Миноритария «Башнефти» сочли ненадлежащим истцом
Апелляционный суд объяснил, почему он оставил лицензию на месторождения им. Требса и Титова СП «Башнефти» и ЛУКОЙЛа
По мнению суда, действия Роснедр не затрагивали прав Иноземцевой в сфере недропользования и «не возлагали на нее каких-либо обязанностей», при этом физическое лицо «не является участником отношений недропользования».
«Башнефть» получила лицензию на месторождения им. Требса и Титова (запасы около 140 млн тонн нефти) в 2011 году за 18,1 млрд руб. Почти сразу же она создала для разработки актива СП с ЛУКОЙЛом, который получил в проекте 25% плюс одну акцию за 4,8 млрд руб. Но Раиля Иноземцева, владеющая десятью акциями «Башнефти», в июле 2014 года подала иск в Арбитражный суд Москвы, потребовав отменить решение совета директоров нефтекомпании о переоформлении лицензий на «Башнефть-Полюс» и отменить соответствующий приказ Роснедр.
Иноземцева оценила потери «Башнефти» от партнерства в $10 млрд, но обе нефтекомпании в обращении в Генпрокуратуру называли ее претензии «корпоративным рейдерством». Судебные разбирательства по этому иску совпали с претензиями следствия к покупке контрольного пакета «Башнефти» АФК «Система» и арестом основного акционера АФК Владимира Евтушенкова.
15 декабря 2014 года суд первой инстанции частично удовлетворил требования Раили Иноземцевой: он отказался признать недействительными решения совета директоров «Башнефти», но согласился с незаконностью действий Роснедр, так как «Башнефть-Полюс» не соответствовала требованиям закона о недрах и не могла бы выиграть конкурс из-за отсутствия мощностей НПЗ.
Апелляция же вообще не стала оценивать законность передачи лицензии «Башнефть-Полюсу», просто сочтя доводы о возможных нарушениях «неприемлемыми», так как они были «заявлены в суд ненадлежащим истцом». К этому моменту основной владелец Владимир Евтушенков уже был выпущен из-под домашнего ареста, а сама «Башнефть» 8 декабря перешла в госсобственность.
«Миноритарии могут оспаривать решения органов управления компании, но не решения госорганов»,— приводит «Коммерсант» мнение управляющего партнера адвокатского бюро «Бартолиус» Юлия Тая. Он поясняет, что решения Роснедр приняты на основании решений совета директоров и отменить их суд мог бы только «в качестве последствий недействительности решений совета, но не отдельно от них». Решение первой инстанции юрист назвал нелогичным и не соответствующим сложившейся судебной практике.
С ним согласен партнер адвокатского бюро «Линия права» Руслан Нагайбеков: «Согласно классическому подходу, от имени компании может выступать только сама компания.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |