Нужно ли России «импортозаместить» нефтегазовых аудиторов?
Это надо в случае ужесточения санкций, считают эксперты.
(
29 декабря 2019 22:23 , ИА "Девон" )
России необходима собственная система аудита запасов углеводородов. Сегодня иностранные аудиторы знают о нефти в России больше государства. Этого в условиях санкций допускать нельзя. Об этом пишет Галина СТАРИНСКАЯ в статье, опубликованной в
«Ведомостях».
В СССР достоверность запасов нефти и газа устанавливалась и подтверждалась экспертизой Государственной комиссии по запасам (ГКЗ), отмечают в Vygon Consulting.
Рыночные отношения потребовали оценки стоимости активов при слияниях и поглощениях, привлечении заемного финансирования. Это нужно было и при размещении акций на фондовых рынках, участии в аукционах. Поэтому теперь именно экономика разработки и стоимостная оценка запасов вышли на первый план.
Ранее нефтяники искали заемный капитал в основном за рубежом. В свое время понадобилась отчетность по международным стандартам (МСФО) и раскрытие данных о запасах в соответствии с требованием местных регулирующих органов. Компаниям пришлось привлекать иностранные консалтинговые компании. Аудит запасов «Роснефти» и «Газпром нефти» проводит DeGolyer & MacNaughton, а ЛУКОЙЛа – Miller & Lents. Эти консультанты фактически стали монополистами на рынке аудита запасов углеводородного сырья, отмечают в Vygon Consulting. Они ежегодно проводят аудит запасов по западным классификациям PRMS и SEC.
ИНОСТРАНЦЫ ЗНАЮТ О НАШЕЙ НЕФТИ БОЛЬШЕ ГОСУДАРСТВА
Но в России действует собственная классификация. До 2016 г. она не учитывала рентабельности запасов. Расхождение в российской и международной оценках бывало двукратным – 30 млрд и 14,6 млрд т соответственно. Биржи и банки до сих пор не принимают во внимание российскую оценку. В 2019 г., когда было инвентаризировано 60% извлекаемых запасов, выяснилось, что рентабельно лишь 64% (11,2 млрд т).
Так, иностранные консультанты знают о запасах в России больше, чем государство.
«Нефтяники сдают государству геологические и гидродинамические модели, укрупненные экономические нормативы, говорит управляющий директор Vygon Consulting Григорий ВЫГОН, - Эта информация не актуализируется ежегодно, ее качество зачастую под вопросом».
Иностранные аудиторы же ежегодно получают наиболее полные сведения о российских недрах в детальной разбивке, включая инженерные данные по скважинам, экономике и проч. А это риски – США вводят все новые санкции. В России необходимо создавать систему национального аудита, делают вывод эксперты Vygon Consulting. Ее задача – сформировать прозрачный институт экспертов и компетентных лиц, перейти на ежегодный поскважинный расчет запасов. Также нужно создать условия для финансового аудита запасов.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АУДИТ
«Роснедра через ГКЗ организуют государственную экспертизу запасов. У аудиторов другая функция: они нужны для оценки бизнеса и привлечения капитала, – говорит Выгон. – Аудиторы могут помочь повысить качество госэкспертизы. Они могут взять на себя часть работы по оперативному подсчету запасов без изменения технологических решений по мелким месторождениям».
Речь идет не о какой-то специальной компании, а о новой системе подсчета запасов, основанной на институте экспертов в сфере недропользования и компетентных лиц. «Национальные аудиторы могут быть частными или государственными, их должно быть достаточно для обеспечения нормальной конкуренции. Важно, чтобы это были российские юридические лица», - заявляет эксперт.
России необходима своя классификация запасов, которая будет восприниматься государством, банками, биржей, компаниями при принятии инвестиционных решений. «Это может занять около двух лет, а система – называться «национальный аудит» или как-то по-другому», соглашается собеседник издания, близкий к Минприроды.
НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО
Большинство крупнейших российских нефтегазовых компаний – публичные акционерные общества (ПАО). В их капитале – иностранные стратегические и портфельные инвесторы. Им для уверенности в положении компаний нужны данные о запасах, аудированные международными консультантами с проверенной репутацией и опытом на рынке. «Национальный аудитор тоже желателен, но его оценки будут носить вспомогательный характер, дополняющий выводы международных аудиторов», - говорит старший аналитик «БКС премьера» Сергей СУВЕРОВ.
Аудит – такая деятельность, где особенно важна репутация. Создать с нуля национального игрока, которому будут доверять все, сложно, указывает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий МАРИНЧЕНКО. «Это как с финансовым аудитом. Несмотря на ухудшение отношений с Западом, за редким исключением отчетность крупнейших российских компаний аудирует большая четверка», - говорит он.
«Если исключить дальнейшую автаркизацию российской экономики, необходимости в создании национального игрока нет. Но она может появиться, если все пойдет по пути еще большего ухудшения международных отношений, новых серьезных санкций и т. д.», добавляет Маринченко.
Не факт, что нефтяники будут приветствовать создание национального игрока. Если его услуги станут обязательными, это может увеличить издержки, аудит придется проходить сразу у двух компаний, заключает он.
По мере замещения иностранных аудиторов российскими расходы недропользователей будут сокращаться, возражает Выгон.
Прим. ИА Девон
Введение в 2017 году
новой классификации запасов углеводородного сырья и принятие её мировым экспертным сообществом приблизило создание в России национального независимого аудита.
Реформа направлена на повышение достоверности запасов; упрощение схемы их утверждения запасов; снижение административных барьеров; вовлечение в разработку неэффективных и трудноизвлекаемых запасов и гармонизацию отечественной системы классификации с международными системами.
Далее, в 2020-2021 годах на базе ЕврАзЭс совместно с другими странами может быть создан
новый центр формирования инвестиционных решений в области разведки и освоения полезных ископаемых.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Запасы классификация, ГКЗ, отчетность