится к типу Point-the-bit (технология направления долота – прим. ИА Девон). Аналоги примененной разработчиками концепции отсутствуют. ОПИ проведены на Южно-Приобском месторождении компании «Газпромнефть-Хантос» в 2016 году.
На более ранних стадиях разработки РУС находятся компания «Русские универсальные системы» (резидент «Сколково») и «Пермская компания нефтяного машиноcтроения».
с применением азимутальных методов. Такие методы доступны только через ведущие международные нефтесервисные компании (т. н. «Большую четверку»). «НПП Энергия» и ОАО «Когалымнефтегеофизика» разработали и испытывают модули 2ННК-ГГКЛП-LWD-121. Этот прибор может стать уникальной российской разработкой азимутального каротажа.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПГ И ПОДВОДНОЙ ДОБЫЧИ
По заказу Минпромторга и при поддержке «Газпрома» ведется разработка отечественного оборудования систем подводной добычи (СПД). Планируется, что в 2019 году будут изготовлены опытные образцы, а в 2020 году пройдут их комплексные испытания. Подготовлены предложения по разработке импортозамещаемого оборудования для буровых комплексов морских платформ. Испытываются опытные образцы приборов для морской сейсмо-и электроразведки.
«Роснефть» запустила установку регенерации катализаторов. Компания планирует в этом году построить на площадке Ангарской нефтехимической компании (АНХК) новые мощности по производству катализаторов реформинга и изомерации.
К 2020-2022 годам в России ожидается появление собственной технологии по производству сжиженного природного газа (СПГ).
По окончании строительства третьей очереди «Ямал СПГ» будет построена четвертая, «целиком на российских технологиях», заявлял Владимир Путин. Речь идет о разрабатываемой НОВАТЭКом технологии Arctic Cascade, на базе которой планируется строительство третьей линии «Арктик СПГ-2».
НОВАТЭК планирует стать доминирующим производителем СПГ в России и к 2030 году выпускать примерно две трети от общего объема производства этого сырья в стране, который составит более 80 млн тонн в год.
Вызов, брошенный отрасли, был принят, и ответ российских машиностроителей и нефтяников получился достойным, считает автор. Некоторые сегменты нефтяной промышленности окажутся под прямым ударом санкций. Но работа, которая ведется сегодня, позволит минимизировать потенциальный ущерб, добиться сохранения текущих объемов нефтедобычи и экспортного потенциала отрасли.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: импортозамещение, бурение, СПГ, НОВАТЭК, Газпром нефть, Оборудование, Буринтех, Минпромторг, Национальный нефтегазовый форум и выставка "Нефтегаз", RPI